Постановление от 30 августа 2021 года 1042
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление от 30 августа 2021 года 1042». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- страница1
Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
(с изменениями на 2 августа 2019 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011..
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и размера штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (далее — штраф).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.
2. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном в соответствии с пунктами 3-9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее — цена контракта (этапа).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.
3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 настоящих Правил):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042
- Росреестром разъяснены вопросы, связанные с продлением «дачной амнистии». Письмо Росреестра от 19.01.2021 N 13-00021/21. «О рассмотрении обращения» 02 февраля 2021
- О проведении рабочей встречи 27.01.2021 27 января 2021
Начисление пени и штрафов регулируется положениями:
- 44-ФЗ;
- Постановлением Правительства №1042 от 2017 года;
- КоАП РФ.
В 44-ФЗ предусмотрены две ключевые разновидности материальной ответственности сторон за совершение правонарушений, которые следует отделять друг от друга:
- Ненадлежащее исполнение контракта, которое грозит штрафом.
- Просрочка в исполнении обязательств, за которую могут быть начислены пени (например, несвоевременное выполнение работ или оплата поставленного товара).
По Постановлению Правительства №1042 от 2020 года были пересмотрены правила расчета штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязательств по 44-ФЗ. За каждый день просрочки в исполнении финансовых обязательств, помимо штрафов, начисляются пени. Штрафные санкции могут быть наложены как на заказчика, так и на исполнителя.
На сегодняшний день в российской правовой системе, регулирующей сферу осуществления государственных и муниципальных закупок, существуют следующие виды штрафов:
- штрафы на исполнителя и заказчика, расчет которых происходит на основании Постановления Правительства Российской Федерации №1042;
- пени за просрочку исполнения обязательств по контракту или договору для участников документа;
- штрафные санкции за нарушение действующего законодательства в сфере закупок.
Расчеты штрафных санкций за неисполнение контракта или договора происходит на основании указанного выше Постановления Правительства. Если же говорить о штрафах, которые назначаются за нарушение действующего законодательства, то они назначаются на основании положений Кодекса об административных правонарушениях, однако, для того, чтобы положения этого федерального нормативного акта были использованы, необходимо, чтобы решение о наложении такого вида наказания было сформулировано Федеральной антимонопольной службой на основании результатов специально проведенной проверки.
Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2020 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2020 года.
Размер штрафных санкций, как и раньше, устанавливается в виде фиксированной суммы, которая рассчитывается как определенный процент от цены контракта. В качестве базового показателя для расчетов могут выступать также этапы исполнения госконтракта, если такие были предусмотрены.
Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.
В качестве других изменений в законодательстве, которые были внесены Постановлением Правительства №1042, можно выделить следующие:
- детализированы штрафные санкции за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам с ценой свыше 100 млн р.;
- внедрены новые правила расчета штрафных санкций по госконтракту, который подписан по итогам закупки среди представителей малого бизнеса или НКО;
- установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без стоимостного выражения;
- прописаны правила расчета штрафов по контрактам, которые заключены с победителями, предложившими наиболее высокую цену;
- указано условие о том, что сумма начисленных штрафов и пени за неисполнение обязательств по контракту не может превышать его цены.
Согласно новым правилам, стороны могут штрафовать друг друга за каждый факт нарушения условий госконтракта. Раньше этот вопрос решался в судебном порядке, так как данный вопрос не был законодательно урегулирован, и практика была достаточно неоднозначной.
Измененные правила начисления штрафных санкций стали более детализированные и понятные.
Если говорить о расчете применяемых штрафных санкций для исполнителя или поставщика, то для них все расчеты проводятся на основании ранее определенной при объявлении закупочной процедуры начальной максимальной цены контракта, в то время как до сентября 2017 года данный расчет производился от определенной по итогам закупочной процедуры цены самого контракта или договора.
В настоящее время значения штрафов выглядят следующим образом:
- если начальная максимальная цена контракта не превышает трех миллионов рублей, то штраф составляет десять процентов от этого значения. До 2020 года процентное соотношение было таким же, но считалось, как уже говорилось выше, от определенной по итогам проведенной процедуры цены контракта;
- если начальная максимальная цена контракта или договора находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов, то размер штрафа составит пять процентов от этого ценового значения;
- в случае нахождения начальной максимальной цены контракта в диапазоне от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафа составляет один процент от значения НМЦК;
- при превышении НМЦК предела в сто миллионов рублей, но до порога в пятьсот миллионов, значение суммы штрафа рассчитывается, как 0,5 процента от размера начальной максимальной цены контракта или договора (до 2020 года такой градации не было, а значение штрафа считалось одинаково для всех контрактов, превышающих сто миллионов рублей по своей стоимости);
- если начальная максимальная цена контракта или договора попадает в диапазон от пятисот миллионов рублей до одного миллиарда, то штраф будет равен 0,4 процента от значения НМЦК;
- в случае с начальной максимальной ценой контракта или договора от одного до двух миллиардов рублей штраф будет считаться, как 0,3 процента от значения НМЦК, установленного для объявленной процедуры закупки;
- если начальная максимальная цена контракта или договора установлена в диапазоне от двух до пяти миллиардов рублей, то процентное отношение штрафа к значению НМЦК будет равняться 0,25 процента;
- в случае использования диапазона для начальной максимальной цены по контракту или договору от пяти до десяти миллиардов рублей размер штрафа будет считаться, как 0,2 процента от значения начальной максимальной цены;
- если установленная на момент проведения процедуры по определению исполнителя по контракту стоимость такого контракта свыше десяти миллиардов рублей, то сумма штрафа будет установлена в размере 0,1 процента от значения начальной максимальной цены контракта или договора.
В случае если речь идет о контракте, который был заключен во исполнение положений пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размер штрафных санкций будет назначаться на основании последних (от 14 августа 2019 года) изменений и будет равняться одному проценту от цены заключенного контракта, но в диапазоне от одной до пяти тысяч рублей, в то время как ранее размер штрафа варьировался в зависимости от стоимости заключенного контракта по итогам определения победителя.
В том случае, если произошло снижение установленной начальной максимальной цены контракта до значения в 0,5%, происходит объявление торгов на право заключить контракт. По итогам таких торгов для их победителя за ненадлежащее исполнение контракта или договора могут быть установлены следующие размеры штрафов:
- если начальная максимальная цена контракта, установленная для проведения закупочной процедуры, составляет менее трех миллионов рублей, штраф будет равен десяти процентам от этого значения;
- если значение начальной максимальной цены контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов, то штраф будет равен пяти процентам от значения НМЦК;
- для начальной максимальной цены контракта от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафа будет равен одному проценту.
Возможность определения исполнителя по контракту именно путем проведения торгов на право заключения доступна только для тех потенциальных соглашений, начальная максимальная цена которых не превышает сто миллионов рублей.
Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2020 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;
- 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
- 2% — при цене контракта 3-50 млн р.;
- 1,5% — при цене от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — при цене более 100 млн р.
Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:
- 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
- 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
- 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
- 100000 р. – свыше 100 млн р.
Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.
Ранее размер ответственности поставщика в виде пени мог превысить размер ответственности заказчика в несколько раз и снизить его допускалось только в судебном порядке. Теперь правила начисления пени упростили: для заказчика и поставщика они установлены в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки.
При этом цена контракта уменьшается на сумму уже выполненных исполнителем или поставщиком работ. Опять же при начислении пени сумма неустойки не может превышать цены контракта.
Исполнителю стоит учитывать, что размер штрафов за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем за просрочку. Поэтому ему выгоднее завершить работу с некоторой просрочкой, чем сдать некачественный объект.
Заказчик по 44-ФЗ не вправе самостоятельно решать, начислять ли ему пени или нет. Начислить пени поставщику при просрочке — это его обязанность. Но есть некоторые исключения. Так, заказчик может не устанавливать пени, если проводит закупки у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. р. на посещение зоопарка, цирка, кино, на поставку лекарственных средств.
Размер пени не подлежит изменению в одностороннем порядке по ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. Законодательство не содержит такой возможности.
Приведем пример расчета пени по 44-ФЗ. Заказчик просрочил оплату за товары по госконтракту на 10 дней в сумме 200 тыс. р. Ставка рефинансирования в апреле 2020 года составляет 7,75%. Пени будут рассчитаны так:
(200000 * (1/300 * 7,75%) *10) = 516,67 р.
Поставщик также вправе оспорить начисленные штрафы и пени, если ему удастся доказать, что его вина отсутствует. В частности, в ч. 9 ст. 22 44-ФЗ прописана возможность освобождения от санкций, если нарушение произошло по вине другой стороны или при обстоятельствах непреодолимой силы. К таким обстоятельствам можно отнести природные катаклизмы, забастовки, военные столкновения и пр.
Фиксированная величина штрафов должна быть прописана уже на этапе подготовки конкурсной документации. Но рассчитать их сложно, так как цена контракта становится известна только по результатам торгов. Поэтому в проект контракта можно включить пункт с незаполненными полями (например, «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта поставщик устанавливает заказчику штраф в размере __% от цены контракта, а именно ___руб.»). Уже при подписании договора сюда можно включить конкретные значения.
Но если заказчик уверен, что по итогам закупки цена не упадет так сильно, чтобы попасть в иной диапазон для расчета штрафа, то он может изначально указать здесь величину штрафа.
Требования 44-ФЗ обязывают заказчика, помимо штрафов, указать и правила расчета пени или их размер (согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ). Для этого можно просто продублировать величину пени из Положения.
- 0
- 716
- 268
- 6 193
- 36 932
- 653 599
- 1 521 531
- 508 000
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2019 года N 1011
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 36, ст.5458).
2. Изменения, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до дня вступления в силу настоящего постановления либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 августа 2019 года N 1011
1. В наименовании и абзаце втором пункта 1 слова «, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» исключить.
2. В Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных указанным постановлением:
а) в наименовании слова «, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» исключить;
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и размера штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (далее — штраф).»;
в) в пункте 2:
слова «в порядке, установленном пунктами 3-9» заменить словами «в соответствии с пунктами 3-9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13»;
слова «в виде фиксированной суммы,» исключить;
слово «рассчитываемой» заменить словом «рассчитывается»;
г) в абзаце первом пункта 3 слова «в виде фиксированной суммы, определяемой» исключить;
д) пункт 4 изложить в следующей редакции:
- Письмо Минфина России от 03.09.2020 № 24-03-07/77425 «О списании начисленных сумм неустоек, штрафов, пеней по контракту, если в 2020 г. по соглашению сторон изменены условия контракта о сроке исполнения, цене, количестве товаров (работ, услуг)»
- Письмо Минфина России от 15.10.2020 № 02-05-07/90006 «О КБК для учета дохода от штрафов, неустоек, пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед госорганом, организациями, действующими от имени РФ»
- Позволяет ли возникновение форс-мажорного обстоятельства вообще не исполнять обязательства по договору, либо это дает только право на освобождение от уплаты неустойки при просрочке исполнения?
- Как избежать штрафных санкций по госконтракту если наш иностранный поставщик не может исполнить обязательства в связи с пандемией?
- Что делать заказчику, если контракт исполнен неполностью?
- ПП РФ №1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа …»
- Общее правило расчета штрафов
- ПП РФ №775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки …»
На вебинаре рассматривается вопрос ответственности по 44-ФЗ. В большинстве своем изменения по ответственности взяли основу из нового Постановления Правительства, которое вступило в силу в конце лета 2017 года:
ПП РФ от 30 августа 2017 года №1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа …» пришло на смену ПП РФ от 25 ноября 2013 года No 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа …».
Все контракты по 44-ФЗ (кроме контрактов с единственным поставщиком) должны иметь положения, в которых прописана ответственность: «условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом 44-ФЗ». Сейчас действует ПП №1042, его особенности:
- Установление размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- Установление размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемой за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
- Установление размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
Под штрафом понимается какая-либо фиксированная сумма, предусмотренная к уплате за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (если нет оговорки в ПП №1042). Пеня начисляется за просрочку исполнения обязательств по контракту, а также гарантийных обязательств. 44-ФЗ устанавливает порядок расчета пеней для заказчика:
- В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
- Если заказчик не оплатил вовремя поставленный товар, то пеня считается от объема неоплаты. Пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Ч.27 Ст.34 44-ФЗ. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком). Если нет стоимостного выражения, то пени посчитать нельзя.
Ставка рефинансирования. Ключевая ставка. Заказчикам следует обратить внимание на уменьшение размера ключевой ставки Банка России: например, ключевая ставка снижена с 10% годовых до 8,25% годовых. То есть ставка может меняться месяц к месяцу. При расчете пеней нужно смотреть размер ключевой ставки на день расчета пеней. Важно помнить, что ПП №1042 устанавливает штраф за каждый факт неисполнения, ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств за исключением просрочки (гарантийного обязательства). Оснований для штрафов стало гораздо больше: было 4 пункта в ПП №1063, а теперь их стало 9 в ПП №1042.
По сравнению с предыдущим Постановлением видно введение этапности контракта. Штрафы считаются не от общей цены контракта, а только от цены этапа, во время которого произошло нарушение.
Некоторые вопросы применения ПП РФ № 1042
- Обращение Гильдии об отмене действия карт общего сейсмического районирования ОСР-2016 дало свой результат
- Михаил Мишустин подписал постановление о повышенном авансировании госконтрактов в 2021 году
- ВНИМАНИЮ ЗАСТРОЙЩИКОВ ЖИЛЬЯ
- Совет Ассоциации провел первое заседание в 2021 году
- Вниманию застройщиков Республики Дагестан!
В пункте №6 рассматриваемого правительственного постановления в полной мере описывается перечень тех обязательств, предусмотренных соглашением, за исполнение которых не предусматривается поощрение финансового характера или любая форма ответственности, выраженная в денежном эквиваленте.
В качестве наглядных примеров обязательств, которые не могут иметь выражение в виде определенной стоимости, можно привести следующие:
- отсутствие одного из основных членов комиссии, занимающейся приемкой работ или услуг;
- возвращение заказчиком суммы контрактного обеспечения с учетом нарушения установленных сроков, прописанных в соответствующем соглашении;
- отказ непосредственного заказчика от предоставления пакета документации, которая важна для поставщика в рамках доставки товаров.
В пункте №1 настоящего Постановления определяется факт того, что представленный нормативный акт был составлен для определения фактического порядка расчета следующих параметров:
- штраф, определенный в формате закрепленной суммы денежных средств, который начисляется за неправильное исполнение обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки – актуально для заказчиков;
- то же самое, но для поставщиков товаров или услуг;
- пени, которые начисляются за каждый день пропуска выполнения контрактных обязательств.
Другими словами, в соответствии с объективным набором требований, представленным в рассматриваемом Федеральном Законе, заказчику не могут начисляться дополнительные сборы за пропуск сроков, отведенных на исполнение заявленных обязательств. Это актуально для каждого конкретного случая.
Именно поэтому требования о взыскания пени с заказчика не могут быть прописаны в двусторонних соглашениях. Для такой категории лиц предусматривается только финансовая санкция, начисляемая за неполноценное или некорректное исполнение обязательств, полный перечень которых приведен в контракте.
Что касается пени, которые накладываются на одну из сторон соглашения за просрочку, то такая сумма начисляется в порядке, регламентированном статьей №34 Федерального Закона №44 от 5 апреля 2013 года. Представленный нормативный акт рассматривает вопросы контрактной системы в области закупок работ, услуг или стандартных товаров для обеспечения нужд на государственном или муниципальном уровне.
Дополнительные сборы в формате пени взимаются за каждый конкретный день пропуск обязательств, предусматриваемых договоров. Днем начала начисления пени считается дата, следующая после истечения предельного срока исполнения.
Соответствующий сбор стандартный – он составляет одну трехсотую действующей на конкретный момент времени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от общей суммы по контракту.
В последних изменениях рассматриваемого Закона были подробно пересмотрены формальные правила расчета штрафа за неисполнение контрагентами своих обязательств в рамках осуществления работ по государственному контракту.
Уточняется, что в перспективе речь может заходить и о штрафных санкциях, возникающих в случае неисполнения обязательств следующими сторонами:
- поставщик;
- исполнитель;
- подрядчик.
Как и несколько лет назад, размер санкций определяется контрактным соглашением в формате строго суммы. Она, в свою очередь, появляется после расчета определенного процента от итоговой стоимости мероприятий.
Для заказчиков штрафы определяются в фиксированном формате и в рублевом эквиваленте. Процентный вид в данном случае не актуален. Например, если сумма договора составляет больше 100 000 000 рублей, то размер санкций составит всего 100 000 рублей, что идентично показателю в 0,5 процентов.
В Федеральном Законе произведена подробная детализация всех штрафных сумм за каждый отдельный факт неисполнения заявленных обязанностей. Это же касается и закупочных актов государственного типа, цена по которым составляет больше 100 000 000 рублей. В нормативных положениях приводятся актуальные правила контрактного расчета (документ формируется после осуществления мероприятий по закупке).
Фактическими участниками контрактов в подавляющем большинстве случаев являются представители сферы малого предпринимательства и некоммерческие организации, ориентированные на социальную среду.
Помимо прочего, в рассматриваемом акте устанавливаются правила расчета штрафных санкций, накладываемых на поставщика по факту неисполнения его обязанностей. Такой перечень обязательств не имеет выражения в виде определенной стоимости. Также затрагиваются контрактные обязательства по договору, заключенному с победителями тендеров, которые предложили наибольшую закупочную цену по контракту.
В итоговых положениях Федерального Закона Российской Федерации №1042 (включая приложения) закрепляется факт того, что общая сумма начисленных штрафных выплат по факту неисполнения надлежащих обязательств по контракту не может превышать его фактическую цену. Эта норма применяется для каждого конкретного случая заключения контрактов по государственным и муниципальным тендерам и регулируется в судебной практике.
Каждое заинтересованное лицо для просмотра актуальной редакции нормативного акта в полном формате может перейти на сайт государственных закупок. Там же указан комплекс решений по наиболее актуальным вопросам, а также шаблоны контрактов и дополнительные материалы.
Начисление пени и штрафов регулируется положениями:
- 44-ФЗ;
- Постановлением Правительства №1042 от 2017 года;
- КоАП РФ.
В 44-ФЗ предусмотрены две ключевые разновидности материальной ответственности сторон за совершение правонарушений, которые следует отделять друг от друга:
- Ненадлежащее исполнение контракта, которое грозит штрафом.
- Просрочка в исполнении обязательств, за которую могут быть начислены пени (например, несвоевременное выполнение работ или оплата поставленного товара).
По Постановлению Правительства №1042 от 2020 года были пересмотрены правила расчета штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязательств по 44-ФЗ. За каждый день просрочки в исполнении финансовых обязательств, помимо штрафов, начисляются пени. Штрафные санкции могут быть наложены как на заказчика, так и на исполнителя.
Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2020 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2020 года.
Размер штрафных санкций, как и раньше, устанавливается в виде фиксированной суммы, которая рассчитывается как определенный процент от цены контракта. В качестве базового показателя для расчетов могут выступать также этапы исполнения госконтракта, если такие были предусмотрены.
Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.
В качестве других изменений в законодательстве, которые были внесены Постановлением Правительства №1042, можно выделить следующие:
- детализированы штрафные санкции за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам с ценой свыше 100 млн р.;
- внедрены новые правила расчета штрафных санкций по госконтракту, который подписан по итогам закупки среди представителей малого бизнеса или НКО;
- установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без стоимостного выражения;
- прописаны правила расчета штрафов по контрактам, которые заключены с победителями, предложившими наиболее высокую цену;
- указано условие о том, что сумма начисленных штрафов и пени за неисполнение обязательств по контракту не может превышать его цены.
Согласно новым правилам, стороны могут штрафовать друг друга за каждый факт нарушения условий госконтракта. Раньше этот вопрос решался в судебном порядке, так как данный вопрос не был законодательно урегулирован, и практика была достаточно неоднозначной.
Измененные правила начисления штрафных санкций стали более детализированные и понятные.
Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:
- 10% при цене контракта до 3 млн р.;
- 5% — от 3 до 50 млн р.;
- 1% — от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — от 100 млн р.
Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
- 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
- 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.
Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2020 № 07–15/2017–189).
Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2020 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;
- 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
- 2% — при цене контракта 3-50 млн р.;
- 1,5% — при цене от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — при цене более 100 млн р.
Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:
- 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
- 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
- 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
- 100000 р. – свыше 100 млн р.
Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.
Что нужно знать о Постановлении №1042 от 30 августа 2020 года
Введение ответственности в форме штрафа за недобросовестное исполнение обязательств по заключённым в сфере закупок договорам является обязательной мерой защиты как поставщиков, так и заказчиков от нарушений другой стороны сделки.
За каждый случай неисполнения одной из сторон или ненадлежащего исполнения обязательств, прописанных в заключённом ими в связи с осуществлением закупочной деятельности договором, на виновника накладывается штраф. Его размер рассчитывается как процент от цены контракта или цены этапа его исполнения, в том случае, когда предусмотрено поэтапное исполнение обязательств.
Несмотря на то, что количество назначаемых штрафов ничем не ограничено, в любом случае их сумма в совокупности не может превышать цены контракта.
Для договоров, по которым расчёт суммы штрафа производится по иным установленным законодательством правилам, нежели предписанным постановлением № 1042, точный размер штрафа указывается непосредственно в контракте.
Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.
В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.
В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.
В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.
Для поиска необходимой информации о неустойках следует обращаться к следующим документам, предложенным законодательством:
- В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
- В 44-ФЗ: ст.34.
- Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.
В Постановлении № 1042 сказано, что размер штрафа напрямую зависит от суммы контракта. Приведен порядок исчисления штрафов для представителей СМП и СОНКО. А также для штрафов, когда торг проводится на повышение (в этом случае закон — на защите заказчика). Стоит акцент на важном моменте: за каждое нарушение необходимо выставлять соответствующие неустойки.
В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.
14 августа 2019 г. начало действовать Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019 г. Оно вносит изменения в Постановление № 1042. Что же поменялось в новом регламенте? Коррективы коснулись штрафов.
- Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
- Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
- Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:
10% НМЦК, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% НМЦК, если цена 3-50 млн. руб.;
1% НМЦК, если цена 50-100 млн. руб.
Если же сумма контракта выше НМЦК, то штраф:
10% цены контракта, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% цены контракта, если цена 3-50 млн. руб.;
1% цены контракта, если цена 50-100 млн. руб.
Разница между первым и вторым случаями очевидна: в первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.
- Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.
Что же касается расчета пеней, то он, по сути, не поменялся. В Постановлении №1042 утратил силу пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Изменилось и название Постановления: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Таким образом, 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает порядок только для штрафов.
Расчет же пени не изменился – он указан в ч.5 и 7 ст.34 44-ФЗ.
В сфере закупок применяются две формы неустоек. Они кардинально отличаются друг от друга, и заменять одну на другую непозволительно.
- Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
- Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.
Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.
В проект заказчики включают:
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (кроме просрочки);
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (кроме просрочки), в т.ч. гарантийное обязательство;
- размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, начиная со дня окончания установленного срока.
В ходе исполнения контракта заказчик также может нарушать свои обязанности. При исчислении пеней в отношении заказчика, поставщик должен руководствоваться ч.9 Правил, о которых говорится в Постановлении №1042. Для заказчика предусмотрены фиксированные штрафы за некачественное исполнение обязательств (кроме просрочки).
Цена контракта (руб.) |
Фиксированный штраф (руб.) |
Менее 3 млн. | 1000 |
3-50 млн. | 5000 |
50-100 млн. | 10000 |
Более 100 млн. | 100000 |
Если заказчик просрочил срок оплаты за работу поставщику, то на него налагается штраф в виде процентов на сумму долга согласно ст.395 ГК РФ.
В этом случае используется та же формула, что и для расчета неустойки для исполнителя:
1/300 Ст * Ц * Д
Например: Стоимость контракта – 300 тыс. руб. Исполнитель относится к СМП, а значит, заказчик должен оплатить работу в 15-дневный срок после итоговой приемки. А заказчик произвел оплату только через 30 дней (по общим основаниям), т.е. опоздал на 15 дней. Рассчитываем по формуле:
(1/300 * 6,25%) * 300 000 * 15 = 937,50 руб.
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного выражения, то за неисполнение положен штраф:
- 100 000 рублей, если она превышает 100 млн рублей.
- 1000 рублей, если цена контракта менее 3 млн рублей;
- 5000 рублей, если она от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
- 10 000 рублей, если она от 50 млн до 100 млн рублей (включительно);
Если не выполнено предусмотренное в госконтракте условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков за неисполнение условия о привлечении соисполнителей из числа СМП или СОНКО (по ч.
— при цене контракта свыше 100 млн. руб. Штраф за привлечение субподрядчика к работам, которые исполнитель должен выполнить самостоятельно. [info]Она заменена простым правилом: за каждый просроченный день исполнения обязательств размер пени будет начисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены заключенного контракта (его этапа).
Еще одно основание для того, чтобы использовать штрафы из постановления № 1042: если две нормы противоречат друг другу, применяйте ту, которая принята позднее (решение Мотовилихинского районного суда Перми от 31 октября 2016 г.
по делу № 2А-5479/2016). Ситуация: можно ли при заключении контракта указать штрафы по Правилам № 1042, если в проекте контракта написаны штрафы по Правилам № 1063 Нет, нельзя. Правила, которые Правительство утвердило в постановлении от 30 августа 2017 года № 1042, применяют к закупкам, извещения по которым опубликовали после дня, когда постановление вступило в силу, то есть с 10 сентября. Контракты по закупкам, которые разместили до 10 сентября 2017 года, заключают на объявленных условиях, то есть по Правилам из постановления Правительства от 25 ноября 2013 года № 1063.
Об этом сказано в пункте 3 постановления № 1042, части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Пропишите штрафы для крупных закупок Какие штрафы написать в проекте контракта согласно постановлению № 1042 Чем больше цена контракта, тем меньше процент штрафа.
Этот принцип, который был закреплен в Правилах из постановления Правительства от 25 ноября 2013 года № 1063, сохранился. Штраф за нарушение обязательств контрагентом – фиксированная сумма.
Узнать ее можно, когда проведете закупку: штраф – это процент от цены контракта.
По Правилам № 1063 размер штрафа для контракта с ценой свыше 100 млн руб. составляет 0,5 процента от цены контракта. Таким образом, штрафы для крупных контрактов – свыше 500 млн руб.
– стали меньше. Цена контракта в рублях Процент от цены контракта до 3 млн включительно 10 от 3 млн до 50 млн включительно 5 от 50 млн до 100 млн включительно 1 от 100 млн до 500 млн включительно 0,5 от 500 млн до 1 млрд включительно 0,4 от 1 млрд до 2 млрд включительно 0,3 от 2 млрд до 5 млрд включительно 0,25 от 5 млрд до 10 млрд включительно 0,2 выше 10 млрд 0,1 Если контрактом предусмотрели этапы исполнения, то рассчитывайте штрафы в процентах от цены отдельных этапов (п. 2 и 3 Правил из постановления Правительства от 30 августа 2017 г.
№ 1042). Чтобы определить процент и точный размер штрафа, используйте встроенный расчетчик. Как прописать в проекте контракта штрафы согласно постановлению № 1042 Внимание: напишите в проекте контракта все возможные штрафы с учетом снижения участниками закупки цены контракта.
Не учтете все штрафы – работник контрактной службы сам заплатит штраф в 3000 руб.
(ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ) Например, при цене контракта в 5 млн руб. установите штраф не только в 5 процентов, но и в 10, так как участники могут снизить цену до 3 млн руб.
Такую рекомендацию дает ФАС в письме от 1 декабря 2014 г. № АД/48791/14. Пример: заказчик включил в проект контракта не все возможные штрафы Управление капстроительства городской администрации объявило электронный аукцион на строительство газовой котельной.
Цена контракта – 97 млн руб. В контракте начальник управления указал только штрафы при цене контракта от 50 до 100 млн руб.
Специалисты
рублей до 100 млн. рублей (включительно); г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей. 10. Важно Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Неустойка по 44-ФЗ: виды неустоек, расчет, начисление, сроки уплаты
Ситуация: можно ли при заключении контракта указать штрафы по Правилам № 1042, если в проекте контракта написаны штрафы по Правилам № 1063 Нет, нельзя. Правила, которые Правительство утвердило в постановлении от 30 августа 2017 года № 1042, применяют к закупкам, извещения по которым опубликовали после дня, когда постановление вступило в силу, то есть с 10 сентября.
Контракты по закупкам, которые разместили до 10 сентября 2017 года, заключают на объявленных условиях, то есть по Правиламиз постановления Правительства от 25 ноября 2013 года № 1063. Об этом сказано в пункте 3 постановления № 1042, части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пропишите штрафы для крупных закупок Какие штрафы написать в проекте контракта согласно постановлению № 1042 Чем больше цена контракта, тем меньше процент штрафа.
Этот принцип, который был закреплен в Правилах из постановления Правительства от 25 ноября 2013 года № 1063, сохранился. Штраф за нарушение обязательств контрагентом – фиксированная сумма.
Узнать ее можно, когда проведете закупку: штраф – это процент от цены контракта.
По Правилам № 1063 размер штрафа для контракта с ценой свыше 100 млн руб.
составляет 0,5 процента от цены контракта. Таким образом, штрафы для крупных контрактов – свыше 500 млн руб.
– стали меньше. Цена контракта в рублях Процент от цены контракта до 3 млн включительно 10 от 3 млн до 50 млн включительно 5 от 50 млн до 100 млн включительно 1 от 100 млн до 500 млн включительно 0,5 от 500 млн до 1 млрд включительно 0,4 от 1 млрд до 2 млрд включительно 0,3 от 2 млрд до 5 млрд включительно 0,25 от 5 млрд до 10 млрд включительно 0,2 выше 10 млрд 0,1 Если контрактом предусмотрели этапы исполнения, то рассчитывайте штрафы в процентах от цены отдельных этапов (п.
Как устанавливать ответственность?Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по контракту (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком), и размера пени, начисляемой поставщику за каждый день просрочки, утверждены Постановлением N 1063 .——————————— Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.Постановление N 1063 — только для госзакупокОбратите внимание, что Правила, утвержденные Постановлением N 1063, касаются только договоров по госзакупкам. Если учреждение приобретает ТРУ, например, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, по Закону N 223-ФЗ , к таким закупкам нормы данного документа не применяются. Рассмотрим Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 N 09АП-42948/2014-ГК по делу N А40-94054/14.——————————— Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
.Институт закупил оборудование для проведения конференций, заключив договор с поставщиком.
Поставщик в установленный договором срок товар на сумму 978 000 руб.
48 коп. не предоставил, в связи с чем суд первой инстанции удовлетворил исковые требования заказчика об уплате неустойки. Посчитав сумму штрафа несоразмерной последствиям нарушения обязательства — превышающей цену поставленного с задержкой товара, заказчик обратился в арбитражный апелляционный суд.Однако суд счел санкции правильными, указав на п.
2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81, согласно которому никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
При обращении в суд поставщик ссылался на Постановление N 1063, в силу которого размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения. Суд счел ссылку несостоятельной, поскольку Постановление N 1063 не подлежит применению — спорный договор был заключен сторонами не в сфере госзакупок.Положения о санкциях нужно включать в проект контракта или извещение о проведении запроса котировок?После истечения срока, предусмотренного для внесения изменений, заказчик не имеет права менять в том числе размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения с ним контракта.
Условия, касающиеся санкций, заказчик обязан включить непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — прилагаемый к извещению о проведении запроса котировок.В разъяснениях ФАС, размещенных на официальном сайте , указано, что надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта информации о:- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательств по контракту, которая определяется в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования, предусмотренной
Все мы знаем, а если кто не знает, то я напоминаю, что с 14.08.2019г. изменились правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017г. №1042.
В общем Правила подогнали под вступившие в силу изменения Закона № 44-ФЗ, а также немного изменили.
Для удобства моих читателей я сделал шаблон раздела проекта контракта «Ответственность сторон», в котором и прописываются правила определения пени и штрафов, а также случаи их начисления.
[1]
Так как теперь заказчик не обязан указывать размер штрафа в виде фиксированной сумму, в своем шаблоне я указываю все возможные варианты в соответствии с новой редакцией Постановления №1042, в таком виде можно использовать и в проекте контракта.
Если будут замечания, пишите в комментариях или на почту.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта обе стороны несут ответственность в виде денежного взыскания. Размер штрафов и пеней, начиная с 9 сентября 2017 года, рассчитывается по нормам постановления Правительства за номером 1042 от 30.08.2017 г. Оно полностью отменяет постановление №1063 от 25.11.2013 года и предлагает совершенно новый порядок расчетов. Обновленное постановление становится дополнением к действующей статье 34 44-ФЗ, в которой речь идет о принципах расчета неустоек.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011)
изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком .
Полный текст документа и приложения доступны после регистрации Вход Регистрация
Новые правила применения штрафов в отношении участников закупок
Внимание! Изменились Правила, по которым определяют размер штрафа для поставщиков.
Правительство внесло изменения в Правила, по которым определяют размер штрафа для поставщиков. Правки внесли в постановление Правительства от 30.08.2017 № 1042. Изменения вступят в силу 14 августа.
Исключили из Правил расчет пеней.
В Правилах больше нет порядка расчета пеней. Размер неустойки регламентируют только части 5 и 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Отменили обязанность указывать штраф в фиксированной сумме
В контракте будут прописывать порядок расчета штрафа согласно постановлению № 1042. Указывать фиксированную сумму неустойки не нужно.
Снизили размер штрафов для СМП и СОНО
Штраф для СМП и СОНО – 1 процент от цены контракта. При этом размер штрафа не может быть меньше 1000 и больше 5000 руб. Ранее величина штрафа зависела от размера НМЦК.
Изменили штрафы для победителей аукциона на право заключить контракт
По-новому необходимо прописывать штрафы для участников, которые победили в торгах на право заключить контракт. Ранее штрафы рассчитывали от НМЦК. С 14 августа величина штрафа зависит от отношения цены контракта к размеру НМЦК.
Прописали специальную норму для расчета штрафов
Если для расчета штрафов действует специальный закон, неустойку рассчитывают согласно этому закону. Требование прописали в пункте 13 Правил постановления № 1042 согласно части 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в редакции от 1 июля 2019 года.
Обновленный порядок расчета штрафов действует только на закупки, извещение о которых опубликовали 14 августа или позже.
Постановление Правительства от 02.08.2019 № 1011
Основные изменения касаются размера штрафов в закупках для СМП и СОНКО, а также в торгах на повышение.
Также Постановление № 1042 больше не определяет порядок исчисления пени (это регулирует 34 статья закона № 44-ФЗ ), а общий размер штрафов по контракту, как для заказчика, так и для поставщика (исполнителя или подрядчика) не может превышать цену контракта (ранее было установлено, что цену контракта не может превысить общая сумма штрафа и пени по контракту).
Из постановления № 1042 полностью исключены формулировки об указании в контракте штрафов в фиксированном размере. Штрафы могут рассчитываться как процент от цены контракта или этапа исполнения контракта. С текстом постановления № 1042 в последней редакции вы можете ознакомиться по приведенной ссылке.
Если при проведении торгов участники закупки снизили цену так, что торги пошли на повышение, то размер штрафа нужно установить в зависимости от цены контракта (если цена контракта превысит НМЦК) либо от НМЦК (если цена контракта не превысит НМЦК):
- 10 %, если цена или НМЦК не более 3 млн. руб.;
- 5 %, если цена или НМЦК от 3 млн. до 50 млн. руб. (включительно);
- 1 %, если цена или НМЦК от 50 млн. до 100 млн. руб. (включительно).
Ответы на вопросы М. Евраева (об эквивалентах и параметрах эквивалентности, о плате за жалобы, об обеспечении гарантийных обязательств и другие).
К просмотру рекомендую (и фильм и кинокритику). Перед просмотром фильма также обязательно стоит ознакомиться с историей Чарльза Мэнсона.