Ликвидация нко фонда пошаговая инструкция в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация нко фонда пошаговая инструкция в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).
Названые типовые документы утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012. Настоящие формы и требования по их заполнению представлены приложениями:
- Прил. № 8 – бланк Р15001, а также Прил. № 20 ч. IX – требования к их заполнению.
- Прил. № 9 – бланк Р16001, а также Прил. № 20 ч. X – требования по заполнению.
Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально. Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.
При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.
Помимо этого в ситуации, когда заявитель решает прекратить предоставление госуслуги в отношении НКО, следует заполнять и подавать бланк заявления следующего формата.
Направлять требуемые документы в рамках процедуры ликвидации можно любым доступным способом.
Способы подачи документов | ||
Лично либо через полномочного представителя | По почте | В электронном виде
(через ЕПГУ) |
Соответственно, получить ответ (результат) можно также любым из перечисленных способов.
Квитанция содержит все реквизиты получателя платежа, а именно: ИНН 7707211418, КПП 770601001, банк – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701, БИК, банк. счет, актуальный КБК 318 1 08 07010 01 1000 110, а также ОКТМО.
Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры
Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.
В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.
Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.
Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.
Вопрос №1: Кто может написать и направить исковое заявление о закрытии НКО суду?
К данной категории заявителей относятся полномочные госорганы, а именно:
- территориальные ответвления Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7);
- прокуратура (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7), ИФНС (п. 11 ст. 7 ФЗ РФ № 943-I от 21.03.1991);
- генпрокурор (ч. 3 ст. 44 ФЗ РФ № 82 19.05.1995);
- прокуроры субъектов РФ (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7 соответственно).
Прокуроры городов и районов с подобным иском обращаться не вправе.
Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:
- Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
- В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
- Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
- Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.
Ликвидация НКО — пошаговая инструкция в 2021 году
Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:
- Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
- нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
- невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
- осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
- Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
- ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
- непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
- несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.
К числу таких органов относятся:
- прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
- отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
- налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).
Некоммерческие организации главным образом участвуют в следующих правоотношениях:
- гражданских;
- налоговых;
- трудовых
Процедура закрытия филиал, а также список необходимых документов отличаются от процедуры прекращения деятельности основной НКО. Обратитесь к нашим юристам за консультацией, оставив заявку на сайте.
Основные этапы:
- участники (учредители) или госорганы, которые приняли решение ликвидировать некоммерческое учреждение, назначают ликвидатора/формируют ликвидационную комиссию;
- подготавливается решение (протокол) об упразднении некоммерческой организации, а также о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора;
- согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 20 п. 1), обязательно подается уведомление по форме № Р15001 в регистрирующий орган о закрытии НП в течение 3-х дней с момента принятия решения о закрытии;
- размещаются сведения о начале процедуры закрытия. Так, публикуется сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- требуется направить уведомление (обязательно в письменном виде) всем кредиторам;
- составляется промежуточный ликвидационный баланс;
- проверяются (сверяются) сведения в фондах ФСС и ПФР о наличии (отсутствии) задолженности;
- проводятся расчеты со всеми кредиторами;
- заполняется и подается заявление о государственной регистрации юрлица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- подаются промежуточный и окончательный ликвидационные балансы;
- подготавливается решение (протокол) об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационного баланса;
- подача заявления в Минюст России с последующим внесением записи в ЕГРЮЛ о ликвидации.
Ликвидация нко пошаговая инструкция в 2021 году
Принять решение об упразднении НКО может суд вследствие принятия заявления у лиц, заинтересованных в ее закрытии.
Прекращение деятельности НКО возможно на таких основаниях:
- при отсутствии средств на реализацию своих целей;
- при невозможности достижения первоочередных целей;
- в любом другом случае, прописанном в ФЗ;
- если деятельность учреждения не соответствует прописанным целям.
После принятия решения о ликвидации, избирается ликвидационная комиссия. Вследствие чего процесс закрытия НКО упраздняется.
-
Подготовка полного комплекта документов
-
Уточнение реквизитов для оплаты и формирование платежного документа (квитанции на госпошлину)
-
Гарантия возмещения расходов в случае отказа (по вине исполнителя)
-
Инструкция по дальнейшим действиям
-
Составление искового заявления и представительство в суде
-
Подача и получение документов о государственной регистрации
-
Гарантия возмещения расходов в случае отказа (по вине исполнителя)
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируется статьями 7 и 82 ФЗ «О некоммерческих организациях». Их ликвидация проводится в установленном порядке по Гражданскому Кодексу (статья 50).
Так как некоммерческие организации приравниваются к юридическим лицам, то прекращение их существования признается только после внесения изменений в ЕГРЮЛ. До этого момента организация считается действующей, её работа регулируется законодательными актами.
Имущество частного учреждения, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, должно быть направлено на выполнение уставных целей, то есть распределено между дольщиками уставного капитала ранее существовавшей организации. Если по каким-то причинам выполнение этого обязательства невозможно, то имущество передается в обиход государству (оно, в свою очередь, направляет его на благотворительные цели). Все это указано в 8 пункте статьи 63 ГК РФ.
Регистрация фонда: пошаговая инструкция в 2021 году
Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.
Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.
Инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2021 году
В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).
Ликвидация некоммерческой организации – распространённое явление. Учитывая, что данная форма организации является юридическим лицом, осуществление процесса должно проводиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В частности, процедура регулируется положениями из Гражданского кодекса, а также рядом законов и указов. Мы рассмотрим основные причины, по которым может проводиться ликвидация НКО, а также порядок действий в данном случае.
- НКО достигла цели, для которой открывалась.
- Истёк срок, отведённый на деятельность организации, прописанный в уставе.
- Наблюдается нецелесообразность дальнейшего функционирования (недостаточное финансирование, невозможность достижения поставленных целей и т.д.)
Формы Р15001 и Р16001 и требования к их заполнению утверждены Приказом от 25.01.2012г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Процедура ликвидации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Приказом от 30 декабря 2011 г. № 455 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».
- в добровольном порядке;
- принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
- порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).
В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.
- Достижение цели, в связи которой создавалось объединение.
- Закончилось время, отведенное для осуществления деятельности некоммерческой организацией, прописанное в уставной документации.
- Принятие решение о ликвидации органов организации, если его состав отличается от учредителей.
- Некоммерческая организация неоднократно нарушала нормативно-правовые положения, предусмотренные законом, и их восстановление не является возможным.
- Область осуществляемой деятельности не соответствует задачам, предусмотренным уставом.
- Невыполнение организацией судебных постановлений.
- Подозрение учредителей или самого образования в экстремизме.
Ликвидация НКО — Порядок ликвидации фонда
Также при ликвидации ООО самостоятельно утвержденная комиссия должна уведомить всех кредиторов компании о ее судьбе. Сделать это можно с помощью заказных писем. Главное, чтобы у ответственных лиц имелись документальные доказательства того, что такие действия об информировании действительно предпринимались.
Документ утверждается на собрании (что опять же фиксируется в протоколе). Затем совместно с прочими необходимыми бумагами он отправляется в налоговую. Соответствующие записи делаются в госреестре, о чем в течение пяти рабочих дней представляется соответствующие подтверждающие бумаги.
Пошаговая подробная инструкция “Открытие и регистрация фонда самостоятельно”
Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать фонд в Минюсте самостоятельно? Порядок создания и регистрации фонда можно описать пошагово следующим образом:
Процедура создания фонда должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления фонда, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем. Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего фонда, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы фонда быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.
При определении состава учредителей фонда необходимо учитывать следующие положения закона. Также, как и во многих иных НКО, учредители фонда утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность фонда в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале. Вместе с тем, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители по долгам фонда. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.
При определении структуры органов управления фонда нужно учитывать требования закона:
- Высший коллегиальный орган управления (принимает решения по “особо” важным вопросам)
- Единоличный исполнительный орган фонда (председатель, генеральный директор и т.д.) — назначается высшим коллегиальным органом, осуществляет оперативное управление (при назначении данного лица проверьте, нет ли сведений о нем в реестре дисквалифицированных лиц на сайте ФНС)
- Коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум и т.д.) — может назначать по желанию, не является обязательным
- Попечительский совет фонда — осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Структура высшего органа управления благотворительной организации, компетенция, порядок формирования, срок полномочий, порядок принятия решений и порядок формирования иных органов управления, полномочия устанавливаются уставом фонда.
При создании фонда нужно учитывать, что реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Особенности создания и регистрации благотворительного фонда
При открытии благотворительного фонда (например, фонда помощи сиротам, онкобольным и т.д.) необходимо учитывать общие положения о регистрации фондов, изложенные в настоящей инструкции, а также специальных положениях, предусмотренные Законом о благотворительной деятельности (от 11.08.1995 № 35-ФЗ). Данным законом установлены следующие особенности при создании и деятельности благотворительных фондов:
Размер госпошлины за регистрацию фонда при создании составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).
Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию фонда при создании:
- заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
- протокол общего собрания о создании фонд (2 экз.)
- устав (3 экз.)
- квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
- документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
- если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
- нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
- паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
- разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
- если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации фонда подать заявление о применении УСН
Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения фонда. Заявителями являются учредители фонда или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.
Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.
Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации фонда?
Для того чтобы открыть фонд, необходимо обращаться в территориальное подразделение Минюста (например, для регистрации фонда, в том числе благотворительного фонда, в Москве, необходимо обращаться в Управление Минюста по г. Москве).Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:
- непосредственное обращение в регистрирующий орган
- через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации НКО следует уточнить в конкретном МФЦ
- почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
- через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
- через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.
Пошаговая инструкция по ликвидации фонда: все необходимые документы и сроки
Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ.
По окончании регистрации фонда вам выдадут:
- документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ — лист записи по форме № Р50007
- устав с отметкой регистрирующего органа
- свидетельство о государственной регистрации фонда, выданное Минюстом
- документ о постановке фонда на учет в налоговом органе
Получением данных документов процедуру регистрации фонда в Минюсте можно считать завершенной, однако для нормального функционирования НКО руководителю (учредителю) необходимо предпринять также ряд действий после регистрации. В частности фонду необходимо получить коды статистики в Росстате, уведомления о постановке на учет во внебюджетных фондах, открыть расчетный счет и оформить первичную документацию, принять на работу сотрудников.
В случае принятия решения об отказе в госрегистрации регистрирующий орган в тот же срок направляет вам свое решение об этом.
Регистрация фонда формально состоит из 2 этапов, поэтому срок регистрации устанавливается для каждого из этапов:
- принятие решения регистрирующим органом (Минюстом) относительно регистрации фонда: 17 рабочих дней
- внесение налоговым органом записи о регистрации: 3 рабочих дня (+ 4 рабочих дня на взаимодействие между органами и выдачу документов)
Таким образом, в среднем оформление фонд при правильно составленных документах занимает около 1 месяца.
Шаг 1 Определяем структуру фонда, учредителя и лицо, действующее без доверенности от имени фонда Шаг 2 Определяем место нахождения фонда Шаг 3 Разрабатываем учредительные документы будущей фонда и принимаем решение о ее создании Шаг 4 Готовим заявление по форме Р11001 о регистрации фонда, заверяем подпись заявителя (заявителей) на заявлении нотариально (при необходимости) Шаг 5 Оплачиваем госпошлину за регистрацию фонда Шаг 6 Формируем комплект документов и подаем на государственную регистрацию фонда Шаг 7 Получаем документы, подтверждающие регистрацию фонда
В электронном способе из вышеперечисленного придётся заплатить за публикацию в Вестнике около 2 000 руб. и выпуск электронной цифровой подписи — это около 2 500 — 3 000 руб. При этом, скорее всего, у Вашего бухгалтера уже имеется ЭЦП для сдачи отчетности, которую можно использовать на первом этапе подачи уведомления о ликвидации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.
- Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2021 по делу № 2-1124/18).
- Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
- Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2021 по делу № 3а-15/2021).
Первым и основным вопросом, возникающим у учредителей компании, желающим ликвидировать свою фирму, является вопрос: как закрыть ООО самостоятельно. И это неслучайно: порядок ликвидации ООО в Москве или любом другом городе состоит из нескольких этапов, каждый из которых несет свою роль и составляет незаменимое звено в общей цепочке действий.
В случае когда долги не позволит покрыть и продажа имущества можно обратиться в судебные органы с заявлением о провозглашении фирмы банкротом. В связи с тем, что процедура банкротства связана со многими нюансами, лучше не проводить ее самостоятельными силами, а обратиться к специалистам.
Знать о предстоящем закрытии фирмы должны не только государственные структуры. Сведения о ликвидации ООО должны поступить в массы. Особенно это касается компаний – должников. О предстоящей ликвидации предприятия должны знать все заинтересованные лица и кредиторы в том числе.
- Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.
Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0. - Ликвидировать НКО.
Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0. - Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
- Гутов Антон Иванович — директор.
- Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
- Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
- НКО единовременно, либо несколько раз была замечена в осуществлении неправомерных действий, которые противоречат действующим правилам и нормам законодательства.
- В ходе очередной проверки деятельности были выявлены серьезные нарушение, устранение которых не представляется возможным без проведения ликвидации НКО.
- При анализе деятельности было выявлено, что текущая работа имеет серьезные отличия от тех занятий и целей, которые ранее были указаны в уставе организации, а также в иных важнейших документах.
- Члены общества были заподозрены в экстремизме, а также в иных противоправных действиях, которые обязательно должны повлечь за собой соответствующее наказание.
Порядок ликвидации некоммерческих организаций и необходимые документы
В продолжение трех суток после проведения собрания в отделение регистрационного органа направляется заявление (форма РН0005), составленный протокол собрания, на котором принималось решение о ликвидации, протокол собрания с утверждением кандидатуры ликвидатора.
В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.
При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.
Основания для отказа определяет ст. 23 ФЗ РФ № 129. Так, к примеру, отказать могут из-за отсутствия обязательных документов, наличия несоответствий в представленных сведениях либо из-за подписания заявления неполномочным лицом.
по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;
Следующим этапом предусматривается уведомление общественности о предстоящей ликвидации НКО. С этой целью ликвидационной комиссией или ликвидатором публикуется соответствующее заявление в «Вестнике государственной регистрации». С момента уведомления отсчитывается срок требований по кредиторам, который не должен быть меньше 2-х месяцев.
Публикация в «Вестнике» не является последним информационным шагом в мероприятии: как закрыть фирму ООО самостоятельно. Необходимо также лично уведомить каждого кредитора. В письмах в обязательном порядке необходимо указать:
Решение о закрытии фирмы должно быть подкреплено документально. Если учредитель ООО находится в одном лице, то решении о ликвидации исходит только от него. Оно оформляется в письменном виде и подписывается.
Сдача документов в архив при ликвидации предприятия — обязательный этап юридического оформления ликвидации. Технологии разделения ООО приведены в статье. Публикации и подсчёты балансов В процессе ликвидации благотворительного фонда проводятся тщательные проверки государственными органами всех финансовых потоков в организации, составленных отчётов.
Образец нотариальной доверенности находится в доступности в сети интернет и в любом нотариальном кабинете уполномоченном решать данные вопросы. Ликвидация МУП проходит с обязательным участием представителя государства в составе комиссии. Образец промежуточного баланса при ликвидации ОО в приведен по ссылке. С заявлением по ликвидации ИП по форме р можно ознакомиться тут. Горячая линия юридической помощи. Как проходит ликвидация благотворительного фонда Благотворительный фонд, как и любая другая организация, может быть ликвидирован или реорганизован.
Одной из форм НКО являются благотворительные организации. И их ликвидация также требует соблюдения определенной процедуры. Далее мы рассмотрим пошаговую инструкцию по ликвидации благотворительного фонда. Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора см. Ликвидатор вправе только инициировать банкротство. Одной из особенностей процесса и главным отличием является тот факт, что помимо регистрационного органа, всевозможных внебюджетных фондов и других организаций, в обязательном порядке высылается уведомление в Управление Министерства юстиции. Напомним, что обычные юр.
Создание некоммерческих организаций может преследовать различные цели:
- Социальные.
- Культурные.
- Научные.
- Образовательные и т. д.
Общее у всех этих направлений деятельности – достижение благ для общества. По аналогии с субъектами хозяйствования, осуществляющими предпринимательство, подобные организации подлежат регистрации в Минюсте РФ и их деятельность контролируется на предмет законности извне рядом гос.органов.
Ликвидация НКО также допускается, а в некоторых случаях и неизбежна, и регламентируется она в статях 18-19 вышеназванного акта.
Особенности ликвидации некоммерческой организации
Процедура ликвидации НКО можно двумя основными способами:
- Официальная добровольная (через реорганизацию, банкротство и т. д.).
- Принудительная (через суд, но вариант с банкротством не исключен).
В первом случае решение принимается исключительно управленцами по своим личным соображениям, во втором – мнение владельцев и их доводы в противовес исковым требованиям уполномоченного гос.органа оцениваются судом, но не берутся за аксиому.
Процедура ликвидации АНО предполагает соответствующее правовое оформление, которое предполагает получение, сбор и предоставление в компетентные органы определенного пакета документов (каждый должен иметь снятую копию):
- Сертификат о регистрации в качестве ЮЛ (ОГРН).
- Свидетельство об учете субъекта в качестве налогоплательщика в территориальном подразделении ФНС.
- Устав организации, а также учредительный договор (если таковой был).
- Протокол, содержащий ход учредительного собрания и принятое решение о назначении руководителя фонда.
- Приказ о назначении главного бухгалтера.
- Бумаги, которые подтверждают гос.регистрацию вносимых изменений в учредительные документы, если таковые имели место.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Документы каждого из учредителей, руководителя, главбуха.
- Акт об уничтожении печатей и штампов.
В срочном и сокращенном порядке ликвидировать некоммерческую компанию можно, если прибегнуть к реорганизации в виде присоединения или слияния. Последовательность действий в рамках такого процесса практически тождественна, как для коммерческих предприятий. Суть схемы заключается в передаче всего объема прав и обязанностей федерации, НПО, НП (например, дачные) или иной НКО правопреемнику и фактическое прекращение самостоятельного существования, но с небольшими особенностями в числе которых:
- Кредиторы уведомляются двукратной публикацией сообщений о грядущей процедуре реорганизации в печатном Вестнике гос.регистрации, а также на его сайте в сети-интернет.
- Слияние или присоединение считается юридически оконченным со дня, когда в ЕГРЮЛ появилась отметка о закрытии НКО с параллельной выдачей свидетельства о завершении деятельности по реорганизационным причинам.
- Проверка со стороны ИМНС может не проводиться, даже если имелись неисполненные долговые обязательства перед контрагентами, поскольку эти обязательства автоматически переходят к правопреемнику.
Дальнейшее использование реквизитов, печатей и прочих атрибутов ликвидируемого субъекта недопустимо.
Средний срок поэтапного проведения всей процедуры закрытия некоммерческого учреждения составляет от 4 месяцев до 1 года. При этом уведомить Минюст требуется в течение 3 дней. После решения о начале ликвидации. Далее, после поступления документов в налоговую, требуется разместить в общем доступе сведения о закрытии субъекта и далее в течение 2 месяцев остается только ждать, когда кредиторы объявятся со своими требованиями.
Уже через месяц после публикации можно приступать к составлению ликвидационного баланса, расчетам по долгам. Как только долги погашены, можно готовить итоговый баланс. После сдачи всего пакета документов в течение 3 дней субъект исключается из реестра и ему предоставляется об этом подтверждающий документ.
Пошаговая инструкция ликвидации некоммерческой организации 2020
- Регистрация права собственности по различным договорам
- Регистрация юридических лиц
- Регистрация некоммерческих организаций (НКО)
- Представительство в судах
- Банкротство юридических лиц
- Банкротство физических лиц
- Услуги для резидентов «Сколково»
Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.
Основаниями закрытия НКО могут быть:
- добровольное решение об этом уполномоченного органа юрлица (если отсутствуют долговые имущественные обязательства);
- для недействующих НКО и фондов – соответствующее решение суда;
- банкротство.
- Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия».
- В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2021 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
- Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
- Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
- Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
- В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.
Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2021 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).
Имущество частного учреждения, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, должно быть направлено на выполнение уставных целей, то есть распределено между дольщиками уставного капитала ранее существовавшей организации. Если по каким-то причинам выполнение этого обязательства невозможно, то имущество передается в обиход государству (оно, в свою очередь, направляет его на благотворительные цели). Все это указано в 8 пункте статьи 63 ГК РФ.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ после получения всего пакета документов от НКО выполняется в течение 5 рабочих дней. В течение следующего дня подготавливается справка для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В последующие 3 дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.
Регистрация фонда в 2021 году: пошаговая инструкция и сроки
Компания «Консалт-групп» поможет провести процедуру некоммерческой организации на всех ее этапах. Наши специалисты проконтролируют процесс ликвидации как с юридической, так и с экономической стороны. У нас вы можете получить следующие виды услуг:
Порядок ликвидации таких некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы регулируется законом «О некоммерческих организациях», статьями 18-21 и соответствующими статьями Гражданского кодекса. Закон о некоммерческих организациях не распространяется на религиозные организации,потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе тсж, садоводческие и огороднические некоммерческиетоварищества.В отношении данных НКО действует специальное законодательство.
Закрытие возможно также при длительном отсутствии каких-либо денежных операций со счетом. В таком случае следует заполнить единую декларацию по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, а затем предоставить ее в налоговую до 20 числа следующего месяца отчетного периода.
1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.
- охрана здоровья граждан
- разрешение споров и конфликтов
- удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан
- развитие физической культуры и спорта
- культурные
- защита прав, законных интересов граждан и организаций
- управленческие
- образовательные
- оказание юридической помощи
- благотворительные
- научные
- социальные
- автономных некоммерческих организаций
- учреждений
- казачьих обществ
- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
- социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов
- некоммерческих партнерств
- общественных или религиозных организаций (объединений)
Официальная добровольная ликвидация подразумевает ликвидацию НКО по решению органов управления НКО . Процедура очень схожа с добровольной ликвидацией ООО, но отличается значительно большими сроками проведения и более тщательной проверкой Минюста. Важно помнить основные этапы при добровольной ликвидации НКО: подается уведомление о ликвидации НКО и проводится проверка в следующих инстанциях: управление Минюста, инспекцию ФНС, отделение ПФР и филиал ФСС по месту учета и регистрации некоммерческой организации; проводится проверка всех бухгалтерских документов, сдача промежуточного и ликвидационного баланса в налоговой; размещается информация в печатных изданиях о добровольной ликвидации НКО. Закрытие НКО через присоединение или слияние является процедурой упрощенной ликвидации или срочной ликвидации НКО. Процедура ликвидации некоммерческой организации через реорганизацию очень похожа на слияния / присоединение коммерческих организаций.
• Добровольная ликвидация на официальной основе. • Реорганизация присоединением к правоприемнику Некоммерческой организации. • Ликвидация через суд. • Альтернативный способ – смена руководства. Официально решить эту проблему можно только через органы управления некоммерческих организаций. Эта процедура полностью идентична с ликвидацией ООО, однако, сроки процедуры оставляют желать лучшего, да и проверка Минюста будет очень тщательней.
Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.
Спустя 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция должна внести запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации и выдать вам на руки копию листа, подтверждающего внесение данных в государственный реестр.
Похожие записи: