Профстандарт заместителя руководителя образовательного учреждения 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт заместителя руководителя образовательного учреждения 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональные стандарты применяются:
— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:
— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
— планирование и проведение учебных занятий;
— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
— формирование универсальных учебных действий;
— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
— формирование мотивации к обучению;
— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Профессиональный стандарт заместителя директора образовательного учреждения
Дата окончания общественного обсуждения: 07.07.2016
Проектом предлагается утвердить профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации». Проект профессионального стандарта содержит квалификационные требования и описание трудовых функций по должностям руководителей дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.
Дата окончания общественного обсуждения: 07.07.2016
Проектом предлагается утвердить профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации». Проект профессионального стандарта содержит квалификационные требования и описание трудовых функций по должностям руководителей дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Вакансии для должности Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения по общероссийской базе вакансий -> Найти
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Предложен профстандарт «Руководитель профессиональной образовательной организации».
В нем планируется закрепить трудовые функции, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к исполнению обязанностей, возможные наименования должностей, профессий.
Цель деятельности — обеспечение развития профессиональной образовательной организации, качества и эффективности образовательной и иных уставных видов ее деятельности.
Профстандарт руководителя образовательного учреждения являет собой официальный документ, в котором будут подниматься вопросы, касающиеся уровня квалификационной подготовки, ключевых обязанностей и трудовых функций, которыми должны владеть все лица, возглавляющие соответствующее учреждение.
Как утверждают эксперты, данный документ можно отнести к наиболее спорным в современной российской истории. Дело в том, что он начал разрабатываться еще в 2013 году, но в силу тех или иных обстоятельных причин его принятие и утверждение постоянно откладывалось.
На данный момент пока нет окончательных данных относительно того, когда документ официально вступит в силу. Тем не менее, учитывая тот факт, что профстандарт педагога начнет официально использоваться в нормативной документации с 1 января 2020 года, многие аналитики ожидают, что и требования касательно руководящего состава образовательных учреждений будут окончательно сформированы к данному сроку.
Изначально требования к руководящим чинам образовательных заведений были обычными рекомендациями, на которые можно было не обращать внимания. Но, начиная с июля 2020 года, данная документация постепенно будет внедряться в отечественную систему образования, и в ближайшем времени он станет обязательным не только для учреждений, подчиняющихся государственным органам, а и для структур, находящихся под управлением частных лиц.
Само появление данной документации не вызывает удивления. Дело в том, что многие нормы ЕТКС, ЕКС и т.д., которые действовали ранее, уже несопоставимы с современными реалиями и устарели. Это привело к тому, что они попросту не отражают текущую ситуацию в сфере образования. Нередко можно столкнуться с проблемой, когда возникают конфликты относительно людей, которых ставят во главу образовательной организации, но компетентность которых в данных вопросах вызывает огромные сомнения.
По утверждению многих отечественных политических деятелей, образования является то сферой, где государственный контроль должен присутствовать на всех стадиях получения образования. И важным элементом этого контроля является определение требований, которые выдвигаются в адрес тех людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности в данной области.
Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере образования, и был разработан проект профессионального стандарта. Руководитель образовательной организации должен соответствовать всем требованиям, указанным в документе, чтобы иметь возможность исполнять свои обязанности в качестве руководящего лица. Кроме того, на официальном уровне данный стандарт закрепит конкретные трудовые обязанности и управленческие навыки, которыми должен владеть любой начальник организации в сфере образования.
Отдельное внимание уделяется функциям, который должны четко исполняться в соответствии с требованиями действующей законодательной базы. Кстати, по мнению многих экспертов, именно данный вопрос вызывает наибольшее количество споров, поскольку компетенция руководителей образовательных заведений разного типа по своей сути имеют массу различий, что в обязательном порядке должно быть отображено и зафиксировано.
Тем не менее, уже сейчас имеется предварительный вариант профстандарта руководителя организации в сфере образования, который уже в скором времени имеет все шансы стать официальным документом, обязательным для всех. Впрочем, об окончательной дате принятия стандарта пока официальных сведений нет, и потому можно ожидать, что документ будет доработан.
Эксперты утверждают, что принятие данного документа позволит решить массу проблем в отечественной образовательной среде. Которые в последние годы стали проявляться наиболее активно. Ожидается, что утвержденный стандарт поможет достичь следующих ключевых задач:
- Квалификационные навыки руководителей будут повышены, что непременно скажется на качестве управления образовательным заведением в положительном русле.
- Все образовательные организации будут находится под неусыпным контролем государства, что поможет оперативно решать проблемы, возникающие в данной отрасли, и препятствовать возникновению критических ситуаций.
- Российское образование будет стремительно развиваться по всем направлениям.
- Квалифицированный руководитель сможет существенно увеличить качественный показатель образования, добившись максимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации на 2020 год
Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года.
Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.
В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы:
- Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
- Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
- Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
- Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
- Способствование развитию российского образования.
- Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
- Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.
https://профстандартпедагога.рф/ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»от «18» октября 2013 г.
№ 544н (не вступил в силу) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 1115н — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:
- Общие сведения. Здесь указывается название профессиональной деятельности, ее цель, классификация по видам деятельности и отраслям экономики.
- Функциональная карта. Это перечень обобщенных функций, выполняемых работником, с указанием требуемого уровня квалификации по принятой для профстандартов шкале (обычно от 5 до 8).
- Характеристика функций. Здесь уже указываются не только обобщенные, но и конкретные функции. Для каждой из них приводятся требования к образованию (для заместителя директора или иного руководителя требуется как минимум высшее образование не ниже бакалавриата) и опыту работы (в зависимости от области, требуется от 3 до 5 лет). Кроме того, здесь указываются конкретные знания и умения, которым должен обладать специалист на должности заместителя руководителя.
- Сведения об организациях, которые разрабатывали профессиональный стандарт. К числу этих организаций относятся прежде всего учебные заведения, готовящие специалистов в разных областях, а также общественные и коммерческие организации, с которыми связаны лучшие специалисты-практики.
Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:
- Если это прямо предусмотрено законом.
- Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.
Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.
Профессиональный стандарт заместителя директора по учебной работе
Должность | Образование, стаж | Особенность деятельности |
Учитель дефектолог | Высшее дефектологическое образование, без предъявления требований к трудовому стажу по профилю. | Осуществляет работу, направленную на коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). |
Директор школы | Высшее образование по направлениям: «Управление персоналом», «Менеджмент» или «Государственное и муниципальное образование». Стаж от 5 лет на любой педагогической должности. | Управление кадрами; получение образовательным учреждением необходимых лицензий, аккредитация, аттестация); контроль бюджета. |
Учитель начальных классов | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к трудовому стажу. | Первичная социализация ребенка в школе; закладка основ, на которых строится получение среднего образования. |
Социальный педагог | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. | Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками) и образовательным учреждением, семьей, специалистами различных социальных служб; принимает меры по социальной защите и социальной помощи детям. |
Педагог-психолог | Высшее профессиональное образование, без предъявления требований к трудовому стажу. | Работа с обучающимися по проблемам самопознания, личностным конфликтам, взаимоотношений с окружающими и пр. |
Педагог дополнительного образования | Высшее или среднее профессиональное образование, переподготовка по предмету, который преподает. Без предъявления требований к трудовому стажу. | Пропагандирует детское творчество; выявляет творческие или спортивные способности; осуществляет профессиональную ориентацию; организует работу кружков и секций и т.д. |
Педагог-организатор | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к трудовому стажу. Возможно трудоустройство кандидата, не имеющего педагогическое образование, но обладающего знаниями и опытом работы, позволяющими исполнять обязанности педагога-организатора. | Занимается организацией свободного времени учащихся: кружки, мероприятия, походы на выставки и пр. |
Классный руководитель | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. | Организация жизнедеятельности классного коллектива. Объединяет в себе обязанности учителя-предметника, психолога, социального педагога, организатора и т.п. |
Методист | Высшее профессиональное образование и стаж педагогической деятельности от 2 лет или в должности методиста (инструктора-методиста) не менее 1 года, или квалификационная категория (II, I, высшую). | Готовит методическую работу образовательных учреждений; помогает преподавателям в организации образовательного процесса; участвует в разработке учебных пособий и пр. |
Воспитатель ДОУ | Высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. | Осуществляет помощь в первичной социализации детей; способствует развитию коммуникативных и познавательных способностей малышей. |
Инструкция описывает должностные обязанности, права и ответственность педагога. Создается администрацией учебного заведения или сотрудниками отдела образования. Документ разрабатывается однотипно, но дополняется в зависимости от профессионального профиля педагога.
Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие:
- Иметь высшее образование.
- Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
- Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
- При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
- Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
- Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.
Этот раздел содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции. Характеризуются они достаточно подробно: в тексте проекта расшифровка каждой из описанных выше функций занимает не менее 8 страниц машинописного текста.
Кроме того, в этом же разделе указываются требования к образованию и практическому опыту, который должен иметь руководитель, занимающий соответствующую должность. К примеру, для выполнения такой функции, как непосредственное руководство организацией, требуется:
- высшее образование;
- профессиональная переподготовка;
- дополнительное обучение в процессе работы по профессиональным программам (не реже чем раз в 3 года);
- наличие ученой степени и звания (для ректоров вузов).
Для руководителя любого уровня требуется, чтобы перед назначением на должность он проработал на руководящих или педагогических должностях не менее 3 лет. Кроме того, есть и некоторые ограничения. Например, к этой работе не допускаются лица, лишенные по закону права заниматься педагогической деятельностью.
Наконец, в этом разделе закрепляются официальные наименования руководителей в области образования. По проекту профстандарта допускаются 4 названия для их должностей:
- ректор;
- директор;
- заведующий;
- начальник.
Вопрос о том, допустимы ли иные названия, пока не решен. По-видимому, эти 4 перекрывают весь спектр возможных образовательных учреждений, включая различные гимназии, колледжи и академии.
Также необходимо отметить, что в профстандарте прямо указано, что отдельные обозначенные в нем функции могут возлагаться на заместителей, проректоров, заведующих производственной практикой и т. д. Возложение должно происходить в порядке делегирования полномочий и надлежащим образом оформляться внутренними документами учебной организации. Причем на случаи с заместителями не распространяются требования, касающиеся 3-летнего стажа руководящей деятельности. Для лиц же, которым передаются только хозяйственные функции, не действует и требование, касающееся опыта педагогической деятельности.
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).
Профстандарт заместителя директора
В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт.
В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.
Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года.
Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.
В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы:
- Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
- Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
- Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
- Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
- Способствование развитию российского образования.
- Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
- Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.
Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года.
Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.
В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы:
- Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
- Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
- Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
- Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
- Способствование развитию российского образования.
- Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
- Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.
Должностные обязанности. Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения. Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения. Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих). Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников.
В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться. В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений:
- дошкольное образование (детские садики);
- начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
- профессиональное;
- бакалавриат и специалитет;
- магистратура;
- подготовка специалистов высших квалификаций;
- обучение проф. характера;
- дополнительное для граждан любого возраста.
В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:
- ректор;
- директор;
- заведующий;
- начальник.
Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.
Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.
Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:
- Осуществление прямого руководства организацией.
- Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
- Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
- Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
- При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
- Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.
Должностные инструкции в школе по профстандарту
Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий. Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в кружках. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (Федеральный уровень ) · Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (педагог дополнительного образования, методист, педагог-организатор): ( 2021 г .) НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (Региональный уровень) Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой деятельности. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст.
- Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2015 № 798н 581 Регистрационный номер Управление деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации 05.008 (наименование вида профессиональной деятельности) Код Основная цель вида профессиональной деятельности: Обеспечение эффективности и соответствия уставным целям деятельности физкультурно-спортивной организации Группа занятий: 1120. Руководители учреждений, организаций и предприятий 1432.
Руководители организаций физической культуры и спорта (код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование) Отнесение к видам экономической деятельности: 91.33 Деятельность прочих общественных организаций, невключенных в другие группировки 92.6 Деятельность в области спорта 92.61 Деятельность спортивных объектов 92.62 Прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД) (наименование вида экономической деятельности) Обобщенные трудовые функции Трудовые функции код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации A Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта 6 Управление эксплуатацией инвентаря и оборудования, используемого для деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях A/01.6 6 Управление персоналом, задействованным в физкультурно-спортивной работе по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях A/02.6 6 Руководство физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях A/03.6 6 Контроль и учет деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях A/04.6 6 B Руководство планированием, аналитической и методической деятельностью в области физической культуры и спорта 6 Разработка и утверждение текущих и перспективных планов работы, определение целевых показателей деятельности B/01.6 6 Руководство методическим и информационным обеспечением деятельности физкультурно-спортивной организации B/02.6 6 Контроль и учет исполнения планов, результатов информационного и методического обеспечения деятельности физкультурно-спортивной организации B/03.6 6 C Руководство технической эксплуатацией, ремонтом и модернизацией спортивного и технологического оборудования, спортивного сооружения (объекта спорта) 6 Управление процессами технической эксплуатации, ремонта и модернизации спортивного и технологического оборудования C/01.6 6 Управление персоналом, задействованным в работах по технической эксплуатации, ремонту и модернизации спортивного и технологического оборудования
- /
- /
21 декабря 2021 0 Рейтинг Поделиться «Профстандарт заместитель директора» — такой поисковый запрос с июля 2016 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи. С июля 2016 года в России становится обязательным использование профессиональных стандартов.
Основной законодательный акт по профстандартам был принят в 2015 году. Им является Федеральный закон ФЗ-122, который дополнил трудовое и образовательное законодательство положениями о действии должностных стандартов. Так, в Трудовом кодексе появились статьи 195.2 и 195.3, в которых документировались процедуры их написания и использования нанимателями. Также были внесены соответствующие изменения в ФЗ об образовании.
Другими важными нормативными актами являются Постановления Правительства №23 и 584. Первое из них было принято в 2013 году и посвящено порядку одобрения профстандартов, а Постановление №584 регулировало аспекты их действия в государственных организациях.
Практические аспекты использования профстандартов в делопроизводстве и области управления персоналом были разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253 и Приложении к письму Общероссийского Профсоюза образования №122.
Профстандарт заместитель руководителя образовательной организации
Профстандарты носят обязательный характер?
Они используются в обязательном порядке, если:
- Должности, для которых они составляются, обладают нормативно установленными требованиями по квалификации (статья 195.3 ТК).
- Для специалистов актуальным законодательством установлены ограничения или права на льготы и компенсации (статья 57 ТК).
- В качестве нанимателя выступает бюджетное учреждение или организация из частного сектора, более 50% которой находится в государственной собственности (Постановление Правительства РФ №584).
За исключением этих ситуаций использование должностных стандартов происходит в добровольном формате.
Зачем компаниям добровольно переходить на систему профстандартов?
Для них открывается ряд возможностей в области управления персоналом:
- Появляется документарная основа для создания показателей KPI.
- Улучшается качество трудовой документации.
- Готовится база требований для аттестации сотрудников.
- Появляется возможность формально оценить трудовую нагрузку работников.
Все перечисленные возможности реализуются с минимальными юридическими рисками, поскольку опираются на продвигаемые Минтрудом должностные стандарты.
Как корректно перевести документацию работодателя на профстандарты?
Обычно такой переход состоит из нескольких этапов:
- Публикация директором приказа о переходе на систему профстандартов.
- Создание регламента, описывающего ключевые аспекты перехода: затрагиваемые позиции, нужные документы и т.д.
- Выполнение анализа аспектов управления персоналом: порядка подчинения, требований к квалификации и пр.
- Рассмотрение используемых в организации документов: инструкций, норм внутреннего распорядка, трудовых договоров.
- Корректировка этой документации на основе профстандартов с использованием сведений о деятельности персонала.
После получения обновлённой документации менеджмент может приступать к мероприятиям по совершенствованию управления персоналом.
Если критерии профстандарта требуют повышения уровня сотрудника, например, директора школы, то кто должен оплачивать его дополнительное образование?
Действующее законодательство не устанавливает требований в этой области. Предполагается, что порядок и форма оплаты будут оговариваться в индивидуальном порядке между сотрудником и его нанимателем. Нужно подчеркнуть, что сотрудник не может быть уволен с работы за его отказ оплачивать дополнительное обучение.
По состоянию на август 2016 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:
- профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
- профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
- профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
- профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
- профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
- профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
- профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).
Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.
Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:
- Общие сведения. Здесь указывается название профессиональной деятельности, ее цель, классификация по видам деятельности и отраслям экономики.
- Функциональная карта. Это перечень обобщенных функций, выполняемых работником, с указанием требуемого уровня квалификации по принятой для профстандартов шкале (обычно от 5 до 8).
- Характеристика функций. Здесь уже указываются не только обобщенные, но и конкретные функции. Для каждой из них приводятся требования к образованию (для заместителя директора или иного руководителя требуется как минимум высшее образование не ниже бакалавриата) и опыту работы (в зависимости от области, требуется от 3 до 5 лет). Кроме того, здесь указываются конкретные знания и умения, которым должен обладать специалист на должности заместителя руководителя.
- Сведения об организациях, которые разрабатывали профессиональный стандарт. К числу этих организаций относятся прежде всего учебные заведения, готовящие специалистов в разных областях, а также общественные и коммерческие организации, с которыми связаны лучшие специалисты-практики.
В профстандарт «Управление профессиональной образовательной организацией» входят две обобщённо-трудовые функции: руководство ПОО и управление образовательными программами.
При разработке проекта профстандарта сотрудники ФИРО руководствовались итогами анализа деятельности ПОО и требованиями органов исполнительной власти, регулирующих учреждения СПО. Исходя из пожеланий чиновников, в трудовой функционал руководителя колледжа вошла задача развития профессиональной образовательной организации.
– Что в первую очередь хочется от руководства профессиональной образовательной организации, так это видеть перспективу – выстраивать планы развития, стратегии развития и так далее, – пояснил Владимир Блинов.
Руководители ПОО обладают седьмым уровнем квалификации, и выполнение всех трудовых функций требует этого уровня квалификации. Всех, кроме одной – трудовая функция «Управление ресурсами ПОО», которая относится к шестому уровню квалификации.
Блинов отметил, что речь идёт об управлении, а не конкретно о директоре, поэтому весь этот набор функций ориентирован не только на первое лицо образовательной организации. Отсюда в управлении ресурсами снижается уровень квалификации, так как распоряжаться ресурсами могут также заместители директора и бухгалтеры.
Профессиональный стандарт секретарь
С появлением профстандартов программы подготовки стали более конкретными, начал применяться компетентностный подход. Под компетенциями понимаются конкретные трудовые функции.
Появились модульные программы – поэтапная подготовка сначала к выполнению одной трудовой функции, потом к другой, постепенно наращивая квалификацию.
С учётом профстандартов разрабатываются образовательные стандарты и программы. Образовательная программа требует работы с двумя документами: ФГОС и конкретными профстандартами. ФГОС предъявляет требования к образовательным результатам, профстандарты – требования к квалификации.
ФГОС первого поколения назывался основной образовательной программой и таковой являлся. В дальнейших образовательных стандартах стала развиваться рамочность – многие элементы программы были изъяты. ФГОС сегодняшнего дня даёт нам представление о результатах и условиях образования, даёт некоторые рамки для структуры.
Владимир Блинов высказал предположение, что в будущем образовательные стандарты исчезнут. Такая возможность существует. Кое-где они уже исчезли – в НИУ МГУ, СПбГУ, которым предоставлено право самостоятельно формулировать стандарты.
Тот факт, что при разработке образовательных программ методисты применяют профстандарт, говорит о необходимости организациям СПО ориентироваться на сферу труда.
– Мы в последнее время акцентируем своё внимание на построение эффективного взаимодействия с работодателем с подготовкой к рабочим местам, квалификациям, которые важны для рынка труда – это объективная ситуация в нашей стране, потому что после периода девяностых годов мы потеряли определённые связи и нормативно-правовые, финансовые механизмы, которые были эффективны для советского периода истории, – рассказывает Екатерина Есенина.
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] | Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П. |
Должностная инструкция заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.
приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие:
- Иметь высшее образование.
- Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
- Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
- При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
- Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
- Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.
В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться. В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений:
- дошкольное образование (детские садики);
- начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
- профессиональное;
- бакалавриат и специалитет;
- магистратура;
- подготовка специалистов высших квалификаций;
- обучение проф. характера;
- дополнительное для граждан любого возраста.
В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:
- ректор;
- директор;
- заведующий;
- начальник.
Профстандарт руководителя образовательного учреждения 2021
Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.
Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.
Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:
- Осуществление прямого руководства организацией.
- Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
- Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
- Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
- При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
- Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.
В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия, которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:
- Трудовым кодексом не предусмотрено наличие несоответствий стандарту для их рассмотрения в качестве оснований для расторжения заключенного трудового договора.
- В том случае если руководитель учреждения не имеет достаточный уровень допустимой для конкретной организации квалификации, он может быть уволен. Для того чтобы работающего руководителя оставить на должности, имеется возможность прохождения определенной аттестации.
- При наличии факторов, которые свидетельствуют о несоответствии руководителя занимаемой должности, сотруднику могут предложить переход на другую должность.
Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.
- Новости
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
- Безопасность на железнодорожном транспорте
- Дистанционное обучение
- Безопасность на льду
- Набор обучающихся
- Объявления
- Профстандарты
- Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя и его заместителей муниципального учреждения
- Независимая оценка качества образовательной деятельности учреждения
- Противодействие коррупции
- Информационная безопасность
ПРОЕКТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Регистрационный номер |
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Руководство образовательной деятельностью образовательной организации | 7-8 | Руководство образовательной деятельностью дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования | А/01.7 | 7 |
Руководство образовательной деятельностью профессиональной образовательной организации | A/02.7 | 7 | |||
Руководство образовательной деятельностью организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | A/03.8 | 8 | |||
В | Руководство развитием образовательной организации | 7-8 | Руководство реализацией программы развития дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования | B/01.7 | 7 |
Руководство реализацией программы развития профессиональной образовательной организации | B/02.7 | 7 | |||
Руководство реализацией программы развития организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | B/03.8 | 8 | |||
С | Управление ресурсами образовательной организации | 7-8 | Управление ресурсами дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации и организации дополнительного образования | C/01.7 | 7 |
Управление ресурсами профессиональной образовательной организации | C/02.7 | 7 | |||
Управление ресурсами организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | С/03.8 | 8 | |||
D | Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями | 7-8 | Представление дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями | D/01.7 | 7 |
Представление профессиональной образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и объединениями работодателей, общественными и иными организациями | D/02.7 | 7 | |||
Представление образовательной организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и объединениями работодателей, общественными и иными организациями в том числе за рубежом | D/03.8 | 8 | |||
E | Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью образовательной организации | 7-8 | Управление учебно-производственной деятельностью профессиональной образовательной организации | E/01.7 | 7 |
Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | Е/02.8 | 8 |
3.1. Обобщенная трудовая функция | |||||
---|---|---|---|---|---|
Наименование | Руководство образовательной деятельностью образовательной организации | Код | А | Уровень квалификации | 7-8 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | — | — |
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Ректор Директор Заведующий Начальник | |
---|---|---|
Требования к образованию и обучению | Высшее образование и дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка или повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности Прохождение в процессе трудовой деятельности обучения по дополнительным профессиональным программам по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года | |
Требования к опыту практической работы | Для руководителей дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей — не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях Для руководителей профессиональной образовательной организации — не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей организации дополнительного профессонального образования — не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях Для руководителей организаций высшего образования — не менее трёх лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях | |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации2 Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации3 Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации4 Для руководителей организаций высшего образования — учёная степень и учёное звание9 | |
Другие характеристики | Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной трудовой функции, а также их совокупность могут выполняться лицами, занимающими должности первого проректора, проректора, заместителя руководителя (директора, заведующего и начальника), руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководителя (заведующего) учебной (производственной) практикой в порядке делегирования им полномочий. При этом на них не распространяются вышеуказанные требования к опыту руководящей деятельности. Требование наличия педагогического стажа не предъявляется к лицам, занимающим упомянутые выше руководящие должности и отвечающие за хозяйственную деятельность | |
Дополнительные характеристики | ||
Наименование классификатора | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 1120 | Руководители учреждений, организаций и предприятий |
ЕКС6 | — | Руководитель (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования |
Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения | ||
ОКПДТР7 | 21341 | Директор (заведующий) внешкольного учреждения |
21587 | Директор училища (колледжа) | |
21614 | Директор школы (гимназии, лицея) | |
21959 | Заведующий детским садом (детскими яслями, яслями-садом) | |
26069 | Ректор | |
ОКСО8 | — | Любые направления подготовки или специальности |
В этом случае дети всецело полагаются на взрослых, на их авторитет для приобретения знаний. В этом случае дети всецело полагаются на взрослых, на их авторитет для приобретения знаний. Учитель старается передать знания детям, находящимся в классе. Однако сегодня данный вид обучения не подходит даже для детей.
А что же тогда подходит — вы спросите? Всё просто, нужно всего лишь следить за последними новостями про обучения в 2020 году не только в России, но и за рубежом. Так как материал который вы будете читать, на самомо деле носит огромный информационный повод применения его в своих целях в обучении, не только для детей, но и взрослых.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
директора?В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?Структура профстандартов для заместителейВ каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?Профстандарты директораХарактеристика профессиональных стандартовОсобенности профстандарта заместителя директораОсобенности профстандарта директора по персоналуОсобенности профстандарта генерального директораПрофессиональные характеристики для заместителей руководителяНормативная базаДля чего нужны профстандарты?Сфера применения и обязательность использованияТрудовые обязанностиТребования к соответствию сотрудниковПовышение квалификации и аттестацияОтветственность
Исходя из пожеланий чиновников, в трудовой функционал руководителя колледжа вошла задача развития профессиональной образовательной организации. – Что в первую очередь хочется от руководства профессиональной образовательной организации, так это видеть перспективу – выстраивать планы развития, стратегии развития и так далее, – пояснил Владимир Блинов.
Руководители ПОО обладают седьмым уровнем квалификации, и выполнение всех трудовых функций требует этого уровня квалификации. Всех, кроме одной – трудовая функция «Управление ресурсами ПОО», которая относится к шестому уровню квалификации. Блинов отметил, что речь идёт об управлении, а не конкретно о директоре, поэтому весь этот набор функций ориентирован не только на первое лицо образовательной организации.
Отсюда в управлении ресурсами снижается уровень квалификации, так как распоряжаться ресурсами могут также заместители директора и бухгалтеры.