Когда нерезидент становится резидентом 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда нерезидент становится резидентом 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2020 году стать резидентом можно на специальных условиях.

Сокращенный срок. Если с 1 января по 31 декабря физическое лицо находится в России от 90 до 182 календарных дней включительно, этого достаточно, чтобы стать налоговым резидентом — со всеми вытекающими последствиями.

Оформление по заявлению. Чтобы стать резидентом при сокращенном сроке пребывания в России, нужно подать заявление в налоговую инспекцию.

Стать резидентом можно по заявлению через 90 дней жизни в России. Что это даст?

В обычном порядке, при нахождении в России от 183 дней, заявление подавать не нужно. Но можно написать заявление, чтобы налоговая подтвердила статус резидента: такой документ пригодится для уплаты налогов в других странах.

Но в случае с сокращенным сроком пребывания в России заявление нужно писать обязательно. С его помощью налоговая поймет, хотите вы считаться налоговым резидентом РФ, если были в России меньше 183 дней, или нет. Такой статус получают добровольно. Если в 2020 году вы были в России 110 дней, то по желанию можете стать налоговым резидентом, а можете и не становиться.

Срок подачи заявления для резидентства — до 30 апреля 2021 года, то есть до последнего дня подачи декларации о доходах за 2020 год. Время на раздумья и расчет выгоды еще есть.

Стать налоговым резидентом РФ таким способом можно только на 2020 год. Для сделок 2019 или 2021 года это условие не действует.

Резидентами признаются граждане РФ и иных государств, превышающие в России за последние 12 месяцев более 183 дней.Срок 183 дня не обязательно должен быть последовательным, главным является общее число дней в течение года, которых должно быть не менее 183 дней.

Нерезидентами считаются как российские, так и граждане иных стран, пребывающие в РФ менее 183 дней за 12 месяцев, следующих последовательно.

Исключением являются:

  1. Российские военные, которые проходят службу за границей.
  2. Государственные служащие, которые находятся за границей в служебных командировках.

Что касается служащих консульств, а также торговых представительств, то их статус определяют в общем порядке.

Кто является налоговым резидентом РФ в 2021 году

Справка о налоговом резидентстве и юридических и физических лиц является документальным подтверждением того, что определенное лицо имеет статус налогового резидента РФ. Официальное наименование справки – «Подтверждение постоянного пребывания в РФ».

Такой статус требуется для того, чтобы определить обязательства лица по уплате налогов в бюджет той или иной страны. Для определения данного статуса учитывают пребывание лица в России на протяжении 183 дней в течение одного года. Такой срок не прерывается, если лицо менее 6 месяцев находится не в РФ по причине лечения, обучения, работы или оказания услуг.

Для получения данной справки в налоговый орган необходимо направить заявление. Ранее оно составлялось в свободной форме, но с декабря 2017 года данное заявление составляется по утвержденной ФНС форме (КНД 1111048). При этом в документе указывается следующая информация:

  • наименование организации (если заявление подает физлицо/ИП, то ФИО);
  • период времени, за которые заявителю необходима справка (за прошлый год, за несколько лет);
  • причина выдачи справки (например, она необходима при применении двусторонних международных договоров или для иных целей);
  • время пребывания лица в РФ;
  • основания, по которым лицо считается налоговым резидентом РФ;
  • данные о документе, удостоверяющем личность (в случае отсутствия ИНН).

В настоящее предусматривается возможность подтверждения статуса налогового резидента онлайн – через сайт ФНС. Для этого на сайте представлен специальный сервис «Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации». Этим способом могут воспользоваться как физические и юридические лица.

С помощью данного сервиса как компании, так и физлица могут быстро заполнить необходимое заявление и подать его в ФНС, в ответ будет получен необходимый документ в формате PDF, либо в его выдаче будет отказано.

В качестве одного из преимуществ данного сервиса можно выделить то, что направлять в налоговую дополнительные документы не потребуется. Достаточно будет только сформировать заявление. Если справка о резидентстве необходима на бумаге, то при заполнении заявления следует сделать соответствующую отметку, то есть «Направить документ на бумажном носителе».

Данный сервис также позволяет проследить за статусом обработки своего заявления в ФНС.Срок рассмотрения документа составляет 40 календарных дней.

Налоговые агенты, а также иностранные органы тоже могут проверить статус налогового резидента с помощью интернет сервиса, представленного на сайте налоговой.Сделать это может любое заинтересованное лицо и специальной регистрации или ввода каких-либо кодов для этого не потребуется.

Справка о налоговом резидентстве как юридического, так и физического лица является документальным подтверждением того факта, что данное лицо имеет статус налогового резидента РФ. Официальное наименование такой справки звучит, как «Подтверждение постоянного пребывания в РФ».

Важно! Под резидентом в свою очередь понимают юридическое или физическое лицо, числящееся в конкретном месте в определенной стране, например, резидент РФ.

Данный статус необходим для определенности в уплате налогов в бюджет того или иного государства. При этом при определении статуса физлица учитывается его пребывание в РФ в течение 183 дней на протяжении последовательно идущих 12 месяцев. Данный срок не будет прерываться, если лицо находится менее 6 месяцев за пределами РФ с целью лечения, обучения, работ или оказания некоторых услуг (

Главным отличием в системе оплаты налогов между резидентом и нерезидентом считается процентная ставка: к первым применяется 13%, ко вторым — 30%. Финальная трактовка налогового статуса происходит по завершению налогового периода, приходящегося под занавес календарного года. Однако зачастую еще до наступления этого момента налоговый инспектор может определить под какую категорию попадает субъект и применить соответствующую ставку. Когда инспектор не уверен в статусе физического лица, он в праве задействовать ставку в 30%.

Налоговый резидент Российской Федерации – физическое, либо юридическое лицо, подлежащее налогообложению в пределах РФ на основании установленных законом признаков.

Согласно положениям Налогового кодекса, резидентство РФ присваивается:

  1. Физ. лицам, находящимся в пределах РФ не менее полугода (суммарно 183 дня в течение 1 года);
  2. Юр. лицам, относящимся к налоговой системе РФ по установленным признакам.

Пересчет НДФЛ при смене статуса работника

Согласно законодательству РФ, условие признания физ. лица налоговым резидентом РФ – проживание на территории РФ в течение вышеозначенного срока. Гражданам РФ рассматриваемый статус присваивается автоматически (если не доказано обратное).

Иностранцы же (как граждане, так и апатриды) по умолчанию считаются нерезидентами – но лишь при условии отсутствия доказательств соответствия вышеозначенному критерию. Наличие ВНЖ не считается достаточным основанием для присвоения статуса.

Вышеозначенный срок пребывания не обязательно должен быть непрерывным. Однако данный срок не должен прерываться выездами за рубеж с целями обучения и/или лечения, либо работы на добыче нефтепродуктов, на морских месторождениях.

До недавнего времени специальной формы заявления, которое в налоговый орган должны были предоставлять компании, ИП и иные физические лица, не было. Составлять его нужно было в свободной форме. Но с 9 декабря 2021 года заявление в обязательном порядке должно подаваться в по форме, утвержденной ФНС (КНД 1111048). В заявлении указывается следующая информация:

  • наименование организации (если заявление подает физлицо или ИП, то его ФИО);
  • периоды времени, за которые заявителю необходима справка (например, за прошедший год или за несколько лет);
  • причина выдачи справки (требуется в случае применения двусторонних международных договоров или при иных целях);
  • время пребывания ИП или иного физлица в РФ;
  • основания, по которым лицо (юридическое или физическое) может считаться налоговым резидентом РФ;
  • информация о документе, удостоверяющем личность (указывается в случае отсутствия ИНН).

От налогового статуса физлица зависит ставка НДФЛ, по которой облагаются получаемые доходы. По статье 224 Налогового кодекса резидент РФ уплачивает стандартный НДФЛ по ставке 13%. Для лиц нерезидентов пункт 3 статьи 224 устанавливает специальную ставку НДФЛ 30%, которая может быть снижена при определенных условиях:

  • если нерезидент получил в качестве дохода дивиденды от вложений в российские организации, ставку налога можно снизить до 15%;
  • для особых категорий нерезидентов налоговая ставка составляет 13%.

Особыми категориями нерезидентов признаются: работники по патенту, высококвалифицированные специалисты, переселенцы и беженцы, граждане ЕАЭС, члены экипажей судов.

При подаче в налоговую заявление на получение справки, к нему потребуется приложить следующие документы:

  • договор/контракт, которым будет подтверждаться получение (право на получение) дохода в иностранной компании;
  • документы, подтверждающие владение имуществом;
  • документ, устанавливающий выплату дивидендов в иностранной компании (например, решение участников общества о выплате дивидендов);
  • копии платежек (кассовых чеков), подтверждающих выплату дивидендов;
  • бухсправки;
  • иные первичные документы.

Важно! В некоторых случаях к заявлению ИП или иного физлица прикладываются копии документов, подтверждающих нахождение лица в РФ в том периоде времени, за который требуется получить справку.

Если документы, прикладываемые к заявлению, составлены на иностранном языке, то их следует перевести на русский язык и перевод заверить у нотариуса.

/ условие / У сотрудника облагаемый НДФЛ доход составляет 30 000 руб. в месяц. С января по июнь 2012 г. он был резидентом РФ. А с июля 2012 г. — стал нерезидентом.

/ решение / Вот как будет выглядеть уже исправленный годовой регистр налогового учета по НДФЛ.

Наименование показателя Январь Февраль Июнь Июль Август Декабрь
Налоговая база (с начала года) 30 000Обратите внимание: в течение года сумма дохода указывается не нарастающим итогом, а помесячно 30 000 30 000 30 000 30 000 30 000
Налог исчисленный 9 000По этой строке отражается НДФЛ, пересчитанный по ставке 30% (30 000 руб. х 30%) 9 000 9 000 9 000 9 000 9 000
Налог удержанный сумма 3 900По этой строке показывается НДФЛ, удержанный по ставке 13% помесячно с января по июнь включительно. А с июля показывается сумма НДФЛ, удержанная за месяц по ставке 30% (9000 руб.), + сумма, удержанная в погашение задолженности по НДФЛ, пересчитанного по ставке 30% с января по июнь (30 000 руб. х 50% – 9000 руб.) 3 900 3 900 15 000Сумма удержания не может превышать 50% от начисленной за месяц суммы зарплаты (30 000 руб. х 50%) 15 000 9 600
дата 31.01.2012 29.02.2012 30.06.2012 31.07.2012 31.08.2012 31.12.2012
Налог перечисленный сумма 3 900 3 900 3 900 15 000 15 000 9 600
дата 05.02.2012 06.03.2012 06.07.2012 06.08.2012 05.09.2012 31.12.2012
п/п 40 175 814 973 1120 1987
Долг по налогу за налогоплательщиком 5 100По этой строке с января по июнь показывается увеличивающаяся сумма долга по НДФЛ, которая образовалась из-за перерасчета налога по ставке 30% вместо 13%. А с июля сумма долга уменьшается, так как с этого месяца удерживаются НДФЛ за месяц + долг 10 200 30 600 24 600 18 600 0
Долг по налогу за налоговым агентом

Налоговый статус: резидент и нерезидент

Документы, подтверждающие статус резидента, нужны как иностранцам, так и россиянам, часто выезжающим за границу. Чаще всего используются следующие документы:

  • копия загранпаспорта с отметками о пересечении границы;
  • миграционная карта;
  • табель учета рабочего времени;
  • другие документы, подтверждающие нахождение физлица в России.

Если физлицо признано нерезидентом, то оно платит НДФЛ только с тех доходов, которые получены от источников в РФ. Это могут быть: зарплата, оплата за услуги и работы, дивиденды от российской организации, доход от продажи имущества и т.д.

Налоговая база по НДФЛ с оплаты услуг нерезидента рассчитывается по каждой выплате отдельно.

По общему правилу ставка НДФЛ для нерезидента — 30%. Однако имеются следующие исключения.

  1. Ставка 15% применяется к доходам нерезидента, если это дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций.
  2. Ставка 13% применяется к доходам от трудовой деятельности для следующих категорий нерезидентов:
    • работающие по патенту;
    • высококвалифицированные специалисты;
    • граждане государств – членов ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении),
    • участники Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей;
    • члены экипажей судов, плавающих по Государственным флагом РФ;
    • беженцы или получившие временное убежище в РФ.

Для нерезидентов налоговые вычеты не применяются. Важно заметить, что вычеты не вправе применять и те физлица — нерезиденты, по которым установлена ставка НДФЛ 13%.

Иностранец получает право на налоговый вычет только в том случае, если он приобретает статус налогового резидента.

В течение года статус налогоплательщика может поменяться, например, из-за командировок. Так как от статуса зависят ставки НДФЛ и права на налоговые вычеты, при его смене сумму НДФЛ нужно пересчитать.

  • Работник был нерезидентом, а стал резидентом
  • Работник был резидентом, а стал нерезидентом

Если физлицо стало резидентом, то НДФЛ надо пересчитать по ставке 13%.

  1. Налоговая база пересчитывается нарастающим итогом с начала года, т.е. доходы, начисленные с начала года, уменьшаются на налоговые вычеты.
  2. Рассчитывается НДФЛ по ставке 13%.
  3. Определяется сумма переплаты по НДФЛ.
  4. Полученная переплата засчитывается в счет НДФЛ с последующих выплат.
  5. Остаток налога, который не удалось зачесть до конца года, физлицо может вернуть, обратившись в налоговую инспекцию. При этом работодатель должен отразить эту сумму в справке 2-НДФЛ как излишне удержанный налог.

Обязанность по декларированию доходов у нерезидентов возникает, если:

  • доход получен от источников в РФ,
  • и при получении дохода налоговым агентом не был удержан налог.

Если нерезидент является иностранцем на патенте, то декларацию нужно сдать при аннулировании патента, а также в случае превышения НДФЛ авансовых фиксированных платежей.

Пример заполнения декларации о доходах нерезидентом при продаже квартиры

Декларацию по форме 3-НДФЛ следует сдать до 30 апреля, налог уплатить не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Нарушение сроков представления налоговой декларации является основанием для вынесения налоговым органом решения о взыскании штрафа от 1000 рублей.

Декларацию можно сдать:

  • лично или через представителя;
  • почтовым отправлением с описью вложения;
  • в электронной форме.

Сотрудник-нерезидент: исчисление НДФЛ

В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

  • для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Кроме того, независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Из приведенных положений следует, что налоговые резиденты – это любые люди, которые находятся на территории РФ 183 календарных дня и более в течение 12 следующих подряд месяцев, а также российские военные, проходящие службу за границей, и сотрудники муниципальных и государственных органов власти, командированные за рубеж.

Налоговый нерезидент – физическое лицо, которое находится на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Отметим, что гражданство страны, место рождения или жительства физического лица не влияют на определение налогового статуса. Налоговым нерезидентом по НДФЛ может быть и гражданин РФ.

Если российский гражданин является нерезидентом, НДФЛ в отношении его доходов рассчитывается и перечисляется в бюджет так же, как и в отношении прочих нерезидентов. Никаких специальных правил нет. Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), необходимо:

1) отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев, так как налоговый статус физического лица – получателя дохода определяется налоговым агентом, от которого физическое лицо получает соответствующий доход, на каждую дату его выплаты;

Обратите внимание :

Отсчитанные 12 месяцев являются расчетным периодом. Он может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом. Например, расчетным периодом может быть период с 05.06.2017 по 04.06.2018.

2) посчитать количество дней, когда физическое лицо находилось на территории РФ в течение предыдущих 12 месяцев. Время нахождения на территории РФ рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда оно находилось на территории РФ. Таким образом, в расчет времени нахождения лица на территории РФ включаются:

  • дни приезда лица в РФ и дни его отъезда из РФ (письма Минфина РФ от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, ФНС РФ от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@);

  • время, когда человек находился за границей для краткосрочного лечения или обучения. Под краткосрочным понимается лечение (обучение) за границей менее шести месяцев. Ограничения по возрасту, видам учебных заведений, лечебных учреждений, заболеваний, перечню зарубежных стран отсутствуют.

Обратите внимание:

Не включаются в расчет времени нахождения в РФ дни, когда физическое лицо находилось за границей (в отпуске, командировке и пр.).

Перечень документов, которыми может быть подтвержден налоговый статус физического лица, налоговым законодательством не установлен. К ним могут относиться:

  • копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы;

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;

  • справки с места работы (в том числе с предыдущего места работы);

  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;

  • авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы (проездные документы, документы о проживании);

  • свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;

  • справка, полученная по месту проживания в РФ;

  • договоры, заключенные с медицинскими (образовательными) учреждениями;

  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Обратите внимание:

Для подтверждения статуса резидента РФ работник может представить документ, выданный налоговым органом. С 09.12.2017 это подтверждение выдается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (п. 7 Порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ № ММВ-7-17/837@).

Итак, работодатель вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ в течение указанного периода (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03-04-05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@).

Обратите внимание:

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает налоговый статус резидента. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ[1] вид на жительство является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в РФ, свободные въезд в страну и выезд из нее, а не время его нахождения на территории РФ.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка равна 13 %, если иное не предусмотрено данной статьей. Пунктом 3 этой статьи определено, что налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых:

  • в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15 %;

  • от осуществления трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка составляет 13 %;

  • от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 %;

  • от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ, в отношении которых налоговая ставка равна 13 %;

  • от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 %;

  • от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ согласно Федеральному закону № 4528-1[2], в отношении которых налоговая ставка составляет 13 %.

Обратите внимание:

При определении налоговой ставки необходимо также учитывать, что соглашением об избежании двойного налогообложения между РФ и страной, резидентом которой является работник, могут быть установлены особые налоговые ставки. Международные договоры имеют приоритет перед Налоговым кодексом (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Таким образом, если организация выплачивает доход нерезиденту РФ, необходимо применять положения международного договора РФ с тем государством, чьим налоговым резидентом он является.

Если налоговый статус изменился в течение года

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. Пунктом 3 ст. 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, закрепленных в ст. 218 – 221 НК РФ.

Таким образом, имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, применяется только к подлежащим налогообложению по ставке 13 % доходам физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами в соответствии со ст. 207 НК РФ.

Следовательно, указанные налоговые вычеты к доходам нерезидентов применять нельзя.

Обратите внимание:

Доходы как иностранных граждан, так и граждан РФ подлежат одинаковому налогообложению в РФ, если указанные граждане признаются налоговыми резидентами РФ в соответствии с положениями ст. 207 НК РФ. Таким образом, если работник согласно данной статье является налоговым резидентом РФ, он имеет право на получение имущественного налогового вычета в установленном порядке.

Работодатели должны удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с выплат в пользу сотрудников – нерезидентов РФ в общеустановленном порядке, как и с выплат работникам, являющимся резидентами РФ, на основании ст. 226 НК РФ. Так, по общему правилу перечислить удержанный с дохода налогоплательщика НДФЛ нужно не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). В отношении отпускных и пособий по временной нетрудоспособности предусмотрен особый порядок перечисления НДФЛ – не позднее последнего числа месяца, в котором они выплачены (п. 6 ст. 226 НК РФ).

12 следующих подряд месяцев, необходимые для установления налогового статуса человека, – это не календарный год с 1 января по 31 декабря.

Этот период может начаться в одном налоговом периоде, а продолжиться в другом (письма Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-289, от 31 мая 2012 г. № 03-04-05/6-670 и др.).

Так, если налоговый статус определяется на 30 сентября 2018 года, то 12-месячный период начинается 30 сентября 2017 года, а заканчивается 29 сентября 2018 года, если на 15 сентября 2018 года, то начало периода – 15 сентября 2017 года и окончание – 14 сентября 2018 года.

А в течение календарного года работодатель должен контролировать налоговый статус работников: при выплате зарплаты – на каждую дату начисления – в последний день календарного месяца, который по этому виду доходов считается моментом получения, на день выплаты доходов – по другим их видам, например, по отпускным.

Человек является налоговым резидентом, если он пребывает в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Число дней пребывания определяется суммированием (прямым подсчетом) всех календарных дней, в которых он находился в РФ в течение этого периода (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155).

При подсчете учитываются дни въезда и выезда. Поскольку в эти дни человек фактически находится на территории России (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/345@).

Эти 183 дня не должны течь непрерывно (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-3-13/3157@). Они могут прерываться на периоды отпусков, командировок и др.

При подсчете 183 дней пребывания на территории России в их количество не входит время нахождения за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются.

Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в Россию (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128). Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, не учитывается при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения – нахождения за пределами РФ в целях этого обучения (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155).

Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: договорами с медицинскими (образовательными) организациями или справками от них с указанием времени лечения (обучения), а также копиями паспортов физлица с отметками пограничного контроля.

Никаких ограничений по возрасту человека, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и видам заболеваний, странам, в которых граждане России могут обучаться или лечиться, не установлено (письмо ФНС России от 23 сентября 2008 г.
№ 3-5-03/529@).

Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории России, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь в иностранном государстве, прошел лечение (или обучение), эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).

При подсчете дней фактического пребывания человека в Российской Федерации за период следующих подряд 12 месяцев в него входит время до заключения трудового договора (письмо Минфина России от 27 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/323). Но только в случае, если законность нахождения подтверждена документально. Если таких документов нет, подсчет 183 дней нахождения на территории РФ следует вести с первого дня работы иностранца в компании.

Контролируемые иностранные компании в 2021 году: новые правила, штрафы и срок

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом. И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Для налогообложения доходов нерезидентов, полученных от продажи имущества, срок владения им не имел значения до конца 2018 года, и НДФЛ в любом случае взимался. Но с января 2019 года в п. 17.1 ст. 217 НК РФ внесены правки, согласно которым доход, полученный от продажи недвижимости после 01.01.2019, освобождается от налогообложения НДФЛ при соблюдении минимального предельного срока владения.

Напомним минимальный срок владения имуществом:

  • для приобретенного до 2016 года — более 3 лет;
  • для приобретенного начиная с 2016 года (закон РФ «О внесении изменений…» от 29.11.2014 № 382-ФЗ) — более 5 лет, при этом для некоторых ситуаций получения имущества сохраняется 3-летний срок.

Минфин России в письме от 26.12.2018 № БС-3-11/10138 разъясняет тонкости процесса продажи квартиры нерезидентом. Если срок владения продаваемого имущества менее 5 лет, то нерезидент уплачивает налог с суммы дохода по ставке 30%. При этом имущественные вычеты применить он не вправе.

Кроме приведенного письма аналогичное утверждение содержится в письмах Минфина России от 27.05.2019 № 03-04-05/38392, от 14.06.2019 № 03-04-05/43619 и некоторых других.

Пример

Г-н Ключник С. И. продал в апреле 2020 года загородный дом, принадлежавший ему на праве собственности менее 5 лет.

Как и все физические лица, получившие самостоятельный доход, в 2021 году он должен до 30.04.2021 подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, а затем до 15.07.2021 заплатить причитающийся налог, рассчитанный по ставке 30%.

Как определить статус (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Налоговое резидентство – это «привязка» лица к той или иной стране для налоговых целей. Государство имеет право на налогообложение всего объема доходов своих налоговых резидентов независимо от места их получения.

В большинстве стран (за редкими исключениями) налоговое резидентство физических лиц не зависит от их гражданства. Так, гражданин России может быть иностранным налоговым резидентом, и наоборот, иностранный гражданин признается налоговым резидентом РФ, если он проживает в РФ больше определенного срока.

В мировой практике широко применяется «правило 183 дней» (или его аналоги), согласно которому налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в данном государстве не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев.

Такое правило действует и в России (пункт 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ). В настоящее время это единственный предусмотренный НК РФ способ определения налогового резидентства физического лица. Исключение составляют лишь спорные ситуации, когда в целях применения соглашения об избежании двойного налогообложения требуется анализ большего числа факторов (в этих случаях необходимо руководствоваться специальными нормами налогового соглашения, имеющими приоритет над НК РФ).

Если лицо имеет (или приобретает) статус налогового резидента конкретного государства, то в этом государстве налогообложению будет подлежать его общемировой доход, то есть все доходы, полученные лицом как в этом государстве, так и за его пределами, включая прибыль контролируемых иностранных компаний.

Для лица, не являющегося (или переставшего быть) по отношению в данному государству налоговым резидентом, в ряде случаев также может возникать налоговая обязанность, однако объектом налогообложения для него останется лишь доход, полученный от источников в данном государстве.

Таким образом, изменение налогового резидентства влияет на объём налоговых обязанностей лица в соответствующей стране.

Например, гражданин России, контролирующий иностранную компанию, но утративший налоговое резидентство РФ в силу своего фактического нахождения в России менее 183 дней в году и получения статуса налогового резидента иностранного государства, перестает нести в России обязанности, связанные с декларированием участия в иностранных организациях и прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).

В то же время, в России для большинства видов доходов нерезидентов действует ставка НДФЛ 30% (в отличие от 13% для резидентов), за исключением дивидендов от российских компаний и доходов от некоторых видов трудовой деятельности.

Поэтому в каждой ситуации желательность приобретения (утраты, сохранения, возвращения) иностранного или российского налогового резидентства должна оцениваться индивидуально.

Основной вопрос о налоговом резидентстве, возникающий в связи с пандемией, заключается в том, будут ли государства (для налоговых целей) принимать во внимание исключительный (чрезвычайный) характер обстоятельств, заставивших граждан временно пребывать на территории соответствующей страны, учитывая, что эти обстоятельства были в первую очередь обусловлены противоэпидемическими мерами самих же государств.

Так, в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции во многих странах, включая Россию, весной 2020 года была ограничена свобода передвижения людей, в частности, прекращено регулярное международное авиасообщение.

Многие россияне-нерезиденты, находившиеся значительную часть времени за рубежом, приняли решение вернуться в Россию на период пандемии либо, находясь в России на момент введения ограничений, уже не покинули её территорию.

Может ли данный факт оказать влияние на их налоговый статус в России? Если исходить только из буквы закона – да. Но если учитывать обстоятельства (которые вполне можно признать исключительными) – скорее нет.

При этом, безусловно, не сто́ит выдавать желаемое за действительное, поскольку пока не известно, намерены ли власти учесть эту специфику и сохранить за людьми, вынужденно превысившими срок пребывания в стране, статус нерезидентов. Без чёткого указания в законе и в отсутствие ведомственных разъяснений надеяться на столь гибкий подход по умолчанию не следует.

Будет ли принята оговорка, позволяющая «игнорировать» время вынужденного пребывания в России для целей определения резидентства лиц, «задержавшихся» в стране из-за пандемии, покажет время. Официальных разъяснений Минфина или ФНС России по данному вопросу пока нет.

Несмотря на то, что история с пандемией сама по себе уникальна, в налоговом законодательстве РФ есть пример особого регулирования положения физических лиц в ситуации, чем-то схожей с нынешней, но касающейся намного более узкого круга лиц.

В 2017 году в статью 207 НК РФ было введено специальное исключение, позволяющее лицам, оказавшихся под иностранными персональными санкциями и оставшимися из-за них в России, заявить об отсутствии у них налогового резидентства РФ независимо от срока фактического нахождения в РФ. Иными словами, «подсанкционным» лицам в обход общего правила была предоставлена возможность выбора государства, в котором они будут платить налоги с их личных доходов, в зависимости от индивидуальной ситуации.

Вокруг света из-за 90 дней: кому выгодны новые правила налогового резидентства

Напомним, что при применении соглашения об избежании двойного налогообложения, в частности, в отношении доходов от трудовой деятельности за рубежом, резидентство устанавливается в первую очередь на основании национальных правил, а в спорных ситуациях – с помощью последовательного применения дополнительных тестов, установленных соглашением. Они могут включать центр жизненных интересов, место обычного проживания, гражданство и др. Тупиковые ситуации «двойного резидентства» должны разрешаться по взаимному согласию компетентных органов.

В начале апреля 2020 года Секретариат Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовал аналитический документ, затрагивающий вопросы резидентства физических лиц в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса (в контексте определения «резидента», предусматриваемого международными налоговыми соглашениями).

По мнению авторов документа, вероятность того, что ситуация с COVID-19 затронет налоговое резидентство физических лиц, не высока. Далее рассматриваются две гипотетические ситуации.

Ситуация первая. Лицо, временно находящееся в чужой стране (в отпуске или по работе), задерживается в ней из-за кризиса, вызванного коронавирусом, и становится в этой стране налоговым резидентом.

Такой сценарий, как отмечают специалисты ОЭСР, маловероятен, поскольку временное пребывание лица в стране обусловлено чрезвычайными обстоятельствами. Несмотря на существующие в странах национальные правила определения резидентства, для целей международного налогового соглашения (при его наличии) такие лица не должны признаваться резидентами.

Ситуация вторая. Лицо работает в новой для себя стране и приобрело в ней статус резидента, однако из-за кризиса COVID-19 временно возвращается в страну, резидентом которой оно являлось ранее. Может оказаться, что такое лицо не утрачивало статус резидента и в своей предыдущей стране, либо оно может вновь приобрести статус резидента страны, в которую оно возвратилось.

Здесь аналитики ОЭСР также считают, что лицо не должно вновь признаваться резидентом страны, в которую оно возвратилось и в которой пребывает временно и в силу чрезвычайных обстоятельств.

Срок фактического пребывания в РФ влияет не только на налоговое резидентство, но и на обязанности, предусмотренные для валютных резидентов РФ (уведомление об открытии иностранных счетов, отчеты о движении средств по таким счетам, ограничения по использованию иностранных счетов).

При этом «резидентами» для целей валютного контроля понимаются все граждане РФ (независимо от срока пребывания в России и за рубежом) и иностранцы, проживающие в России на основании вида на жительство. В то же время, Закон о валютном контроле предусматривает разный режим для резидентов, в основном живущих в России, и резидентов, проводящих бо́льшую часть времени за ее пределами.

Согласно Закону о валютном контроле, требования к порядку открытия счетов в зарубежных банках, проведения валютных операций по таким счетам и представления отчетов о движении средств не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней. В свете ограничений на передвижение между странами в условиях пандемии коронавируса данный фактор может оказаться не менее важным, чем налогообложение.

  • Услуга: Налоговое право
  • Дата: 20.05.2020

Пандемия COVID-19 стала причиной вынужденной изоляции для многих и независимо от их воли изменила их налоговое резидентство.

Команда Налоговой практики Capital Legal Services – руководитель Анастасия Кузьмина, юристы Екатерина Жарова и Татьяна Долгоаршинных – рассмотрелa международную практику в материале CFO Cafe.

Пандемия вируса COVID-19 оказала влияние на многие сферы жизни общества, и налоговые правоотношения не стали исключением. Одним из ключевых вопросов, над которым сейчас задумываются граждане, оказавшиеся в условиях «локдауна» в той или иной стране, является определение их налогового статуса.

Ситуация, при которой активы лица и его жизненные интересы могут быть рассредоточены в разных юрисдикциях, довольно распространена. Можно преимущественно проживать в одном государстве, вести бизнес и иметь иные источники дохода в другом, при этом имея семью в третьем.

В таком случае огромное значение приобретает статус налогового резидента, от которого будут зависеть налоговые последствия для лица в том или ином государстве. Во-первых, речь идет об определении дохода, с которого необходимо заплатить налог в стране пребывания, а, во-вторых, о налоговой ставке, применимой в соответствующей юрисдикции.

Большинство стран придерживаются т.н. «residence and source taxation system» – системы, позволяющей государству облагать налогом все мировые доходы своего резидента вне зависимости от их местонахождения, в то время как доходы нерезидента облагаются только от источников внутри страны.

Модельная конвенция ОЭСР содержит открытый перечень возможных критериев определения статуса резидента для физического или юридического лица (гражданство, центр жизненных интересов, место регистрации и т.д.) и отсылает при этом к национальному законодательству государств. Таким образом, определение налогового статуса лица должно регулироваться личным законом каждой страны. В случае конкуренции двух юрисдикций в отношении резидентства лица, имеющего присутствие сразу в нескольких государствах, на помощь приходят Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), которые позволяют определить государство, в котором стоит заплатит налог и его размер.

Некоторые страны в качестве основного критерия определения налогового статуса физического лица используют тест фактического времени пребывания на территории государства. Так, например, для признания лица резидентом РФ требуется исключительно его пребывание на территории страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев вне зависимости от того, где расположен центр его жизненных интересов. В случае, если лицо проводит за пределами РФ более полугода, оно с одной стороны, должно будет платить в России налог только с доходов, полученных внутри страны, но с другой стороны, размер налоговой ставки повышается до 30%, что может привести к существенному повышению налоговой нагрузки.

Также срок пребывания физического лица играет роль и для определения резидентства компании, если такое лицо входит в ее управляющий орган, а в качестве критерия резидентства юридического лица национальным законодательством предусмотрен тест «места эффективного управления».

Очевидно, что пандемия вируса COVID-19 обусловила ситуацию, при которой многие физические лица оказались в вынужденной изоляции, в силу чего налоговое резидентство таких лиц (и, возможно, компаний, которыми они владеют и управляют) может измениться вне зависимости от их воли. Данная проблема становится одной из наиболее актуальных на сегодняшний день и уже получила отклик в международной практике.

ОЭСР рассматривает пандемию как форс-мажор, а значит пребывание в другой стране в рамках мер изоляции не должно приводить к возникновению двойного резидентства и, соответственно, к двойному налогообложению лиц.

Раздел 3 Рекомендаций посвящен проблемам, связанным с определением резидентства компаний, в частности, применению принципа «место эффективного управления». Так, возникли опасения, что ограничение в передвижении руководителей высшего звена может привести к «двойному резидентству» управляемых ими компаний.

Такая ситуация возможна в том случае, если два государства применяют разные концепции налогового резидентства в своих национальных законодательствах (например, когда законодательством страны пребывания руководителя предусмотрен принцип места эффективного управления, а национальным законодательством лица предусмотрен принцип места регистрации).

Однако, по мнению ОЭСР, для таких ситуаций большинство СИДН, заключенных в соответствии с Модельной конвенцией ОЭСР в редакции 2017 года, предусматривают т.н. MAP – mutual agreement procedure – взаимосогласительную процедуру уполномоченных органов с использованием «residence tie-breaker rules» (OECD, Model Tax Convention on Income and on Capital Commentary: Condensed Version 2017, Art. 4 s. 1 OECD MC 2017, para. 21 (OECD MC 2017) — правил, устраняющих двойное налогообложение (см. ст. 4 раздела 3 Модельной конвенции ОЭСР). Такие правила предполагают учет всех факторов и обстоятельств при возникновении коллизии – например, где обычно располагается управляющий или исполнительный орган, после чего уполномоченные органы государств совместно договариваются о разрешении коллизии.

  • Напомним, что Раздел VII.1 Налогового кодекса РФ был дополнен главой 20.3, которая посвящена взаимосогласительной процедуре в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения. Более того, с 2020 действует статья 105.18-1 НК РФ, посвященная корректировкам по результатам взаимосогласительной процедуры, однако детали такой процедуры пока не регламентированы, за что Россию уже критиковало мировое сообщество.

На сегодняшний день существует только Проект Приказа Минфина России «Об утверждении Порядка проведения взаимосогласительных процедур в соответствии с международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения». Этот Приказ еще дорабатывается и буквально на днях был опубликован для ознакомления с внесенными уточнениями. К сожалению, некоторые вопросы в Приказе пока до сих пор остаются неразрешенными и вызывают опасения у представителей бизнеса в связи с их невыполнимостью на практике. В этой связи приходится ориентироваться пока на общие положения Соглашений, хотя очевидно, что наличие эффективных взаимосогласительных процедур вскоре может потребоваться многим налогоплательщикам.

Если обращаться к соглашениям, заключенным в редакциях ранее 2017 года, критерий места эффективного управления является в них основным, однако ОЭСР подчеркивает, что указанный критерий в любом случае должен пониматься широко – как место обычного, постоянного принятия управленческих решений. Таким образом, все факты и обстоятельства должны быть проверены с точки зрения постоянного и обычного (“usual and ordinary”) управления. Вынужденная изоляция руководителя, сотрудника компании сама по себе не должна приводить к выводам о смене резидентства юридического лица, что, безусловно, представляется справедливым.

В этой связи в качестве примера ОЭСР отметила руководство, изданное Департаментом государственных сборов Ирландии, по игнорированию присутствия физического лица в Ирландии (и при необходимости в другой юрисдикции) для целей налогообложения для компании, в отношении которой такое физическое лицо является директором. Однако должно быть доказано, что такое присутствие является именно результатом ограничений на поездки, связанных с COVID-19.

НДФЛ с нерезидентов РФ в 2021 году

Известно, что действующая система правил определения резидентства в Соединенном Королевстве многогранна и требует внимательного и индивидуального подхода даже в спокойное время без COVID-19.

Налоговая служба Великобритании (HMRC) дала подробные Разъяснения по вопросу учета так называемых исключительных обстоятельств («exceptional circumstances») при расчете дней, проведенных в Великобритании, при определении статуса резидентства. Перечень таких обстоятельств не является закрытым и носит иллюстрационный характер (к примеру, гражданские беспорядки, стихийные бедствия, начало войны). Однако главный их признак – отсутствие возможности у лица влиять на длительность своего пребывания в стране в связи с ними. Таким образом, исходя из буквального толкования, пандемия COVID-19 может рассматриваться в качестве исключительного обстоятельства в Соединенном Королевстве, которое в определенных случаях может влиять на налоговый статус.

Для определения резидентства Великобритании служба разделила жизненные ситуации на две условные группы:

  • случаи, в которых исключительные обстоятельства учитываются при определении количества дней, проведенных в стране (например, когда лицо в течение трех предыдущих лет не было резидентом, а в текущем году должно было провести менее 46 дней на территории Великобритании);

Однако при этом вычесть из расчета дней, проведенных в Соединенном Королевстве из-за пандемии, можно всего не более 60 дней.

  • случаи, в которых исключительные обстоятельства вообще не принимаются во внимание при расчете дней пребывания в Великобритании (например, если лицо имеет жилой дом в Соединенном Королевстве и проживает там значительное время, не имея при этом жилья за рубежом или проводя там незначительный период времени).

Таким образом, вынужденное пребывание на территории Великобритании из-за COVID-19 в определенных ситуациях все же может приниматься во внимание при подсчете дней в целях определения статуса резидента.

Однако стоит отметить, количество дней пребывания – не единственный критерий резидентсва в Великобритании. Если лицо находится на территории страны менее 183 дней (с учетом пандемии или без такового), оно также проходит ряд тестов: на наличие места проживания в Великобритании, на осуществление трудовой деятельности преимущественно в Великобритании, т.н. «автоматический зарубежный тест» (лицо не является резидентом, если проводит в Великобритании менее 91 дня и преимущественно работает за рубежом), тест на семейные связи с резидентами Великобритании и т.д.

Каждый случай индивидуален и в текущей ситуации требует особого подхода и учета всех обстоятельства пребывания лица в Великобритании с учетом COVID-19.

Австралия также опубликовала Разъяснения для ситуации, когда физическое лицо, не являющееся резидентом Австралии для целей налогообложения, временно находится в Австралии несколько недель или месяцев вследствие распространения COVID-19. В соответствии с данным разъяснением такое лицо не становится резидентом Австралии для целей налогообложения при условии, что оно обычно проживает в другой стране, а также намеревается вернуться в страну постоянного проживания, как только появится такая возможность.

В Рекомендациях департамента государственных сборов Ирландии, о которых уже было упомянуто выше, также интересно отметить еще несколько правил. Итак, в тех случаях, когда физическому лицу не разрешается покидать государство в его предполагаемый день отъезда из-за чрезвычайных природных явлений или исключительных действий (ни одно из которых не может быть разумно предвидено и предотвращено), такое лицо для налоговых органов Ирландии не будет считается присутствующим в государстве для целей налогового резидентства со следующего дня после предполагаемого дня отъезда. Если выезд из государства не допускается из-за COVID-19, налоговая инспекция рассмотрит этот «форс-мажор», как исключающий установление налогового резидентства физического лица.

Согласно 2-му пункту 207-й статьи НК, к резидентам относятся физические лица, которые постоянно проживают на территории России. Для этого необходимо находиться в стране не меньше, чем 183 дня за последний год.

Этот срок не прерывается для таких случаев:

  • Выездов за пределы РФ для лечения, если они продолжались меньше полугода;
  • Обучения на тот же срок;
  • Работы на морских углеводородных месторождениях.

Большинство доходов резидентов облагаются налогом по ставке 13%, но есть и исключения. Не нужно платить налог с:

  • Пособий;
  • Субсидий;
  • Компенсаций;
  • Алиментов;
  • Стипендий;
  • Грантов и т. п.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *