Структура кима по биологии 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура кима по биологии 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В экзамен по биологии входят 28 заданий, из них 21 задание с кратким ответом и семь с развёрнутым ответом. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности и формату. Всего за экзамен вы можете получить 58 первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в 100 вторичных. Причём за первую часть можно получить максимум 38 первичных баллов (66 вторичных), а за вторую 20 первичных (34 вторичных).

Вторая часть ЕГЭ по биологии 2021 — это задания с развёрнутым ответом, который нужно самостоятельно сформулировать и записать. У каждого задания свои особенности.

  • 22 задание (первое задание второй части) обсуждаются практические ситуации и их решение
  • 23 — нужно проанализировать рисунок и ответить на вопросы
  • 24 — текст, где нужно исправить биологические ошибки в некоторых предложениях
  • 25 и 26 — развёрнутые ответы по блокам «Система и многообразие органического мира», «Организм человека и его здоровье» и «Эволюция живой природы»
  • 27 и 28 — прикладные задания, где нужно решать задачи по цитологии и генетике.

Как видите, обе части экзамена важны. Готовиться к ним нужно вдумчиво и последовательно.

Структура заданий по биологии подвергается изменениям каждый год. Следует обращать особое внимание на варианты задач, соответствующие текущему году, так как именно они будут положены в основу предлагаемых на экзамене. Однако не стоит сбрасывать со счетов билеты прошлых лет, они также могут быть использованы в подготовке к испытаниям.

Демонстрационные материалы имеют как печатную форму, так и вид онлайн-тестов, расположенных на профильных ресурсах. В них входит объяснение, аргументация правильности выбора ответа, следовательно, они подходят как для повторения пройденного материала, так и для проверки усвоенных знаний.

В 2021 году выпускники смогут выбрать направление исходя из имеющихся сертификатов ЕГЭ. Так, связка дисциплин «биология» + «профильная математика», откроет двери в таких направлениях, как:

  • Биология (06.03.01);
  • Медицинская кибернетика (30.05.03);
  • Клиническая психология (37.05.01);
  • Ветеринарная медицина (36.05.01);
  • Зоотехника (36.03.02);
  • Почвоведение (06.03.02);
  • Агрономия (35.03.04);
  • Ландшафтная архитектура (35.03.10).

Если вы мечтаете о медицинской карьере или хотите работать в фармацевтической промышленности, то стоит задуматься о сдаче химии в качестве ЕГЭ по выбору.

Стоит заметить, что в 2020 году биологию планировали сдавать почти 20% участников ЕГЭ, тогда как химию только 14,3%. Но не стоит считать биологию простым для сдачи предметом, ведь на экзамен вынесены все тематические блоки из школьного курса, а это достаточно большой объем информации.

Специалисты при разработке порядка и особенностей проведения единого государственного экзамена стремятся сделать его ещё более эффективным и прозрачным. Безусловно, все изменения утвердятся только к началу 2020-2021 учебного года, тем не менее необходимо уже сейчас следить за новостями с тем, чтобы составить представление о том, с чем предстоит работать в дальнейшем.

В КИМах по биологии для ЕГЭ 2021 года кардинальных изменений не будет – выпускникам будет предложено 28 заданий, в числе которых 12 базового уровня, 9 – повышенного и 7 высокого.

Часть Кол-во заданий Тип ответа
Первая часть 21 краткий
Вторая часть 7 развернутый

При этом в 1-й части 11-классникам встретятся такие типы заданий:

  • множественный выбор ответов – 6;
  • поиск соответствия – 6;
  • установление правильных последовательностей – 3;
  • дополнение данных в таблицах – 2;
  • решение задач по цитологии и генетике – 2;
  • на анализ графической информации – 1;
  • дополнение схем – 1.

Выполнив все 28 заданий, экзаменуемый может заработать 58 ПБ, что и будет интерпретировано как 100 ТБ.

При этом распределение баллов по заданиям 1-го и 2-го блока будет следующим:

Задания Максимальный ПБ
№ 1, 2, 3, 6 1 б.
№ 4-5, 7-22, 2 б.
№ 23-28 3 б.

На выполнение работы в 2021 году будет отведено 3,5 часа (210 минут), из которых на каждое задание 1-й части рекомендуется потратить не более 5 минут, а на каждую задачу 2-й части от 10 до 20 минут.

Бланк ответов №1 оцифровывают и проверяют автоматизированным методом. Апеллировать к этой оценке нельзя, так как неправильно распознанный ответ изначально считается виной экзаменуемого, заполнившего бланк с нарушениями.

Развернутые ответы проверяют 2 независимых эксперта. Полный перечень критериев, разработанных для оценивания задания №22-28 можно найти в демонстрационном варианте КИМА, а также среди документов, доступных на сайте ФИПИ.

Структура и особенности ЕГЭ -2021 «БИОЛОГИЯ»

Во-первых, к освоению полного объема знаний. Ученикам важно уметь их применить в новой ситуации.

«Готовиться, прежде всего, нужно к тому, чтобы дети освоили полный объем знаний по всем разделам биологии. В большом темном помещении у нас всегда с собой должен быть фонарик, чтобы рассмотреть самые дальние уголки и мельчайшие детали — все должно быть в поле зрения ученика».

Во-вторых, — к освоению умения интегрировать знания, использовать межпредметные связи.

В третьих, важно освоить умение многоаспектного рассмотрения объектов и процессов (структурно-функциональный, эволюционный, экологический).

В-четвертых, необходимо понимать алгоритмы выполнения заданий разного вида.

В-пятых, нужно изучить требования к оцениванию разных заданий.

Следующее задание линии 25 — из раздела «Человек и его здоровье». Объем задания расширяется за счет двух тем — «Обмен веществ» и «Система органов человека». Но помимо внутрипредметной интеграции присутствует и межпредметная связь с химией, потому что тут необходимо помнить о биохимических процессах, которые протекают в мышцах.

Нельзя сказать, что это задание лежит за рамками программы, но совершенно точно оно дает некий эффект новизны и погружает ребенка в ситуацию, где нужно объединить полученные в школе знания.

Известно, что уровень глюкозы в крови взрослого человека в норме составляет 4,1 — 5,9 ммоль/л. На концентрацию глюкозы влияет ряд органов, например промежуточный мозг, надпочечники, двуглавая мышца плеча. Используя знания о функциях этих органов, объясните их роль в регуляции концентрации уровня глюкозы.

Элементы ответа:

1) Промежуточный мозг (гипоталамус) с помощью нейронов-рецепторов определяет концентрацию глюкозы в крови;
2) Промежуточный мозг (гипоталамус и гипофиз) осуществляет нейрогуморальную регуляцию уровня глюкозы в крови;
3) Надпочечники вырабатывают гормон адреналин, который усиливает распад гликогена до глюкозы;
4) Двуглавая мышца плеча во время работы потребляет глюкозу, понижая ее концентрацию в крови;
5) Двуглавая мышца плеча синтезирует гликоген из глюкозы, понижая концентрацию глюкозы в крови.

Задание тоже оценивается жестко — максимально за четыре-пять элементов ответа — 3 балла, за один-три правильных ответа — 2 балла.

Обратите внимание, что в последние годы в очень многих критериях появляется замечание: За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл. ЕГЭ, к сожалению, не прощает оплошностей, и к этому тоже очень важно подготовить детей.

Введение принципа антипараллельности при матричном синтезе, поиск отдельных кодонов, триплетов ДНК, обратная транскрипция — все эти элементы усложнили задания линии 27 в последние годы.

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

5’-ЦГАТАТЦГАТТТАГА-3’ 3’-ГЦТАТАГЦТАААТЦТ-5’ Определите, какая из цепей ДНК (верхняя или нижняя) является матричной (транскрибируемой), если первая аминокислота в синтезируемом фрагменте полипептида Арг.

Объясните ваше решение. Укажите последовательность фрагмента молекулы РНК и фрагмента полипептида, состоящего из пяти аминокислот, синтезируемого на матрице этой РНК.

Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Послабление в системе оценивания в этом году — разработчики в эталонах указали, что если ребенок не прописал концы для кодонов иРНК и триплетов ДНК, то такие ответы тоже принимаются. Однако мы все понимаем, что если не учитывать антипараллельность при решении задач, то в отсутствии цифр ответы ученика могут быть иными.

За выполнение задания можно получить максимум 3 балла — если ответ включает в себя все элементы (всего их пять), 2 балла — за четыре элемента и 1 балл — за два-три. При этом в ответе не должно быть биологических ошибок. И снова важно дать наиболее исчерпывающий, логически последовательный ответ.

У человека между аллелями генов отсутствия потовых желез и дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца — отсутствия потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

Схема решения задачи включает:

Изменения в ЕГЭ по биологии в 2021 году

В предыдущие годы экзамен проводился на бумажном бланке. В 2021 г. выпускники будут выполнять тесты на компьютере. Необходимо сделать 27 заданий. Отработать навыки можно с помощью специального тренажера по ЕГЭ по информатике.

Демонстрационная версия доступна на официальном сайте Федерального центра тестирования. Задачи разбиты на три уровня: базовый, повышенной и высокой сложности. В отличие от упражнений предыдущих лет 9 заданий направлено на практическое программирование, а 18 аналогичны ранее предложенным.

Минимум, который можно считать хоть и посредственным, тем не менее успешным, составляет 36 баллов. Стоит отметить, что для поступления в наименее престижные учебные заведения не на бюджетную форму обучения выпускник должен обладать сертификатом в 50 баллов.

Абитуриентам ВУЗов высокого уровня подготовки выдвигаются требования, предусматривающие 84 балла, если планируется поступление на бюджетную форму обучения.

На сегодняшний день можно выделить следующие показатели результативности сдачи тестов ЕГЭ:

  • оценку «два» получают те, кто набрал результат в количестве 0-35 баллов;
  • оценку «три» имеют выпускники, набравшие 36-54 балла;
  • оценка «четыре» соответствует показателю в интервале 55-71 балл;
  • оценке «пять» соответствует сумма, составляющая 72 балла и выше.

Тестирование по биологии в рамках ЕГЭ имеет различную степень сложности и отличается по типу ответа. Базовой ступени сложности соответствуют первые двадцать пять заданий, ответами к ним предлагается несколько вариантов, один из которых верный, для обдумывания предоставляется временной промежуток 2-3 минуты.

Следующая – включает 8 вопросов, к которым существует несколько вариантов ответов – двух и более. Здесь можно применить одно слово, определённый порядок букв или цифр. Время на обдумывание увеличено до трёх-пяти минут.

Заключительные семь вопросов предусматривают подробный, развёрнутый ответ, относятся к высшей степени сложности. На выполнение этого задания выделяется по десять-двадцать минут для каждого вопроса.

Специалисты при разработке порядка и особенностей проведения единого государственного экзамена стремятся сделать его ещё более эффективным и прозрачным. Безусловно, все изменения утвердятся только к началу 2020-2021 учебного года, тем не менее необходимо уже сейчас следить за новостями с тем, чтобы составить представление о том, с чем предстоит работать в дальнейшем.

ЕГЭ по биологии в 2021 году: изменение, оценивание, подготовка

Выпускников школ порадует новость: им будет предоставлена возможность пересдачи не только обязательного предмета, а любого. Однако он может быть только один.

У тех, кто в прошлом году получил неудовлетворительный результат или же не сдал несколько предметов, такая возможность исключается.

В случае если ученик не явился на экзамен по уважительной причине, подтверждённой документально, он сможет пересдать в резервный день сессии или же в период проведения осенней сессии.

  • Алгебра
  • Геометрия
  • Биология
  • Всемирная история
  • География
  • Информатика
  • История России
  • Обществознание
  • Русский язык
  • Физика
  • Химия
  • Написание диссертации
  • Геометрия 7 Атанасян К-2 Уровень 3
  • Геометрия 7 Атанасян К-2 Уровень 2
  • Художественная культура конца XVIII — начала XX века
  • Нарастание международных противоречий
  • Африка в конце XVIII — начале XX века
  • Китай в XIX веке

1.1. Биология как наука, её достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

1.2. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция

2.1. Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

2.2. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

2.3. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

2.4. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа её целостности

2.5. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

2.6. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

2.7. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза

ЕГЭ по биологии – 2021: к чему и как готовиться?

6.1. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

6.3. Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среды, адаптация к ним человека

7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение

7.2. Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

7.3. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем

7.4. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нём организмов разных царств. Эволюция биосферы

7.5. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде

  • Методы научного познания; основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез
  • Строение и признаки биологических объектов
  • Сущность биологических процессов и явлений
  • Современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции
  • Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

Удачно сдать ЕГЭ по биологии без должной подготовки невозможно, даже если в школе вы получали только отличные оценки. Задания государственного экзамена охватывают множество тем, в том числе те, что изучались в средней школе. И если вы хотите пройти это испытание с успехом, проверьте себя на наших тренировочных вариантах по биологии. Почему это полезно:

  • все упражнения на «Ваш Урок» разработаны по критериям ФИПИ – вы попрактикуетесь выполнять экзаменационные задания заранее;

  • к каждому вопросу дан подробный ответ от ведущих предметных педагогов;

  • задачи авторские, а не скопированные из открытых источников;

  • после прохождения тренировочных тестов вы сразу видите свой результат (и в первичных, и в тестовых баллах);

  • сверяясь с правильными ответами на вопросы, легко вычислить темы, в которых вы «плаваете», чтобы уделить их проработке больше времени;

  • готовиться к экзамену на «Ваш Урок» можно прямо со смартфона – у нас удобная мобильная версия сайта.

У нас доступны сотни тестов для ЕГЭ по биологии, и каждый день мы добавляем новые. С нами вы основательно подготовитесь по всем видам заданий, систематизируете знания и поймете, как вносить ответы в экзаменационные бланки. Приступим?

Демоверсия ЕГЭ по биологии 2021 от ФИПИ

Теоретическая и практическая части тестирования остались прежними. Время на сдачу работы – 3,5 часа (210 минут), как и в предыдущие годы. На выполнение каждого задания первой части дается до 5 минут, для заданий из второй части – по 10-20 минут.

Минимальный проходной балл также остался неизменным: 36. Но для поступления в большинство университетов таких результатов недостаточно, как правило, они должны быть около 60. Поэтому ознакомьтесь с демонстрационным вариантом ЕГЭ по биологии на сайте ФИПИ и возвращайтесь практиковаться. Повторить понадобится многое.

Темы:

  • биология как наука;

  • клетка как биологическая система;

  • организм как биологическая система;

  • органический мир;

  • эволюция живой природы;

  • организм человека и его здоровье;

  • экосистемы.

Знания и умения, которые проверяются в ходе ЕГЭ по биологии, а также подробный перечень подтем, указаны в кодификаторе и спецификации ФИПИ. Все эти документы доступны на официальном сайте организации.

Вам может попасться вариант с вопросами по экологии и эволюционной биологии, ботанике, анатомии, зоологии, вирусологии или микологии. Для качественной подготовки теорию по всем этим темам и по разделам, перечисленным на сайте ФИПИ, нужно повторить и систематизировать.

В каждом варианте 28 заданий: 21 с кратким ответом и 7 с развернутым. Уровней сложности три:

  • базовый – 12 тестов;

  • повышенный – 9 заданий;

  • высокий – 7.

В наших тренировочных вариантах есть задания каждого из этих типов. Тренируйтесь, и будете готовы ко всему.

Все задания ЕГЭ по биологии посвящены семи тематическим блокам (их мы перечислили в блоке «Теория» выше). Они направлены на проверку знания основных понятий и теорий, сущности биологических процессов, особенностей строения и жизнедеятельности организмов и многих других разделов. Подробно все они перечислены в материалах ФИПИ.

Есть биологические задачи по генетике и цитологии, задания на работу с рисунками, графиками и схемами.

1 часть варианта

В первой части ЕГЭ по биологии представлен 21 тест с кратким ответом, они сгруппированы по темам. В них нужно выбрать ответ из предложенных вариантов, установить соответствие между списками, выстроить правильную последовательность элементов, дополнить схемы, таблицы. Представлено 12 заданий базового уровня сложности и 9 повышенного.

Отвечать на вопросы нужно словом / словосочетанием, числом или правильной последовательностью цифр.

В этом блоке собраны задания на проверку знаний из общего курса биологии средней школы. Ответы экзаменуемых на вопросы этой части проверяются автоматически – заполнять бланк нужно, строго следуя инструкциям. Чтобы не потерять из-за неточного внесения ответов баллы на экзамене, практикуйтесь на наших тестовых упражнениях для подготовки к ЕГЭ, и экзамен по биологии пройдет успешно.

2 часть варианта

Во второй части экзаменационной работы – 7 заданий по 7 тематическим блокам, сгруппированы они по проверяемым навыкам и по разделам программы. Все требуют развернутого ответа. При их выполнении понадобится правильно применять терминологию, прогнозировать, делать самостоятельные выводы, приводя аргументы. Подробно с типами вопросов и задач можно ознакомиться в демоверсии ФИПИ.

  • Вконтакте
  • Сайт

Всем известно, что залог успешной сдачи – хорошие знания и постоянное повторение пройденного материала. С ЕГЭ по биологии сложность подготовки заключается в большом объеме теоретической информации. Вопросы единого государственного экзамена по биологии затрагивают абсолютно все темы, пройденные за время обучения в школе. Именно поэтому важно грамотно систематизировать все полученные знания.

Алгоритм подготовки:

  • ознакомьтесь с демоверсиями контрольно-измерительных материалов, количеством вопросов и структурой предстоящего экзамена;
  • внимательно просмотрите список тем, выделите для себя те, которые вызывают сложности;
  • изучите теорию по всем ключевым разделам школьной программы;
  • помимо учебников пользуйтесь специальными пособиями и материалами;
  • для закрепления теории решайте онлайн тесты – это поможет улучшить процесс запоминания, автоматизировать навыки ответов и побороть психологическое напряжение непосредственно во время экзамена.

Подборку теоретических материалов можно найти в интернете – она разбита по темам и адаптирована для изучения, в ней отобрана основная информация по каждому разделу. Если же самостоятельная подготовка кажется вам не полной, можно обратиться за помощью к репетиторам.

В вопросах, которые встретятся выпускникам на едином госэкзамене, будут отражены все темы школьного курса. Обратите внимание на следующие аспекты:

  • Клетка и ее строение;
  • Растения – ткани, вегетативные и генеративные органы, плоды, цикл развития, понятие двойного оплодотворения, царство растений и его систематика;
  • Растения и грибы – классификация, строение, особенности;
  • Животные — ткани, органы, системы и особенности видов;
  • Системы организмов – строение и особенности спинного мозга, нервной, эндокринной, выделительной систем;
  • Группы крови, строение и работа сердца;
  • Анализаторы и их строение;
  • Обмен веществ и дыхание;
  • Генетика;
  • Биологические процессы – митоз, мейоз, метаболизм, фотосинтез, онтогенез.
  • изучая теорию, конспектируйте ключевые моменты;
  • разбирайте досконально те моменты, которые изначально непонятны;
  • визуализируйте информацию – используйте в подготовке таблицы, рисунки, схемы – это позволит вам лучше запоминать;
  • если вы не знаете точный ответ – выбирайте тот, что, по вашему мнению, наиболее подходит. Не оставляйте вопросов без ответа.

Стало известно, какие изменения будут в ЕГЭ-2021

Каждый вариант экзаменационной работы включает 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 21 задание: 7 – с множественным выбором с рисунком или без него; 6 – на установление соответствия с рисунком или без него; 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 1 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме. Часть 2 включает 7 заданий с развернутым ответом.

Задания на работу со схемой (1) и решение биологических задач (3, 6) Каждое из заданий 1, 3, 6 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. За выполение каждого из заданий 2, 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл – за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры); 0 баллов – во всех остальных случаях. За выполнение каждого из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях. За выполнение каждого из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

В части 2 задание 22 оценивается максимально в 2 балла; остальные задания 23–28 оцениваются максимально в 3 балла.

Максимальное количество баллов за всю работу – 59.

Всего в 27 номере может встретится 3 сюжета задач:

  1. Задача на биосинтез белка
  2. Задача на хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки
  3. Задача на изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений

В каждом из сюжетов есть по несколько вариаций задач, давайте разберем их и посмотрим примеры.

На биосинтез белка есть 5 основных вариантов задач:

  1. Дан фрагмент двуцепочной ДНК, нужно определить информативную часть гена и определить последовательность аминокислот в белке
  2. Дан фрагмент двуцепочной ДНК и возможная мутация, нужно определить последовательность аминокислот в белке до и после мутации
  3. Дана вирусная РНК, нужно определить последовательность аминокислот в молекуле вирусного белка
  4. Дан участок ДНК, кодирующий участок центральной петли тРНК, нужно найти переносимую ей аминокислоту
  5. Даны молекулы тРНК, нужно найти ДНК, иРНК и аминокислотную последовательность

На хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки есть 3 типа задач:

  1. Дан хромосомный набор соматической клетки, надо найти хромосомный набор этой же клетки на разных стадиях мейоза/гаметогенеза
  2. Хромосомный набор конкретной клетки не дан, нужно просто написать хромосомный набор в животной клетке на разных стадиях мейоза в формате общей формулы (nc)
  3. Дана общая масса молекул ДНК в соматической клетке (либо обозначено, что это диплоидный набор), нужно найти массу молекул ДНК на разных стадиях мейоза

На изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений задачи всего 2 типов, но зато спрашивают несколько циклов растений:

  1. Дан хромосомный набор соматической клетки, надо найти хромосомный набор этой же клетки на разных стадиях жизненного цикла (гаметофит, спорофит, гамета, спора)
  2. Хромосомный набор конкретной клетки не дан, нужно указать хромосомный набор в животной клетке на разных стадиях жизненного цикла (гаметофит, спорофит, гамета, спора) в формате общей формулы (гаплоидный/ диплоидный nc)

Циклы каких растений попадаются в 27 задании: водоросли хламидомонады, водоросли улотрикса, водоросли спирогиры, мха кукушкина льна, мха сфагнума, хвоща и плауна обыкновенного, папоротника орляка, сосны обыкновенной, покрытосеменных растений

  • ЕГЭ, Биология, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Котикова Н.В., Саленко В.Б., 2020
  • Биология, Подготовка к ЕГЭ в 2019 году, Диагностические работы, Котикова Н.В., Саленко В.Б., 2019
  • Биология, подготовка к ЕГЭ в 2019 году, диагностические работы, Котикова Н.В., Саленко В.Б., 2019
  • ВПР, Биология, 5 класс, 20 вариантов, Типовые задания, Котикова Н.В., Саленко В.Б., 2018

Следующие учебники и книги:

  • ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Методические рекомендации, Рохлов В.С.
  • ЕГЭ, Биология, Универсальный справочник, Садовниченко Ю.А., 2019
  • ЕГЭ, Биология, Словарь-справочник школьника, 10-11 классы, Лернер Г.И., 2019

Предыдущие статьи:

  • Биология, Подготовка к ЕГЭ-2019, 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2019 года, Учебно-методическое пособие, Кириленко А.А., Колесников С.И., Даденко Е.В., 2018
  • ЕГЭ, Биология, 25 лучших вариантов, Котелевская Я.В., 2019
  • ЕГЭ, БИОЛОГИЯ, 25 лучших вариантов, Котелевская Я.В., 2019
  • Биология, Полный курс подготовки к ЕГЭ, Мультимедийный репетитор Яндекс, Пименов А.В., 2014

<< Предыдущая статьяСледующая статья >>


  • Книги и учебники по биологии
  • Книги и учебники по ботанике
  • Книги и учебники по анатомии
  • Обучение биологии, презентации по биологии
  • ГИА, экзаменационные билеты по Биологии
  • Рефераты по биологии
  • Словари по биологии
  • ГДЗ по Биологии
  • Все книги по биологии

ЕГЭ 2021, Биология, 11 класс, Демонстрационный вариант, Проект

Пробное тестирование — это репетиция ЕГЭ в приближенных к “полевым” условиям. Как правило, проводится несколько таких тренировок:

  • школьного уровня (когда учитель сам выделяет время на прохождение тестов 11-классниками);
  • районного уровня (когда администрация школ района устраивает выездной пробник ЕГЭ в одном из учебных заведений района);
  • регионального уровня (когда методисты местных органов образования хотят заранее проверить уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по самым востребованным предметам и высылают демоверсии ЕГЭ по школам, а затем анализируют результаты);
  • платные (иногда организуются районом или на платных курсах подготовки при вузах или в репетиторских центрах).

Демоверсия ЕГЭ по биологии появляется на сайте ФИПИ обычно после 1 августа. Информация об этом доводится до учителей и администраций школ, а с сентября начинается подготовка к актуальному Единому госэкзамену.

Расписание проведения Единого государственного экзамена по 14 предметам утверждается совместным приказом Минпросвещения и Рособрнадзором и регистрируется в Минюсте РФ. Документ появляется в открытом доступе примерно в марте, но проект приказа с конкретными датами известен заранее еще с января.

Экзамен проходит в 3 этапа:

  • досрочный (экстернат, уважительные причины, выпускники предыдущих лет);
  • основной (выпускники, а в резервные дни — по уважительным причинам и с предыдущих лет);
  • дополнительный (только для обязательных предметов).

Уважительные причины:

  • болезни, госпитализация, карантин, плановые операции и неотложные процедуры и т.д.;
  • прохождение службы, задержание и т.п.;
  • ДТП, аварии техногенного характера, погодные, технические и политические форс-мажоры, нарушение процедуры экзамена не по вине выпускника;
  • смерть близких родственников;
  • внезапное и документально подтвержденное ухудшение самочувствия на экзамене;
  • наложение дат экзаменов по выбору или письменных и устных испытаний;
  • иное, если разрешит ГЭК.

Все случаи рассматривает экзаменационная комиссия только при предоставлении письменных документальных доказательств.

Конкретные даты могут быть немного скорректированы, но обычно сдача ЕГЭ по биологии проходит в эти сроки:

Этап Сроки
досрочный 01.04.2020 (резервный день: 08.04.2020)
основной 13.06.2020 (резервные дни: 20.06. и 01.07.2020)
дополнительный только обязательные предметы: русский язык и математика

В случае неудовлетворительной сдачи или недостаточных для поступления баллов пересдать ЕГЭ по биологии можно только в следующем году в досрочном этапе или в резервные дни основного периода. Если было нарушение правил проведения ЕГЭ со стороны выпускника, то повторная пересдача возможна только через 2 года.

Зарегистрироваться для пересдачи выпускники предыдущих лет могут с 1 декабря по 1 февраля 2020 года через сайт Госуслуги или в местных органах образования (министерство или департамент образования публикует подробную информацию на своих страницах в интернете).

Результаты каждого предметного испытания дают определенное количество баллов. Существует несколько их категорий:

  • пороговые (так называют минимальное количество баллов для успешной удовлетворительной сдачи экзамена);
  • максимальные (это самое большое количество, которое можно получить, сдав экзамен идеально, т.е. получив максимум баллов по критериям оценивания каждого задания);
  • минимальный проходной балл для поступления (образовательные учреждения сами устанавливают планку набранных баллов, с которой можно подавать документы на зачисление, так, в ведущие медицинские вузы минимальный балл по биологии колеблется от 45 до 100 в зависимости от платной или бесплатной формы обучения, для последней необходимо в среднем 70-80 баллов).

ЕГЭ по биологии имеет несколько проблем научного и организационного характера:

  • огромный массив учебного материала должен быть освоен за 6 лет, но уровень знаний, навыков и мотивации в 5, в 9 и в 11 классе совершенно разный;
  • недопустимо малое количество часов на изучение программы в школе;
  • определения и понятия не всегда согласованы в разных учебных линейках УМК;
  • огромное количество логических и фактологических ошибок в самих КИМах;
  • за время учебы могут быть внесены изменения в понятийную базу (например, с 5 по 11 класс за 6 лет может быть немного изменена или дополнена схема биологических видов и т.п.);
  • существуют темы и задания, с которыми справляется минимальный процент экзаменуемых (например, если с большинством заданий КИМов не возникает проблем у 60-70% выпускников, то с заданиями блока 23-28 максимальные 3 балла получают всего 4-5%);
  • специфика некоторых заданий (например, задачи по генетике) требует огромных самостоятельных усилий ученика, т.к. нужно закрепить навык решения этих типовых заданий;
  • недостаточность просто крепких знаний, а обязательная необходимость “натаскивания” на формат экзамена, знакомство с формулировками и т.п.

Проблемы не решаются, а страдают от этого ученики, которые могли бы получить более высокие результаты на экзамене.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *