Россия международная миграция трудовых ресурсов 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия международная миграция трудовых ресурсов 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Среди причин переезда трудоспособного населения выделяют экономические и неэкономические. К экономическим относятся:

  • Низкая оплата труда;
  • Отсутствие рабочих мест;
  • Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
  • Отсутствие перспектив для карьерного роста.

Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.

Трудовая миграция в Россию снизилась почти вдвое

По мнению российских иммигрантов, в большой стране много возможностей, чтобы заработать и содержать семью. Массовый приток в страну неквалифицированной рабочей силы связан с возможностью дать работу дворникам, грузчикам и разнорабочим. Такие профессии оплачиваются невысоко, но даже этот доход значительно превышает уровень заработной платы на родине. Миграции также способствует отсутствие языкового барьера.

Для высококвалифицированных специалистов привлекательны российские технологии.

Среди факторов, которые заставляют россиян переезжать в другие страны, выделяют:

  1. Потребность в профессиональном росте. Особенно это касается жителей регионов, перед которыми стоит вопрос переезда в столицу или за границу. Также в зарубежные страны уезжают учёные, труд которых там ценится выше, чем на родине;
  2. Усложнившаяся политическая ситуация в связи с наложенными на Россию санкциями;
  3. Экологическая обстановка и невысокая продолжительность жизни. Трудоспособное население, которое уезжает по этой причине, эмигрирует в Израиль или Японию.

Помимо названных проблем существует мнение, что в европейских странах уровень безопасности и социальных гарантий выше российского, поэтому есть отток из страны и по этой причине.

Данные о количестве иностранных граждан, приезжающих в Россию для заработка, сообщает Росстат. Большое количество трудовых переселенцев устраиваются на работу нелегально. На законных основаниях работают иностранные граждане, получившие вид на жительство или временную регистрацию на срок, превышающий 9 месяцев.

Большую часть иммигрантов в РФ составляют граждане бывшего СССР.

В таблице представлены данные по количеству прибывших иностранцев в 2021 году.

Государство Количество мигрантов, млн.чел
Украина 3,3
Казахстан 2,5
Узбекистан 1,1
Белоруссия 0,76
Азербайджан 0,77
Грузия, Армения, Таджикистан, Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Южная Корея, страны ЕС и др. 3,47

Общее количество иммигрантов в 2019 году — 11,9 миллионов человек. Нелегально находились на территории России половина из них. Этих людей депортируют из страны по закону.

Наиболее популярные города, в которые приезжают иностранцы в поисках работы:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Новосибирск;
  • Красноярск;
  • Екатеринбург.

По данным статистики, на начало 2020 г за год из РФ уехали 300 тысяч человек. Большинство из них (около 250 тысяч) переселились в страны СНГ. Среди государств, не принадлежащих постсоветскому пространству, популярностью у россиян пользуется Германия, Канада и Китай. Точных цифр нет, но известно, что граждане России переезжают в страны Латинской Америки, а также Израиль и Турцию.

На первой позиции среди российских городов по количеству эмигрантов находится Омск, на втором — Москва и Московская область.

Сущность и содержание внешней трудовой миграции 2021 год

В России планируют сократить почти на 40 тысяч количество иностранцев, которые приезжают в страну по рабочей визе.

Об этом говорится в законопроекте, размещенном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Если в 2020 году квоту предоставили более чем 144 тысячам человек, то в 2021-м эту цифру планируют уменьшить до 104 993 человек.

Квоту должны сформировать к 15 ноября. Пока проект находится на стадии обсуждения.

Сократить иностранных работников планируется в следующих сферах:

• строительство;
• выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовка, а также производство древесины;
• розничная торговля алкоголем и табачными изделиями в магазинах;
• работа сухопутного пассажирского и автомобильного грузового транспорта;
• обслуживание зданий и территорий;
• аптеки, в нестационарные торговые объекты и рынки, а также розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков;
• управление недвижимым имуществом.

Изменения коснутся только части трудовых мигрантов.

Под новые правила не подпадают иностранные работники из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Молдовы, Казахстана, так как данные граждане имеют право въехать на территорию РФ без визы (но при наличии трудового патента).

Ограничения также не коснутся иностранцев, занятых в горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

МВД России подготовило и уже обсуждает концепцию нового федерального закона, который упростит процедуру получения российского гражданства и трудоустройства иностранцев.

С учетом поручений президента России Министерство внутренних дел совместно с федеральными органами исполнительной власти сегодня разрабатывает абсолютно новый проект федерального закона о правовом положении иностранных граждан. И там, мы предполагаем, будет очень много изменений. Изменятся режимы пребывания на территории России, упростится процедура оформления документов.

По ее словам, МВД в новом законе планирует прописать разделение миграционных режимов. Если иностранный гражданин прибывает с целью работать, он сможет просто, качественно оформить все документы. Для этого будут вводиться электронные реестры различные. Реестр работодателей, реестр работников — иностранных граждан. Мы движемся в сторону документов с электронными носителями. Даже документы, которые будут выдаваться в электронном виде. Кроме того, она отметила, что упростится большинство процедур для трудоустройства иностранцев в России, так как сейчас существует больше 30 вариантов привлечения иностранных граждан на работу.

Мы в 2020 году предполагаем отказаться от института разрешений на временное проживание, как сейчас это происходит. Такая многоступенчатость. Сначала разрешение на временное проживание надо получить, потом вид на жительство и потом подойти уже, если человек желает, к возможности получения гражданства.

Казакова уточнила, что данный проект 9 сентября прошел «нулевые чтения» в Общественной палате России. Сейчас МВД ожидает замечания и предложения к разработанной концепции. А сам проект федерального закона может появиться в 2021 году.

Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.

Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых – первоочередная задача и цель любого государства.

Вопрос №1

Определение миграции.

Ответ: Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Вопрос №2

Основные виды миграции.

Ответ: Миграционные процессы зависят от множества факторов, например, такие как политические, социальные и экономические. Отрицательное воздействие этих факторов на жизнь человека, вынуждает его на миграцию в другую страну, в поисках лучших условий для жизни.

Основные виды миграции:

  • Трудовая;
  • Сезонная;
  • Временная миграция.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей , сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Что касается миграционного обмена со странами Содружества Независимых Государств, то наблюдается сокращение числа иностранных граждан, которые приехали из этих стран в Российскую Федерацию. В прошлом году мигранты в России – это преимущественно граждане бывшего Советского Союза, приехавшие из Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана. В то же время выросло число лиц, выехавших в такие страны СНГ, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Узбекистан.

Экономическую и социальную роль трудовой миграции для России, несмотря на распространенную в российском обывательском сознании нелюбовь к мигрантам, особенно из стран Средней Азии, трудно переоценить. В течение последней четверти века именно мигранты во многом спасали Россию от провала в демографическую яму, компенсируя естественную убыль населения. В последние два года на фоне увеличения оттока мигрантов и затяжного экономического кризиса с падением доходов населения в России вновь стала уменьшаться и рождаемость. В результате в 2021 году в России возобновилась естественная убыль населения и составила 99,7 тысячи человек. Причем она отмечалась в 60 регионах страны, тогда как увеличилась численность населения лишь в 15 регионах.

Но политические последствия сокращения миграционных потоков в Россию еще более разрушительны для амбиций российской элиты, чем экономические. Зависимость постсоветских государств от российских энергоносителей (это не касается Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана) и российского рынка труда оставалась основным способом давления России на эти государства. Достаточно сказать, что в 2021 году 51% внутреннего валового продукта Таджикистана был сформирован переводами трудовых мигрантов — преимущественно из России.

  • Переселенцы. В эту группу входят иностранцы, которые переезжают за рубеж на ПМЖ. Для них иностранные власти предлагают разные программы переезда, среди них есть и трудовые схемы, но чаще люди пользуются вариантом, направленным на воссоединение с родственниками.
  • Низкоквалифицированные кадры. Их еще называют контрактниками. Эта группа не имеет востребованной профессии и чаще получает временную работу не по специальности, заключая сезонный контракт.
  • Высококвалифицированные специалисты. Не всегда специалисты высшего уровня могут реализовать свой потенциал на родине, они мигрируют туда, где больше перспектив и возможностей самореализации. Для России утечка таких кадров стала серьезной проблемой.
  • Нелегалы. Они создают больше всего проблем в мировом миграционном круговороте. Лица, незаконно пересекающие границы, готовы работать за минимальную оплату, что создает конкуренцию на рынке труда и снижает стоимость работы более квалифицированных кадров. Регулирование вопроса нелегалов сводится к ужесточению миграционного контроля и взыскания с нарушителей.
  • Беженцы. Эту группу нельзя назвать полноправными трудовыми мигрантами. Люди вынуждены переехать, чтобы спасти свою жизнь. А на новой территории им приходится искать пути заработка.

Минфин все грезит, как пополнить скудеющий российский бюджет. На сей раз покусился на святое — на олигархов. Правда, лишь тех, кто давно проживает, ведет дела и, соответственно, платит налоги далеко за пределами России. Их мечтают «заманить» обратно на Родину. Прожект не просто неосуществимый, но еще и вредный!

В Ханты-Мансийске 1 июня прошло первое общероссийское совещание, собравшее представителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работающих в области поддержки российских соотечественников за рубежом.

В большинстве случаев, это происходит, когда все стороны получают какую-либо выгоду. В частности, экономическое преимущество, поднятие демографического уровня государства и т.д., например, в нашем государстве существуют договоры о трудовой миграции с Германией и Финляндией.

К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран. Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.

Особенности миграционных процессов в РФ в 2021 году

Неблагоприятная экономическая или политическая ситуация в стране заставляет ее жителей искать государства с благоприятными условиями проживания и большими возможностями. Термин миграция, означающий переселение, включает множество видов перемещения граждан, в том числе, не только в Россию, но и из страны.

Ранее после узбеков и таджиков тройку лидеров формировали киргизские граждане. Но их начиная с 2021 года потеснила Украина, которая и сегодня находится на третьем месте по числу приехавших в Россию жителей. Правда, из более миллиона прибывших украинцев только 347 272 миграционной целью указали трудоустройство.

Существенную роль трудовые мигранты играют не только в строительстве — после сокращения их количества «обескровленными», в частности, оказались сфера ЖКХ и транспорт, отметил в беседе с «Известиями» проректор Финансовой академии при президенте РФ Александр Сафронов.

Отличие строительства от других секторов, по его мнению, заключается в том, что от него зависит реализация масштабных инфраструктурных проектов, которые могут напрямую повлиять на рост ВВП страны.

Сейчас спрос на возможность приехать в Россию на заработки очень высокий — причем как со стороны потенциальных работников, так и со стороны работодателей, заинтересованных в их найме, рассказал «Известиям» юрист, основатель портала помощи мигрантам «Мигрант» Батыржон Шермухаммад. Однако из-за действующих ограничений сделать это затруднительно.

Пока, по его словам, проблему удается частично решать только крупным компаниям-работодателям, например, из строительного сектора, которые оформляют разрешения напрямую через профильное ведомство. Все, кому в эти квоты попасть не удается, пытаются решить вопрос с въездом собственными силами. Это, в свою очередь, приводит к фактам мошенничества.

К 2010 г. доля стран дальнего зарубежья в общей численности официально работавших в России иностранных граждан упала до 24%. Таким образом, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ.

На работу в Россию приезжают мигранты из нескольких десятков стран мира. На протяжении рассматриваемого десятилетия – с 2000 по 2010 г. – доля основных стран – поставщиков рабочей силы в Россию менялась весьма существенно.

Прежде всего, за прошедшие годы кардинальным образом изменилось соотношение вклада в целом стран дальнего зарубежья и стран СНГ: если с 2000 по 2005 г., по данным официальной статистики, их доли в потоке трудовых мигрантов были примерно равны (страны СНГ даже немного уступали дальнему зарубежью), а в 2006 г. трудовая миграция из СНГ ненамного превысила поток из дальнего зарубежья, то уже начиная с 2007 г., численность трудовых мигрантов из стран СНГ заметно опережала приток иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья. Основная причина таких кардинальных изменений – введение в 2007 г. нового миграционного законодательства (см. выше), давшего большие преференции работникам из СНГ (только им была предоставлена возможность получать разрешение на работу самим, минуя работодателя; для работников из стран с визовым въездом по-прежнему работодатели должны были получать разрешение на привлечение и разрешение на работу).

Если в 2006 г. из 1 млн полученных разрешений на работу 47% приходилось на граждан дальнего зарубежья, а 53% – на граждан СНГ, то уже в 2007 г. из 1,7 млн разрешений 67% было выдано гражданам СНГ и 33% – работникам из дальнего зарубежья. К 2010 г. доля стран дальнего зарубежья в общей численности официально работавших в России иностранных граждан упала до 24%. Таким образом, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ.

Существенные изменения за десять лет претерпели и доли каждой из основных посылающих стран. В 2000-м г. первенство по численности официально работавших трудовых мигрантов в России принадлежало Украине (30% от всего потока), на втором месте был Китай (13%), затем Турция (9%), Вьетнам (7%) и Молдавия (6%). К 2006 г. лидерами оставались Украина и Китай (хотя доля Китая даже немного превысила долю Украины – 21% против 17%), на третье место поднялся Узбекистан (10,4%), за ним следовала Турция (10%), а пятым оказался Таджикистан (9,7%). Начиная же с 2007 г., лидерское место прочно закрепилось за Узбекистаном (20% в 2007 г., 26% в 2008 г., 30% в 2009 г.), а на втором месте остается Таджикистан (соответственно, 15%, 16,1% и 16,2%). Третье-четвертое место продолжает сохраняться за Китаем (11–12%) и Украиной (около 10%). С 2008 г. пятой среди посылающих стран стала Киргизия (около 7%).

В целом, наиболее существенно изменилась доля трех стран Средней Азии. Если в 2005 г. на три государства Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) приходилось 16,8% общего миграционного потока в Россию и более 34,3% из стран СНГ, то уже в 2008 г. граждане этих трех государств составили более 50% всех легальных иностранных работников в России и 68,5% от работников из стран СНГ [11]. К 2010 г. на долю этих стран приходилось около 55% от всех официально работающих в России иностранцев и почти три четверти (73%) от работников из стран СНГ (рис. 2). По мнению большинства экспертов, они в основном повторяют показатели статистики по официально работающим иностранцам, за небольшими исключениями. В частности, экспертная оценка доли Украины в общем потоке трудовой миграции заметно выше данных официальной статистики и приближается к 15%-16% [12], на уровне Таджикистана (именно среди трудовых мигрантов из Украины особенно много работающих неофициально – они реже подвергаются проверкам; для них не так актуально продление миграционного учета на основе официальных трудовых договоров, т.к. они легко могут выезжать каждые три месяца из России и возвращаться обратно).

Главным итогом прошедшего десятилетия в области трудовой миграции можно считать достигнутое, наконец, и в экспертном сообществе, и среди лиц, принимающих решения, согласие по поводу необходимости такой миграции для развития российской экономики. Теперь на очереди обсуждение более сложных вопросов. Речь идет, в первую очередь, об оценке численности и состава необходимых России трудовых мигрантов. В условиях отсутствия реальных механизмов определения количественных потребностей российского рынка труда в работниках вообще и в мигрантах, в частности, да еще и в разрезе определенных профессий и квалификаций, эта задача без специальных серьезных исследований решена быть не может.

Кроме того, на сегодняшний день неизвестно общее количество уже находящихся и работающих в России трудовых мигрантов. А получить статистически верные оценки их численности невозможно без существенного сокращения нелегального сегмента трудовой миграции, т.е. нужны будут серьезные законодательные меры по выводу иностранных работников из тени. Отчасти эти меры уже заложены в подготовленной и принятой Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г.

На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:

  • Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
  • Южная Америка;
  • Западная Европа – Франция, Германия;
  • Северная Европа – Швеция, Великобритания;
  • Юго-восточная и Западная Азия.

К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Венесуэла.

Структура мигрирующей рабочей силы определяется двумя моментами:

  1. Наличием рабочих мест для высококвалифицированных кадров и ученых в промышленно развитых странах. Цель – стимуляция качественного миграционного потока и, как следствие, более успешный научно-технический прогресс.
  2. Широкими возможностями для трудоустройства мигрантов рабочих специальностей – строителей, шахтеров, автомехаников, работников сферы торговли и услуг.

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

Миграция рабочей силы на сегодня достигла глобальных размеров – в ней задействовано большинство стран мира. Процесс этот обусловлен различными причинами, чаще всего связанными с внутренним социально-экономическим состоянием отдельных стран и международной экономики в целом. Приток и отток трудовых ресурсов имеют положительные и отрицательные последствия на государственном уровне. В мировом масштабе явление трудовой миграции способствует более эффективному развитию национальных экономик и укреплению межнациональных связей.

Масштабы трудовой миграции в Россию

В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.

Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.

Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.

Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.

Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

  • неблагоприятная политическая обстановка в стране;
  • упадок экономики;
  • плохая экология;
  • межнациональные разногласия;
  • религиозные расхождения;
  • психологические;
  • межрасовые распри;
  • гуманитарная помощь;
  • правовые причины.

Этот вид миграции не имеет какой-либо периодичности, определенных направлений и конкретных целей. Сюда можно отнести деловые, туристические и спортивные поездки, командировки, поездки с целью отдыха или оздоровления, паломничество религиозного характера и т. д. Участники эпизодической миграции преследуют различные цели и путешествуют в любое удобное для них время.

Если рассматривать масштабность эпизодической миграции, то она, пожалуй, считается самой крупной, но при этом изучается и отслеживается меньше всего, кроме, конечно, туризма. С каждым годом наблюдается увеличение количества россиян, выезжающих в туристических целях за границу.

Маятниковая миграция представляет ежедневные или еженедельные поездки человека от места жительства до места работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. Участниками является значительная часть городского и сельского населения во многих странах. Наиболее существенно она проявляется в тех агломерациях, центрами которых являются крупные города. В последние 10-20 лет значение подобных территориальных перемещений населения существенно возросло.

Распространению маятниковой миграции способствовало развитие транспортных сетей, которые обеспечивают регулярное сообщение между близлежащими населенными пунктами.

Сезонные миграции – это перемещения трудоспособного населения к местам временной работы в основном на несколько месяцев с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Они возникают из-за того, что экономика некоторых районов в большей степени состоит из отраслей, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В сезоны наибольшего объема работ производствам этих территорий необходимо большее количество рабочих рук, которое превышает обычную потребность, а поскольку это не может быть удовлетворено за счет местных ресурсов труда. К отраслям с сезонным характером производства относится прежде всего сельское хозяйство, а также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) и ряд других.

Ни для кого не секрет, что Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов. В основном иностранные граждане приезжают с целью устроиться на работу. Логично предположить, что наиболее развита миграция из Центральной Азии в Россию. Объяснить это можно тем, что страны находящиеся именно в данной части материка, близко расположенной к Российской Федерации, экономически менее развиты.

Также на то, что в Российской Федерации преобладают мигранты, приезжающие стран СНГ, влияет и действие программы добровольного переселения соотечественников. Именно поэтому граждане соседних государств, правительство которых не обеспечивает достойного уровня жизни, стремятся в Россию.

Стоит отметить, что в некоторых странах – бывших республиках СССР до сих пор высоко ценится российское образование, что обеспечивает еще одно миграционное направление – получение образование в РФ.

Привлечение потока мигрантов страну, конечно, обеспечивает прирост населения, однако современная миграционная ситуация в РФ в 2017 году, вернее, статистические данные говорят о том, что большое количество самих россиян ежегодно покидает страну, они отдают предпочтение таким промышленно развитым государствам, как США, Австралия, Канада, Финляндия и Германия.

Современная Россия стоит в первой тройке стран по масштабности миграции. Многие государства с высоким уровнем жизни, которые, как и РФ, граничат с менее развитыми странами, подвергаются наплыву не только, законно въехавших в страну, иностранцев, но и нелегальных мигрантов. Именно поэтому миграционные процессы требуют контроля и регулирования со стороны правительства.

Анализ миграции населения в России в 2015 году показал, что в стране на тот момент действительно находилось огромное количество иностранных граждан – около 11 миллионов, однако, по данным миграционного ведомства (ФМС), не все из них приехали в страну с целью трудоустройства. Наблюдался и приток иностранцев из высокоразвитых стран, таких как США и Германия.

На сегодняшний день можно выделить четыре сферы государственного регулирования в области трудовой миграции:

  1. Установление норм и их четкое соблюдение.
  2. Контроль найма рабочей силы частными предпринимателями.
  3. Урегулирование споров и разногласий.
  4. Развитие сферы социального обеспечения.

Российская Федерация в настоящее время испытывает большой демографический кризис и не способна ограничиться собственной рабочей силой. Миграция, как фактор стабилизации демографической ситуации в России, является наиболее реальным и действенным способом увеличения численности государства.

Стимулирование миграционной активности населения вызывает совокупность социально-экономических факторов, оказывающих влияние на демографическую, политическую и экономическую ситуацию в регионе.

В качестве основных факторов миграции населения выделяют:

  • Природные;
  • Экономические;
  • Социальные;
  • Демографические;
  • Правовые;
  • Политические;
  • Экологические.

Причины наиболее крупных миграционных потоков, чаще всего, связаны с экономической ситуацией в регионе. Желание повысить уровень жизни, сделать ее более комфортной заставляет людей покидать родные места и уезжать на заработки в другой город или страну. На подобное решение влияют следующие экономические факторы:

  • Средний размеры зарплат;
  • Уровень безработицы;
  • Налоговое бремя.

Тяжелой экономической ситуацией объясняется стремление выходцев из Африканских стран попасть в Европу. У себя на родине жители континента вынуждены работать за копейки, поэтому даже низкооплачиваемый труд неквалифицированных рабочих в Германии или Англии позволяет им существенно повысить уровень жизни своей семьи.

Мигранты и миграционные процессы в России

Как и любой процесс, миграция подчиняется определенным законам. Ученые выделяют три основные стадии миграции, в соответствии с которыми и происходит перемещение людских масс. При этом не имеет значения, какой характер носит миграция: внутренний или внешний.

  1. Подготовительная. На этой стадии происходит наращивание потенциальной подвижности населения в определенном регионе. Причиной становятся сложившаяся в конкретной местности совокупность социально-экономических и политических факторов. Она может носить, как притягивающий, так и выталкивающий характер.
  2. Основная. Представляет собой непосредственное перемещение людей из одного региона в другой.
  3. Заключительная. Носит длительный характер. На этой стадии происходит адаптация мигранта к новым условиям жизни. На первом этапе он становится новоселом, на завершающей стадии после процедуры ассимиляции превращается в старожила и сливается с местным населением.

Миграция представляет собой сложный процесс, в который вовлечены все страны и континенты. Люди продолжают в поисках лучшей жизни ездить по миру. И государствам следует быть готовым к тому, чтобы грамотно оценивать причины и последствия таких крупных явлений, а также факторы, влияющие на их масштабность и интенсивность.

Лица, претендующие на ПМЖ и получение гражданства, в основном в развитых странах, например, Канаде и Америке, называются поселенцы. Многие из них приезжают, чтобы воссоединить семьи, члены которых ранее прибыли на данную территорию.

В России используются специальные программы для поселенцев, в т. ч. вынужденных по причине политического преследования, расового и др.

Также за счет мигрантов повышается уровень количества отчисленных налоговых сборов — поскольку не все они занимаются наемным трудом, но и создают собственный бизнес. Такой подход позволяет получить не только налоги, но и новые рабочие места для граждан страны.

В случае если оплата труда невысокая, специалисты будут находиться в поисках более подходящего трудоустройства, включая должности в компаниях, располагающихся за пределами РФ. Подобное явление также называется «утечкой мозгов».

Принимающими мигрантов регионами являются самые густонаселенные территории, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. человек). Эта зона располагается от Калининградской области до Западной Сибири и от Карелии до Краснодарского края. В большинстве этих регионов на две трети миграционный прирост обеспечивается внешним положительным балансом и на треть (34%) за счет внутренней межрайонной миграции. Эта группа регионов поглощает все 1,6 млн.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

Самая распространенная сфера деятельности у трудовых мигрантов — строительство. Здесь трудится 633 тысячи человек — каждый пятый трудовой мигрант в России. На втором месте по популярности — перевозки: 412 тысяч человек. На третьем — торговля: 354 тысячи.

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Тенденция миграции рабочей силы в 2013 году приведена в следующей таблице: Таблица 1 Глобальное направление международной миграции рабочей силы в 2013 году [1, с 175] Млн.человек В процентах ко всему населению Изменение в процентах 2013 год 1990–2000 гг. 2000–2013 гг. Всего по миру 231,5 3,2 1,2 2,2 Промышленно-развитые страны 135,6 10,8 2,3 2,1 Развивающиеся страны 95,9 1,6 -0,1 2,3 Анализ данных таблицы показывает в 2013 году миграционный поток в мировой экономике составил 231,5 млн.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *