Рейтинг стран по госдолгу 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рейтинг стран по госдолгу 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

Рейтинг стран по внешнему и государственному долгу

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

  • Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
  • Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
  • Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
  • Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020
  • Обновлен рейтинг лучших городов мира 24 октября, 2020

ВВП: 1, 586 трлн долларов

Во второй половине XX века в Южной Корее свершилось экономическое чудо — полунищая страна, пережившая разделение на две части, преобразилась в одну из топовых экономик мира.

Секрет успеха заключался в планомерном применении стратегии роста за счет экспорта и доминировании крупных бизнес-корпораций. В последние несколько десятилетий Южная Корея заключила множество торговых соглашений с более чем 50 странами, на которые приходится более трех четвертей мирового ВВП.

Сейчас Южная Корея является крупным производителем и экспортером электронных товаров, телекоммуникационного оборудования и автомобилей. Однако есть у роста и оборотная сторона. Нынешняя Корея сталкивается с теми же проблемами, что и другие страны с развитой экономикой: замедление роста и стареющее население.

Пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на мировую экономику. Падение цен на энергоносители, практически коллапс туристической индустрии, снижение объемов торговли и повсеместное закрытие магазинов и заведений общественного питания из-за карантинов привело к повальному снижению ВВП по всему миру. И хотя многие страны к третьему кварталу 2020 года начали восстанавливаться после удара, однако большинство их них по результатам года не достигнет до-ковидного уровня ВВП. Пострадала и Южная Корея – с 1, 647 трлн долларов в 2019 году страна спустилась до 1, 586 трлн.

ВВП: 2, 551 трлн долларов

Туризм был (и, вероятно, еще будет) одной из самых важных отраслей французской экономики. В позапрошлом году Франция была безусловным лидером по числу посетителей во всем мире.

В стране багетов и беретов экономика смешанная – это значит, что наряду со множеством частных и полугосударственных предприятий в самых разных отраслях существует еще и государственное регулирование. Правительство принимает активное участие в некоторых ключевых секторах экономики, таких как оборонная промышленность и производство электроэнергии.

ВВП: 2, 592 трлн долларов

В 2020 году Индия сместилась с пятого места рейтинга лучших экономик мира на шестое. Разрыв между до-ковидной цифрой ВВП и реалиями нынешнего года оказался самым большим в процентном соотношении. Индийская казна недосчиталась около 300 млрд долларов что, согласитесь, цифра внушительная.

Интересно, что из-за большой численности граждан Индия имеет самый низкий ВВП на душу населения среди самых развитых экономик мира. Экономика страны представляет собой гремучую смесь традиционного сельского хозяйства и ремесел с быстро развивающейся современной промышленностью и стремительной механизацией сельскохозяйственного сектора. Сейчас Индия является крупным экспортером технологических услуг и бизнес-аутсорсинга, плюс значительную долю экономики составляет сектор услуг.

Проведенная в начале 90-х годов прошлого века либерализация индийской экономики стимулировала экономический рост, однако жесткое регулирование бизнеса, а также широко распространенная коррупция вкупе с застарелой нищетой сильно замедляют развитие страны.

ВВП: 3, 780 трлн долларов

Из всех стран Европы самая развитая экономика в 2020 году была у Германии. Эта страна – ведущий экспортер автомобилей, машинного оборудования, химических соединений и прочих промышленных товаров, а рабочая прослойка немцев, как правило, высоко квалифицирована.

Однако на пути дальнейшего экономического роста стоит демографическая проблема – низкий коэффициент рождаемости затрудняет замену стареющих рабочих, а высокий уровень иммиграции создает нагрузку на систему социального обеспечения.

ВВП: 14, 860 трлн долларов

Крупнейшая азиатская экономика и единственное исключение среди пострадавших от пандемии стран. Китайский ВВП не только остался на том же уровне, но даже увеличился в объемах (для сравнения, в 2019 году ВВП Китая составил 14,4 трлн долларов).

Судя по темпам роста, которые опережают даже американские, уже в ближайшие годы Китай может превратиться в крупнейшую экономику мира.

Как же этого удалось достичь?

  • Правительство страны постепенно ослабляло плановый контроль над экономикой, отказавшись от коллективных методов ведения сельского хозяйства и промышленности, допустив самостоятельное регулирование рыночных цен, а также разрешив предприятиям пуститься в почти что самостоятельное плавание.
  • В результате в Китае стали увеличиваться объемы как внешней, так и внутренней торговли.
  • А в сочетании с мерами, поощряющими производственный сектор, эти методы превратили Китай в самого главного экспортера продукции по всему миру.

Правда, есть у китайского экономического чуда и оборотная сторона – это большие проблемы экологического характера. Также не обошли китайцев стороной и традиционные для других экономик проблемы — падение рождаемости и старение населения.

Национальный банк Республики Казахстан является центральным банком первого уровня в стране.

Все государственные активы республики сконцентрированы в госхолдинге Самрук-Казына, который инвестирует крупные проекты, направленные на развитие Казахстана.

Технологичные производства совместно с западными компаниями. В Казахстане производят свои товары такие гиганты, как Chevrolet, LG, Samsung, Bosch, 3M, Panasonic.

20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.

В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.

Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.

Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.

В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.

ЕК несколько улучшила прогноз спада ВВП по 27 странам Евросоюза в 2020 году из-за пандемии коронавируса, который составит 7,4% по сравнению с 8,3% в промежуточном летнем прогнозе, однако снизила ожидания восстановления в 2021 году до 4,1% по сравнению с 5,8% в летнем прогнозе.

Аналогичная динамика наблюдается по 19 государствам зоны евро: ЕК улучшила прогноз по спаду ВВП в 2020 году до 7,8% против 8,7% летом, но ухудшила ожидания восстановления до 4,2% на 2021 год против 6,1% в летнем прогнозе. В этих условиях Еврокомиссия ожидает рост безработицы среди трудоспособного населения до 7,7% в 2020 году и до 8,6% в 2021 году. Уровень инфляции составит в 2020 году 0,7% и 1,3% в 2021 году.

Тревожной, хотя и закономерной, тенденцией станет быстрый рост государственного долга: в 2020 году суммарный госдолг 19 стран зоны евро впервые в истории превысит 100% ВВП и составит 101,7%, в 2021 году он вырастет до 102,3% и продолжит рост в 2022 году. Страны сообщества планируют в течение ближайших семи лет привлечь, помимо обычных бюджетных программ ЕС, дополнительно свыше 750 млрд евро для финансирования государственных дотаций экономике, чтобы финансировать восстановление после пандемии.

«Почти половина стран ЕС не смогут до конца 2022 года восстановиться до уровня своего развития, предшествовавшего пандемии», — предупредил еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони на пресс-конференции, представляя этот прогноз.

Он также предупредил, об ограниченной точности нынешнего прогноза. «Развитие пандемии остается непредсказуемым и осложняет долгосрочное экономическое прогнозирование», — подчеркнул Джентилони.

Дополнительным фактором непредсказуемости в ЕС уже четыре года остается тема выхода Великобритании из сообщества (Brexit). Джентилони подчеркнул, что Еврокомиссия рассчитывает на заключение соглашения о торговле между Брюсселем и Лондоном после завершения переходного периода по Brexit 31 декабря 2020 года, переговоры о котором до сих пор идут напряженно. Если соглашение заключено не будет, это, по мнению Джентилони, станет дополнительный ударом по экономическим перспективам как ЕС, так и Великобритании.

  • Курс валют
  • Каталог банков
  • Курс криптовалют
  • Финансовые графики
  • Займы онлайн
  • Кредит наличными
  • Кредитные карты
  • Дебетовые карты
  • Банки
  • Кредит
  • МФО
  • Финансы
  • Бизнес
  • Вклады
  • МФЦ
  • Инвестиции
  • Крипто
  • ЭПС
  • Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.

    Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.

    Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

    Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

    Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:

    • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
    • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
    • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
    • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.

    Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

    Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

    Государственная задолженность негативно сказывается на общем положении финансово-экономической системы государства. Наличие рычагов влияния на уникальные экономические характеристики и черты у рыночных конкурентов, предполагают существенные ограничения в плане системного развития государства. Определен ряд причин, делающих внешний долг государства самым обременительным, среди них:

    • доступ иностранных структур к льготным ценам на ресурсы должника;
    • высокие проценты, требующие оплаты любыми средствами, в том числе резервными;
    • возможность ущемления некоторых прав страны заемщика;
    • снижение основных рейтингов страны с внешним долгом значительного размера.

    Рейтинг экономик мира 2021, таблица ВВП стран мира

    Страна Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
    Бруней 0 0
    Макао 0 0
    Республика Палау 0 0
    Экваториальная Гвинея 174 1
    Алжир 3 389 2
    Иран 15 640 4
    Нигерия 15 730 5
    Фиджи 127 5
    Гаити 428 7
    Азербайджан 6 059 8,2

    Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.

    Существуют два основных показателя, определяющие характеристики целых групп данных, эти показатели определяют остатки и динамику (потоки). Важное значение при расчетах размера внешнего долга страны, имеют коэффициенты платежеспособности отражающие такие аспекты как:

    • объем долга по отношению к ВВП;
    • баланс объема экспортной прибыли к платежам по процентам займа (в %);
    • индикатор устойчивости – указывает на степень потенциального риска, связанного с выплатами по кредиту;
    • уровень ликвидности и возможность платить.

    Примечательно, что совокупный долг России также заметно вырос с начала 2020 года — до 143,8% ВВП. Впрочем, как следует из доклада IIF, показатель по-прежнему остаётся значительно ниже, чем в большинстве государств. Более того, задолженность российского правительства составляет лишь 18% ВВП.

    Как отметил Иван Капустянский, до пандемии госдолг России оставался стабильным за счёт профицита бюджета. Так, доходы казны превышали расходы, а часть прибыли от продажи нефти власти направляли в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

    Управление государственным долгом — совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Это одно из направлений финансовой политики государства.

    Выплаты доходов по займу и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга.

    Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

    Государством в 2020-2021 годах могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:

    — конверсия — изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);
    — консолидация — изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;
    — унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигациинового займа. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;
    — аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.

    Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом. Подрыв инвестиционных возможностей ведет к углублению экономической стагнации, что объективно способствует накоплению инфляционного потенциала и становится препятствием на пути достижения антиинфляционных результатов, ради которых и создавались вышеуказанные инструменты рынка государственных ценных бумаг.

    Самые богатые страны мира 2021

    Британская исследовательская компания Movehub составила мировую карту стоимости жизни (используя данные крупнейшей в мире базы пользовательского контента Numbeo).
    Цветовая гамма от коричневого (самая дорогая) до зеленого (самая дешевая) показывает различия в стоимости жизни в разных странах.

    Индекс CPI (the Consumer Price Index) используется для определения разницы стоимости жизни в разных странах и учитывает такие параметры, как цены на продукты питания, транспорт, рестораны и коммунальные услуги.

    В данной инфографике индекс CPI является относительным показателем стоимости жизни в определенной стране по сравнению с Нью-Йорком. Например, если у страны CPI равен 70, то в среднем стоимость жизни там, на 30% ниже, чем в Нью-Йорке.

    Есть рейтинг стран не только с крупными задолженностями, но и с минимальными. Можно отметить госдолг стран мира по убыванию:

    • Норвегия – государственный долг составляет 34% ВВП.
    • Колумбия – 32%.
    • Китай – 31%.
    • Австралия – 31%.
    • Индонезия – 22%.

    Государства, которые практически не имеют задолженности, и у которых долг составляет менее 20% от ВВП – это Перу (19%) и Аргентина (19%), Чили (15%), Россия (9%) и Саудовская Аравия (3%).

    Рейтинг госдолга стран мира, по мнению экспертов самого масштабного немецкого издательства «Шпигель», имеет прямую связь с особенностями развития государств.

    • Чем больше государственный долг в стране, тем больше в ее политике процветают такие понятия, как демократия и либерализм.
    • Развитые страны расходуют средства из бюджета, не ориентируясь на фактическое состояние экономики. Сказать простым языком «живут не по средствам». Чем развитей принято считать страну, тем больше у нее внешняя задолженность.
    • Экономическое развитие страны полностью соответствует росту задолженности. Процессы протекают параллельно и практически идентичны.

    В 2020 году на погашение госдолга направили 439,3 миллиарда гривен.

    При этом доходы в проекте бюджета заложены на уровне 1 триллиона 71 миллиарда гривен, что на 9,4% больше, чем в этом году. Расходы также увеличатся — на 6,4% до 1 триллиона 350 миллиардовгривен.

    Рейтинг всего самого ТОП в мире

    1. Япония – 242,3%
    2. Греция – 174%
    3. Италия – 133,1%
    4. Португалия – 125,3%
    5. Ирландия – 121,0%
    6. США – 107,3%
    7. Сингапур – 106,2%
    8. Бельгия – 101,2%
    9. Испания – 99,1%
    10. Великобритания – 95,6%

    Если смотреть на рейтинг госдолга стран мира в 2014 по показателю обязательств на каждого жителя, то этот список по-прежнему возглавляет Япония, где на каждого японца приходится долгов почти 100 тыс. долларов США.

    1. Япония – 99,7 тыс. долларов
    2. Ирландия – 60,4 тыс. долларов
    3. США – 58,6 тыс. долларов
    4. Сингапур – 57 тыс. долларов
    5. Бельгия – 47,8 тыс. долларов
    6. Италия – 46,8 тыс. долларов
    7. Канада – 45,5 тыс. долларов
    8. Франция – 42,4 тыс. долларов
    9. Великобритания – 38,9 тыс. долларов
    10. Швейцария – 38,6 тыс. долларов

    У ведущих экономистов и политиков развитых стран все чаще возникают опасения очередных банкротств. Опасение экономистов оправдывается по причине наличия в экономиках развитых стран процессов замедления экономического роста, сокращение доходов, и как последствие – рост государственных долгов.

    В то же время по объемам международных резервов Россия находится в числе стран-лидеров. По данным того же МВФ, на конец 2016 года международные резервы РФ оценивались в $385 млрд, а сама страна занимала шестое место в рейтинге.

    В первую пятерку вошли КНР, Япония, Швейцария, Саудовская Аравия и Тайвань. При этом такие экономически развитые страны, как Германия, Франция, Великобритания и США находились на 11-м, 14-м, 16-м и 18-м местах соответственно.

    Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».

    Государственный долг в странах мира и в России — проблема или необходимость?

    Рейтинг стран по уровню государственного долга Воеводскова Е. Е.

    Воеводскова Елена Евгеньевна / Voevodskova Elena Evgenievna — студент, факультет государственного и муниципального управления,

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

    Аннотация: государственный долг стран мира выступает в качестве доминирующего фактора дестабилизации не только финансового положения в мире, но также и экономического. Единственным вариантом выхода из ситуации является поиск путей уменьшения мировой задолженности, с понижением темпов ее увеличения включительно.

    Ключевые слова: государственный долг, государственный долг стран мира, экономическое развитие государств

    Как считают мировые аналитики, когда первый мировой кризис возник в итоге активного роста долгов финансового сектора, домашнего хозяйства и корпоративного хозяйства, кризис XXI-го века вызван будет как раз увеличением государственных долгов многих стран мира. Эксперты финансового рынка говорят с опасением о том, что долговые обязательства государства уже к 2015 году имеют большие шансы стать простой бумагой.

    Государственный долг стран мира по состоянию на последний период 2014 года характеризуется устрашающими объемами.

    Япония — государственный долг равен 234% ВВП.

    Бельгия — 135%.

    Греция — 183%.

    Италия — 139%.

    Португалия — 148%.

    Мировая аналитическая компания McKinsey включила в первую десятку стран в соответствии с размером госдолга также Испанию (132%), Сингапур (105%), Ирландию (115%), Великобританию (92%) и Францию (104%). Любопытен тот факт, что Америке в этом рейтинге досталось 11-е место с показателем 89% от ВВП. Здесь необходимо указать, что на основании государственной официальной статистики, еще в 2011 году госдолг США превзошел отметку в 100% от ВВП. Что относится к статистике 2013 года, объем задолженностей вырос до 106,6%. В соответствии с предварительными расчетами, в 2014 году долг США должен располагаться на уровне 109,9%. На сегодняшний момент страны проводят активную политику с целью уменьшения государственных задолженностей. Результативность мероприятий и конечные показатели 2015 года можно будет оценить лишь в декабре.

    Существует рейтинг стран не только с большими задолженностями, но также и с минимальными. Можно обозначить государственный долг стран мира по убыванию:

    Норвегия — государственный долг равен 34% ВВП.

    Колумбия — 32%.

    Китай — 31%.

    Австралия — 31%.

    Индонезия — 22%.

    Государства, которые не имеют практически задолженности, и у которых долг равен менее 20% от ВВП — это Аргентина (19%) и Перу (19%), Россия (9%), Чили (15%) и Саудовская Аравия (3%).

    Уровень государственного долга стран мира дает возможность установить определенную связь между размером задолженности и уровнем государственного развития. Необходимо отметить, что меньше всего средств привлекают для перекрытия дефицита в бюджете страны, которые находятся на этапе активного развития. У стран, которые рассматриваются как экономически развитые, профицит бюджета появляется гораздо чаще, и они «влезают в долги» систематически. Если задолженность рассматривать не в качестве процентного соотношения к ВВП, а в денежном эквиваленте, в этой категории лидерское место достается Америке. [2, 274 с] Ее национальная задолженность давно уже перешагнула границу 18 триллионов долларов. Мировые экономические аналитики указывают на увеличение задолженности уже к завершению 2015 года до 19 триллионов долларов. Второе место в данной категории занимает Япония, с собственными долгами размером 10,5 триллиона долларов. Далее идет Китай — 5,5 трлн. На данные три страны приходится около 58-60% от общего мирового долга. Россия при этом, еще в середине 2014 года имевшая задолженность, которая соответствовала 0,1% мировой, на сегодняшний день включена в «мусорный рейтинг» государств, для которых получить на международном рынке ссуду практически нереально.

    • Čeština
    • Deutsch
    • Español
    • Français
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română
      • Previous article
      • Next article

      Наибольшая часть населения приходится на страны Азии, где проживает более 4 млрд человек, и Африки (более 1 млрд).

      Более 680 млн человек проживают в Европе, чуть меньше – около 620 млн в государствах Центральной и Южной Америки.

      Северная Америка является домом для 350 млн человек, а меньше всего жителей приходится на Австралию и Океанию – около 40 млн.

      Страна

      Население

      % от населения Земли

      1

      Китай

      1 407 766 000

      17.94%

      2

      Индия

      1 383 170 000

      17.63%

      3

      США

      329 957 441

      4.22%

      4

      Индонезия

      266 911 900

      3.4%

      5

      Пакистан

      220 029 140

      2.8%

      6

      Бразилия

      212 556 600

      2.71%

      7

      Нигерия

      210 559 036

      2.68%

      8

      Бангладеш

      171 965 712

      2.19%

      9

      Россия

      146 748 590

      1.87%

      10

      Мексика

      127 792 286

      1.63%

      .

      11

      Япония

      125 950 000

      1.61%

      12

      Эфиопия

      112 079 000

      1.43%

      13

      Филиппины

      109 586 790

      1.4%

      14

      ДРК

      101 780 263

      1.3%

      15

      Египет

      101 484 120

      1.29%

      16

      Вьетнам

      96 208 984

      1.23%

      17

      Иран

      84 818 186

      1.08%

      18

      Турция

      83 154 997

      1.06%

      19

      Германия

      83 149 300

      1.06%

      20

      Франция

      68 859 599

      0.88%

      .

      • Рейтинг лучших городов России по качеству жизни 2020-2021
      • Топ-60 стран мира по уровню жизни населения 2021
      • Рейтинг стран по ВВП на душу населения 2020: на каком месте Россия?
      • Рейтинг стран мира по объему ВВП в 2020 году: где Россия?
      • Вот сколько коровы дают молока: рейтинг регионов РФ по производству молока

      Страны с самым крупным госдолгом. Инфографика

      Номинально по объему государственного долга лидируют США. В этом году цифры на специальном счетчике, установленном на Манхэттене, показали новый рекорд: Вашингтон должен всему миру почти 21,5 триллиона долларов.

      Однако с учетом валового внутреннего продукта ситуация иная. На пятом месте в антирейтинге — Португалия, чей госдолг превышает ВВП (217 миллиардов долларов) почти на четверть.

      Корни нынешних экономических проблем этой страны уходят в 1990-е. Став частью Евросоюза и перейдя на расчеты в евро, Португалия утратила возможность за счет слабой валюты поддерживать текстильную промышленность — одну из ключевых отраслей экономики. В результате национальные производители проиграли конкуренцию китайцам с их дешевой рабочей силой.

      Как итог — рост безработицы и массовая эмиграция: сейчас более 50 тысяч португальцев в год уезжают на заработки за границу.

      К 2011-му страна уже находилась в шаге от дефолта и спасать экономику пришлось силами всего Евросоюза и МВФ. После согласования программы экономической консолидации Лиссабону выделили кредит в 76 миллиардов долларов.

      Стоит отметить, что программу экономических реформ, предполагавшую рекапитализацию банковского сектора, сокращение дефицита бюджета и социальных расходов, приняли только спустя год, после того как в марте 2010-го действующее правительство отказалось вводить дополнительные меры экономии и в итоге было распущено.

      К 2017 году экономическая ситуация в Португалии стабилизировалась: ВВП вырос на 2,7%, безработица снизилась до 8,8% — это меньше, чем в среднем по Европе.

      Однако в прошлом году госдолг увеличился на 1,65 миллиарда евро, а эксперты МВФ прогнозируют, что в среднесрочной перспективе рост португальской экономики замедлится до 1,8%. В таких условиях надеяться на погашение долгов не приходится.

      До вступления в Евросоюз правительство Греции старалось не привлекать внешних займов из-за высокой ставки по их обслуживанию. Однако в 2001 году, войдя в ЕС, Афины смогли позволить себе более дешевые кредиты в евро.

      В тот же период провели массовую приватизацию государственных предприятий, в том числе пяти главных банков страны. С присоединением к еврозоне в Греции выросла занятость в сфере услуг, а производство, в частности, на вполне успешных верфях, сократилось.

      Такая экономическая политика вызвала разбалансировку бюджета, и уже к 2009 году госдолг Афин превысил 115% ВВП (порядка 300 миллиардов евро). Разумеется, Брюссель не мог допустить дефолта и масштабного кризиса в Греции, причем не только по финансовым причинам: это нанесло бы серьезный репутационный удар по ЕС.

      В итоге страну вытаскивали из незавидного положения совместными усилиями Евросоюз и МВФ. В 2010-2011 годах были приняты решения о предоставлении Афинам двух программ финансовой помощи.

      Население не поддержало меры жесткой экономии, предусматривавшие, среди прочего, сокращение социальных выплат, и правящая партия «Новая демократия» в 2015-м проиграла выборы. Спустя полгода произошел технический дефолт из-за невыплаты долга Международному валютному фонду.

      В июле 2015-го в ходе экстренного всенародного референдума граждане страны высказались против нового соглашения с кредиторами, тем не менее спустя неделю участники саммита еврозоны договорились о помощи Греции в рамках Европейского стабилизационного механизма.

      Парламент все же утвердил новые меры жесткой экономии, и в конце августа 2015-го Евросоюз одобрил третью кредитную программу. В этом году Брюссель объявил о ее успешном завершении.

      На конец 2017-го общий госдолг Греции составлял 178,6% ВВП. Многие эксперты считают, что новый бюджетный кризис в стране практически неизбежен.

      Рекордсмен по госдолгу — одна из самых высокоразвитых стран мира, Япония. К концу 2017-го долги Токио превысили 253% ВВП и продолжают расти.
      При этом экономика развивается очень медленно: 0,4% в 2014 году, 1,4% в 2015-м, 0,9% в 2016-м и 1,7% в 2017-м. Кроме того, растет число пенсионеров и требуется направлять все больше денег на социальные выплаты.

      Единственное, что спасает Токио от дефолта, — большая часть долговых обязательств принадлежит внутренним частным и юридическим лицам, а не иностранным спекулянтам. К тому же государство располагает достаточно крупными резервами.

      И все же госдолг, превышающий ВВП в 2,5 раза, висит дамокловым мечом над страной. Один из самых тревожных звонков для японской экспортоориентированной экономики — почти девять миллиардов долларов внешнеторгового дефицита. Такой показатель был зафиксирован в начале текущего года.

      Учитывая прогнозы о замедлении роста мировой торговли, у Токио остается все меньше времени, чтобы разобраться с госдолгом. Что делать, пока никто не знает.

      Александр Лесных

      Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

      В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

      • международным банкам;
      • правительствам других стран мира;
      • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

      Внешний долг различают двух типов:

      1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
      2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

      Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

      Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

      1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
        • зависимость от экспортных товаров;
        • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
        • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
      2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
        • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
        • достаточности международных резервов;
        • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
      3. Показателями по госсектору, а именно:
        • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
        • изменения курса иностранной валюты к домашней.

      Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

      В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

      Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

      • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
      • степень открытости внешнего рынка капитала;
      • режим реального валютного курса;
      • вероятность возникновения экономического кризиса.

      Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

      Из пандемии госдолг всех стран вырос почти до 100% мирового ВВП

      Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

      • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
      • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
      • восстанавливается общий бюджет государства.

      Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

      С каждым годом Японии становится труднее и труднее рефинансировать свой долг, ей уже не хватает внутренних ресурсов, поэтому приходится занимать на внешних рынках. Темпы же роста японской экономики очень низкие и нестабильные. Весной 2011 года финансовое положение страны получило мощный удар в виде разрушительного землетрясения и цунами, которые подорвали слабый рост ВВП и нанесли экономике огромный ущерб. На восстановление последней потребовалось около 160 млрд долларов, которые правительству пришлось изыскивать за счёт новых заимствований, что автоматически привело к увеличению внешнего долга. Пока эксперты и власти Японии не видят реальных путей для сокращения госдолга.
      Инвесторы не торопятся покупать японские облигации, поскольку эта страна имеет рекордное соотношение госдолга и ВВП, что вызывает у правительства затруднения с продажей своих долговых бумаг. Рейтинг страны снижается, стоимость обслуживания долга растёт, увеличивается вероятность дефолта одной из крупнейших в мире экономик. Впрочем, дефолт всё равно не слишком вероятен, поскольку у Японии имеются крупные резервы, и она всегда может девальвировать национальную валюту.
      Пока страну удерживает от реализации самых мрачных сценариев менталитет японцев, которые, в отличие от американцев, предпочитают не жить в долг, а копить. В сумме японские домохозяйства накопили 9 трлн долларов, которые служат буферной прослойкой на пути дефолта. Кроме того, госдолг имеет внутренний характер, поскольку распределён между корпорациями и населением.

      К настоящему моменту греческий государственный долг достиг 312 млрд евро. Эта сумма для греческой экономики является неподъёмной. Она стала следствием затяжного долгового кризиса в Европе, начавшегося ещё в 2010 году. Но есть ещё и другие причины появления колоссального госдолга. По мнению многих экономистов, мировой экономический кризис мог оказать на Грецию ещё большее давление, чем европейский. Хотя бы потому, что значительной статьёй греческой экономики является туризм. А после 2007 года в туристическом секторе наступил значительный спад.
      За последние годы снизился и общий уровень греческой экономики. На это повлияло то, что несколько лет подряд греческий бюджет сильно уходил в минус, да и структура его дефицита была не лучшей – это уже вина государственных властей. Так, выяснилось, что последние на протяжении нескольких лет умышленно манипулировали статистикой годового бюджета, пытаясь скрыть реальную картину.
      В конце 2009 года инвесторам стало ясно, что экономика страны рушится, а госдолг неумолимо растёт. Такие новости угнетающе подействовали на кредитоспособность страны, вызвав справедливый кризис доверия со стороны инвесторов.

      Скромная экономика этого островного государства базируется на сфере услуг, поскольку здесь практически нет ресурсной базы. В результате ему приходится ввозить 82% продовольствия, что означает уязвимость от рыночных колебаний. На острове нет не только полезных ископаемых, но даже пресной воды остро не хватает. В результате Кабо-Верде пришла к торговому дефициту, будучи вынужденной зависеть от иностранной помощи и средств, ввозимых эмигрантами, дающих свыше 20% ВВП страны.
      Местные экономические реформы направлены в пользу привлечения иностранных инвестиций, развитие частного сектора и диверсификацию экономики. Перспективы развития последней зависят от частных и государственных инвестиций и туризма.

      По соотношению госдолга и ВВП Италия оказалась худшей в еврозоне, не считая Греции. Есть причины предполагать, что в недалёком будущем в стране придётся также голосовать на референдуме в пользу или против проведения реформ, предложенных премьер-министром Италии. Величина итальянского госдолга в 2017 году достигла отметки в 1,9 трлн долларов.
      По мнению аналитиков, после освобождения в этом году поста главы ЕЦБ итальянцем Марио Драги Италия потеряет источник дешёвых кредитов, в результате не сможет обслуживать огромный госдолг и вынуждена будет объявить дефолт. В этом случае разразится очередной масштабный мировой финансовый кризис.
      Проблема итальянской экономики заключается в её ориентированности на небольших семейных предприятиях, которые неспособны конкурировать с ТНК. Отсюда возникает и низкий темп экономического роста. Свою лепту вносят и непомерные налоги на бизнес (до 70% в крупных городах), из-за которых предприниматели не могут модернизировать производства.




      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *