Повышающий коэффициент земельный налог 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышающий коэффициент земельный налог 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.

Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

  • Героям Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
  • чернобыльцам;
  • пенсионерам и предпенсионерам;
  • всем, у кого есть трое и более детей.

В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.

Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
  • чернобыльцам;
  • одному из родителей многодетной семьи.

Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.

Налог на имущество – это региональный налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами.

Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ. Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:

  • квартира;
  • дом;
  • комната;
  • гараж;
  • машино-место;
  • иные здания и сооружения.

Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети.

Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, гражданской войны и боевых действий;
  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • чернобыльцы;
  • пенсионеры и предпенсионеры (правда, не младше 55/60 лет);
  • военнослужащие со стажем работы более 20 лет;
  • многодетные родители.

Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей.

Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:

  • 50 кв.м. в отношении дома;
  • 20 кв.м, в отношении квартиры;
  • 10 кв.м. в отношении комнаты.

Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.

До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов. Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ.

Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя.

Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда. Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.

Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС. В заявлении обязательно указывается:

  • ФИО налогоплательщика и его ИНН;
  • номер и дата ошибочного налогового уведомления.

Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога.

Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно. Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика).

ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней.

Коэффициент Кв в земельном налоге применяется к налогоплательщикам, которые владеют участком меньше года. Для того, чтобы рассчитать его, не обязательно обращаться к специалистам, достаточно начальных знаний математики и калькулятора.

Как самому рассчитать Кв? Основная формула: количество месяцев, в течение которых участок находится во владении, нужно разделить на 12 (количество месяцев в году). Например, если физлицо 5 месяцев владеет земельным участком, то КВ для него будет считаться так: 5/12= 0,416

На что стоит обратить внимание при расчете Кв:

  • Месяц считается как полный при вступлении в право собственности до 15 числа или потере права после 15. То есть если земля была куплена 14 числа, или продана 16, то полное количество дней во владении в текущем месяце – 30.
  • Месяц не учитывается при владении участком после 15 числа и утрате собственности до 15. Если земельный участок был продан 14 числа, то полное количество дней владения в месяце – 0.

Попробуем самостоятельно сделать расчет земельного налога с повышающим коэффициентом Кв. Чтобы высчитать размер налога, возьмем кадастровую стоимость, умножим ее на региональную налоговую ставку и долю владения, затем еще раз умножим на Кв. Формула довольно простая, ее легко применять самостоятельно, обладая всеми необходимыми данными.

Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям нет нужды применять эту формулу, ведь за них сумму налога считает Федеральная налоговая служба. Получив уведомление, достаточно просто оплатить указанную в нем сумму.

Юридические же лица самостоятельно подают декларацию с рассчитанным налогом.

Для того, чтобы не ошибиться в окончательной сумме, можно воспользоваться услугами специалиста или одним из множества налоговых онлайн калькуляторов.

За все участки земли, которые локализуются в пределах муниципальных образований, а также Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга – городов федерального значения, предусматривается налоговым законодательством исчисление земельного налога.

Основным законодательным актом о налогах, в частности о земельном, есть Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Он регламентирует общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения плательщиков земельного налога и государства в главе 31.

Расчет итоговой суммы налога происходит с учетом кадастровой стоимости и налоговой ставки, которая напрямую зависит от целевого использования земельного участка.

Они перечислены в статье 396 НК, посвященной порядку расчета земельного налога.

Основания, по которым применяется коэффициент могут иметь место, если:

  • участок земли приобретен для строительства жилья, коэффициент зависит от длительности строительства (Кув);
  • участок находился в праве собственности у налогоплательщиков неполное количество календарных месяцев в году – зависит от времени пользования (Кв);
  • налогоплательщику на протяжении налогового периода была назначена либо отменена льгота (Кл).

Коэффициент Кв – это отношение числа целых месяцев владения земельным участком к числу месяцев в году.

Вместе с тем, если право собственности появилось до 15 числа или пропало после 15 включительно, часть месяца принимается как полный.

Жилищное строительство может быть для собственных нужд – индивидуальное, а также для последующей продажи.

Налоговое законодательство предусматривает повышающий коэффициент Кув для будущих объектов недвижимости, находящихся в стадии строительства. Таким образом государство стимулирует более быстрое продвижение строительства и сокращение «долгостроя».

Для приобретенных или предоставленных в собственность земельных участков юридическим лицом на условиях строительства жилья, кроме индивидуального строительства, которое осуществляется физическими лицами, расчет налоговой суммы и суммы авансовых налоговых платежей осуществляется с коэффициентом 2 в течение 3 лет строительства после регистрации права на участок земли и до регистрации права на завершенный построенный объект.

Если строительство объекта недвижимости было завершено ранее трехлетнего срока, налоговая сумма, уплаченная за данный период сверх суммы, рассчитанной коэффициентом 1, признается уплаченной излишне и подлежит возврату.

Для приобретенных или предоставленных в собственность участков земли юридическим лицом в условиях строительства жилья, кроме индивидуального строительства, которое осуществляется физическим лицом, расчет налоговой суммы и суммы авансовых налоговых платежей осуществляется с учетом коэффициента 4 на протяжении периода, превышающего 3 года и до регистрации права на завершенный построенный объект.

В отношении участков, описанных выше, итоговая сумма платежа рассчитывается с коэффициентом 2 по истечению 10-летнего срока после регистрации права на участок земли и до регистрации права на завершенный построенный объект.

Для индивидуального строительства порядок применения повышенного коэффициента равен единице и используется на протяжении 10 лет. Начиная с одиннадцатого года и до регистрации права на завершенный построенный объект, налог исчисляется с коэффициентом 2.

Акционерным обществом «Тополиный пух» было оформлено право на земельный участок 10 января 2015 года. На участке был построен супермаркет. Государственная регистрация была осуществлена 16 сентября 2021 года. Кадастровая стоимость участка – 987654 руб. Налоговая ставка – 0,3 %. Кув = 3.

Налог составил:

987654 руб. × (0,3 %) × 3 = 8888,88 руб.

Исходя из полученной суммы, следует, что в налоговой отчетности необходимо указать сумму к возврату.

АО «Жара. Июль» был приобретён участок для строительства жилого дома 12 апреля 2013 года. Кадастровая стоимость равна 2526272 руб. Налоговая ставка – 0,3 %. Строительство закончилось в 2014 году, а передача квартир в собственность – 20 апреля 2021 года.

Календарный год Период владения в месяцах Кв Кув Налоговая сумма, руб.
2013 9 0,75 2 11 368
2014 12 1 2 15 157
2015 12 1 2 15 157
2021 3 (по апрель) 0,25 2 3 789
2021 9 (с апреля) 0,7 4 21 220
2021 4 0,33 4 10 004
Итого 76 695

Первые 3 года АО «Жара. Июль» уплачивало налог по коэффициенту 2, затем по коэффициенту 4.

Возврата частичной суммы не будет, поскольку строительство жилого дома и ввод в строй происходили больше 4 лет.

Осенью граждане-собственники наделов земли получают из местных инспекций уведомление. В нем просто прописана сумма, которую нужно заплатить. Общий вид уведомления и формула расчета начислений приведены в специальном сервисе ФНС.

Как видно из формулы, повышающий коэффициент кратно увеличивает общую сумму к уплате. Согласно пп.15-16 ст. 396 НК его значение может составлять 2 и 4.

Пример 1

Значения повышающих коэффициентов земельного налога на 2021 год и условия их применения приведены в ст.396 НК. Так, согласно п.15-16 указанной статьи, при расчете могут использоваться коэффициенты 2 и 4 в отношении участков, эксплуатация которых предполагает жилищное строительство или ИЖС.

Коэффициент 2 для земельного налога применяется:

  • к участкам для жилищного строительства (не ИЖС!) от их гос. регистрации и до даты регистрации прав на построенную недвижимость. Максимальная длительность этого периода не должна составлять более 3 лет.

Важно! В абз.1 п.15 ст.396 НК есть существенное уточнение: если стройка завершилась раньше, чем истекли 3 года, повышение ставки отменяется, а излишне уплаченный налог можно вернуть или зачесть.

— к участкам под ИЖС, если спустя 10 лет после их регистрации недвижимость не построена, а точнее, не зарегистрирована.

Пример 2

Василий Петрович в 2021 г. приобрел надел для среднеэтажной застройки. С даты регистрации права собственности на участок насчитывается двойной налог на землю. Допустим, в 2021 г. Василий Петрович достроил и зарегистрировал первый объект. Т.к. 3 года не прошло, весь уплаченный налог будет пересчитан в меньшую сторону.

Пример 3

Антонина купила землю под ИЖС еще в январе 2007 г. Все эти годы она платила налог на землю как обычно, по базовой ставке. Стройка затянулась. К январю 2021 г.

, когда истекло 10 лет, дом еще не был готов и, соответственно, не был зарегистрирован. Право собственности на недвижимость Антонина оформила только в 2021 г. Значит, почти за весь 2021 г. и за начало 2021 г.

до момента регистрации инспекция при исчислении налога будет применять коэффициент 2.

Повышающий коэффициент 4 для земельного налога используется в одном случае: когда стройка на участке растянулась дольше, чем на 3 года (абз.2 п.15 ст.396 НК). К ИЖС это правило не относится.

Пример 4

В 2014 г. Сергей оформил собственность на участок под жилую застройку. Первые 3 года после регистрации платил «удвоенный» налог. По прошествии этого срока, т.е. в 2021 г. ни одну недвижимость Сергей на участке так и не зарегистрировал. Значит, далее налоговая будет применять уже коэффициент 4. Это должно стимулировать Сергея быстрее достроить объект и зарегистрировать его.

Алгоритм расчета земналога во многом зависит от правил определения базы налогообложения земли, а именно от того, проведена нормативная денежная оценка (НДО) земли или нет. Так, если:

— НДО земель проведена, то налог рассчитывается как произведение площади земли (в га), НДО единицы площади, проиндексированной на начало года (в грн), и ставки налога (в %);

— НДО земель не проведена, то налог определяют как произведение площади (в кв. м или га) и ставки (в грн за 1 кв. м или га). При этом ставка налога определяется исходя из НДО единицы площади пашни по области.

Следовательно, чтобы можно было рассчитать земналог, следует иметь три показателя: площадь земли, ее НДО и ставку налога.

  1. Налог на землю для жилищного строительства увеличивают в 2 раза. Если построить дом, коэффициент снимут.
  2. Налог на участок под дачный домик тоже увеличат вдвое, если ничего не построить за 10 лет.
  3. Коэффициент КВ применяется, если участком владели меньше года. Он уменьшает налог.
  4. Коэффициент КИ применяется, если назначение или площадь участка изменились в течение года.

В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

  • не позднее 1 марта — годовой платеж;
  • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Основные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:

  • порядка определения отчислений: начиная с 2021 года для расчета суммы, подлежащей перечислению в местный бюджет, основанием станет кадастровая стоимость;
  • планируется постепенное повышение ставки на 2021 год, что в результате приведет к увеличению размера поступлений в бюджет страны;
  • кадастровая цена будет равна рыночной стоимости участка;
  • отчисления будут поступать в бюджет по месту проживания и регистрации плательщика, это позволит местным бюджетам использовать поступления в бюджет для улучшения уровня жизни россиян в регионах, отказавшись от предварительного согласования смет и будущих затрат.

Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:

  • полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
  • 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.

Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.

Согласно законодательству, штрафы для физических лиц за неуплату налога или просрочку платежа не предусмотрены. Если налогоплательщик нарушил сроки оплаты, то предусмотрена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки. Но взыскать средства ФНС может только после решения суда.

Изменений по земельному налогу с 2021 года будет немало. Вводится единый срок уплаты. Налог на землю на 2021 год увеличится, зато упрощается процедура предоставления документов для оформления льгот.

  1. Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
  2. Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
  3. Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
  4. В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
  5. Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
  6. В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:

  • в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
  • в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).

К федеральным льготам относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы;
  • пенсионеры;
  • физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.

Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:

  • используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
  • хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Согласно п. 16 ст. 396 НК РФ, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС) и дом не построен в течении 10 лет с момента регистрации, то к исчислению налога применяется повышенный коэффициент 2. Только после того, как жилье будет построено и зарегистрировано, ставка станет в обычном размере равное 1.

Для расчета земельного налога по кадастровой стоимости применяется единая формула (ст. 396 НК):

ЗН = НБ × Д × НС × К, где

  • НБ — налоговая база, определяется из ходя кадастровой стоимости земельных участков;
  • Д — размер доли, при долевой собственности;
  • НС — налоговая ставка;
  • К — коэффициент времени владения участком (при этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа).

Важно! Статьёй 52 НК РФ установлено, что налог рассчитывается до целого числа, применяя правило округления.

В соответствии со ст. 388 НК РФ, субъектами налогообложения являются граждане, в чьей собственности находится земельный участок (ЗУ), а также те граждане, в пользовании которых участок находится бессрочно.

Субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица.

Налоговой базой выступает кадастровая стоимость объекта (КС) самого земельного участка, установленная на момент начала налогового периода. В соответствии со ст 391 НК РФ, налоговый период начинается с первого января. Соответственно, именно с этой даты и происходит расчет земельного налога на конкретный ЗУ. Стоит отметить, что оценка кадастровой стоимости происходит с учетом износа объекта и динамики цен.

Новый участок — это земельный участок, который был образован в течение налогового периода. Налоговой базой для таких ЗУ служит кадастровая стоимость, определенная на момент регистрации в ЕГРН.

Для участков, находящихся на территории различных МО, налог рассчитывается по каждой доле отдельно. Чтобы определить налоговую базу доли, понадобится умножить кадастровую стоимость всего земельного участка на отношение площади отдельной доли к общей площади ЗУ.

Если у земли есть несколько собственников или участок разделен на несколько долей с различной налоговой ставкой по ним, НС для каждой доли определяется отдельно.

Повышающие коэффициенты земельного налога

В соответствии со ст 393 НК РФ, налоговый период приравнивается к одному календарному году, начиная с первого января.

Отчетный период — это кварталы года (первый, второй и третий). Однако, по решению властей, установка таких периодов не является обязательной.

Ставка налога на землю

  • Земельные сельхозназначения, жилые фонды, структуры ЖКХ, личные подсобные и дачные хозяйства, СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) и ОНТ (огородническое некоммерческое товарищество), ЗУ используемые для обороны и безопасности (в т.ч. в пограничных и таможенных зонах) облагаются налогом по ставке 0,3% от КС земли;
  • Для всех остальных категорий земельных участков ставка составляет 1,5% от КС земли.
  • Если при расчете кадастровой стоимости в начале периода были допущены ошибки;
  • Если суд или комиссия вынесли соответствующее решение в отношении спора о размере КС;
  • Если произошел перехода участка из одной категории в другую.

В прочих случаях, изменить КС для определения другой налоговой базы, в течение всего налогового периода, невозможно.

  • В соответствии с п.5 ст 391 НК РФ, налоговый вычет в размере КС 600 квадратных метров от общей площади ЗУ, могут получить следующие группы граждан:

    Герои Российской Федерации и СССР;

  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Дети-инвалиды;
  • Инвалиды с детства;
  • Ветераны ВОВ и боевых действий, а также, лица получившие инвалидность в ходе этих событий;
  • Лица, пострадавшие в результате катастроф на ЧАЭС и ПО «Маяк» и попавшие под действие программ соц. защиты;
  • Лицам, осуществлявшим трудовую деятельность, связанную с особым риском. В их числе: испытания атомного оружия и устранение последствий ядерных аварий на военных объектах;
  • Лица, ставшие инвалидами или получившие лучевую болезнь в ходе испытаний ядерного оружия или космических аппаратов;
  • Лица пенсионного возраста.

Обратите внимание, что налоговый вычет применяется только к одному участку, принадлежащему налогоплательщику (а также находящемуся в бессрочном владении или пользовании). Соответственно, если гражданин обладает двумя и более земельными участками, ему предстоит самостоятельно выбрать тот, по которому будут начислены льготы. О своем решении необходимо известить налоговые органы. Но, не позднее 1 ноября.

Только после этого появится не облагаемая налогом сумма, уменьшающая земельный налог. Если размер налогового вычета превышает налоговую базу, то она будет считаться равной 0.

В соответствии со ст 395 НК РФ, от уплаты земельного налога могут быть освобождены следующие юридические и физические лица:

  • Учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • Организации, которые занимаются обслуживанием дорог государственного значения;
  • Всероссийские общественные организации инвалидов. Ограничения: для участков, на которых происходит производство и (или) реализация товаров, число работников с инвалидностью должно быть не меньше, чем 50% от общего числа рабочих. На оплату их труда должно уходить не меньше, чем 25% от общего зарплатного фонда. Подакцизные участки в эту категорию не входят. Освобождение от налога действует для участков, используемых организацией в целях реабилитации, информирования, отдыха, адаптации, проведения лечебных, оздоровительных, спортивных и других мероприятий для инвалидов;
  • Религиозные организации;
  • Организации, занимающиеся художественным промыслом, на земле исторического пребывания;
  • Физические лица и их объединения, входящие в группы малых северных, сибирских и дальневосточных народностей;
  • Организации, занимающиеся судостроением на территории промышленных особых экономических зон (ОЭЗ). Находящихся на территории пребывания в качестве резидента на срок не более десяти лет;
  • Прочие категории организаций, занимающие территорию ОЭЗ в качестве резидента на срок не более 5 лет;
  • Организации, которые являются участниками свободных экономических зон (СЭЗ), в соответствии с договором об экономической деятельности на этих территориях, сроком не более трех лет с момента регистрации прав на ЗУ;
  • Управляющие компании, являющиеся резидентами инновационного центра «Сколково» (в соответствии с ФЗ «Об ИЦ «Сколково»).

Начисление льгот, в отношение организаций, находящихся на территоряих ОЭЗ и СЭЗ прекращаются в случае раздела или объединения ЗУ. В этом случае, налоговая база пересчитывается с учетом реорганизации и применяется к сформированным, в результате вышеописанных процессов, участкам.

Изменения 2021 по земельному налогу

При расчете налога на землю отчетным периодом признается календарный год (с 01 января по 31 декабря). Если в течение этого периоды Вы приобрели землю и успели ее продать, то расчет налога для Вас осуществляется с учетом коэффициента фактического использования. Данный показатель (Коэфф) определяется как отношение количества месяцев фактического владения имуществом (ФактИсп) к числу календарных месяцев в году:

Коэфф = ФактИсп / 12 мес.

При определении числа месяцев владения участком учитывайте следующее:

  1. Если право собственности на участок оформлено с 1 по 15 число месяца, то такой месяц следует учитывать при расчете. Если земля куплена после 16 числа, то этот месяц в расчет брать не нужно.
  2. В случае, если земля перешла к другому владельцу после 15 числа месяца, то этот месяц необходимо учитывать при расчете коэффициента. И наоборот: если Вы продали участок в период с 1 по 15 число, то в этот месяца Вы считаетесь владельцем земли, а следовательно, данный период следует принимать в расчет.

После вычисления данного показателя его следует учесть при расчете налога за год:

Н = СтКад * СтНал * Коэфф,

  • где СтКад – стоимость земли по данным Госкадастра;
  • СтНал – ставка, применяемая в Вашем регионе;
  • Коэфф – коэффициент фактического владения землей.

Данный порядок расчета применяется как для физических, так и для юридических лиц. При этом юрлица обязаны определять размер налога самостоятельно, в то время как для граждан и ИП расчет проводит орган ФНС.

Пример № 1. ИП Куликов занимается реализацией запчастей для с/х техники. 28.02.17 Куликов приобрел участок земли для постройки здания под склад. Кадастровая стоимость земли – 880.320 руб. В связи со снижением объема продаж запчастей Куликов отказался от постройки здания и продал участок 12.11.17.

В 2021 году Куликов получил уведомление о необходимости уплаты налога за землю. При расчете налога орган ФНС учел период владения землей – с марта по октябрь 2017 (7 месяцев). Так как Куликов купил участок 28.02.17 (после 15 февраля) и продал его 12.11.17 (до 15 ноября), то февраль и ноябрь не были учтены в расчете налога.

  • Коэффициент пользования землей был определен так:

Коэфф = 7 мес. / 12 мес. = 0,58.

  • Сумма налога для Куликова рассчитана так:

880.320 руб. * 1,5% * 0,58 = 7.658,78 руб.

  • Сумма налога 7.658,78 руб. была оплачена Куликовым на основании уведомления.

Если Ваша компания ведет деятельность в сфере жилого строительства, то при расчете налога Вы вправе применять минимальную ставку – 0,3%. Однако сумма налога в данном случае может быть достаточно внушительной даже несмотря на пониженную налоговую ставку. Связано это с тем, что для юрлиц, осуществляющих строительство на собственной земле, предусмотрен повышающий коэффициент, который может увеличить сумму налога вдвое или даже в четыре раза.

Применять повышающий коэффициент следует независимо от того, в каких целях проводится строительство. Увеличивать сумму налога в 2 или в 4 раза придется в случаях строительства:

  • коммерческого имущества (магазины, офисы, бизнес-центры);
  • жилых домов для последующей продажи или передачи в собственность дольщиков.

Показатель коэффициента единый по России, его применение зависит исключительно от того, как долго Вы проводите строительство. В данном случае возможно несколько вариантов расчета налога. Подробно рассмотрим каждый из них.

Вариант 1. Постройка объекта в течение 3-х лет с момента покупки земли.

Если Вы закончили постройку дома, а со дня покупки земли не прошло 3-х лет, то каждый год в течение строительства Вам потребуется умножать сумму налога на землю вдвое:

Н = СтКад * СтНал * 2;

  • где СтКад – стоимость земли по данным Госкадастра;
  • СтНал – ставка, применяемая в Вашем регионе, но не более 0,3%.

Как только дом будет построен, и Вы оформите имущественные права на объект недвижимости, налог можно будет уплачивать в общем порядке, без учета коэффициента. Также государство дает Вам право пересчитать сумму налога за время строительства и вернуть сумму переплаты. То есть после окончания стройки налог, уплаченный с момента регистрации земли до дня оформления объекта недвижимости, нужно пересчитать по стандартной формуле, без коэффициента:

[adinserter block=”10″]

Н = СтКад * СтНал.

Перерасчет и сумму возврата следует указать при подаче налоговой декларации.

Пример №2. 01.01.17 застройщик АО «ЖилТрест-5» оформил право собственности на землю, которая впоследствии была использована под строительство магазина «Гамма». Строительство магазина было закончено 01.11.19, в этот же день «ЖилТрестом-5» получено право собственности на объект недвижимости.

Кадастровая стоимость земли, находящаяся в собственности «ЖилТреста-5», составляет 912.740 руб. За 2 года строительства (2017 – 2021 гг.) «ЖилТрестом-5» уплачена сумма налога:

  • 912.740 руб. * 0,3% * Коэфф. 2 * 2 года = 10.952,88 руб.

В налоговой декларации за 2021 год «ЖилТрест-5» указал сумму к возврату (10.952,88 руб.) в связи с окончанием строительства. При подаче декларации бухгалтер «ЖилТрест-5» предоставил свидетельство собственности на объект недвижимости (здание под магазин «Гамма»).

Вариант №2. Строительство, длительностью более 3-х лет.

Сумма налога для застройщиков, осуществляющих строительство крупных объектов недвижимости (жилые комплексы, бизнес- и торговые центры, т.п.), может быть увеличена не в 2, а в 4 раза. В случае, если срок строительства превышает 3 года со дня оформления право на землю, то сумма налога, начиная с 4-го года владения землей корректируется на коэффициент 4. При этом по окончанию строительства сумма «переплаты» не пересчитывается.

Пример №3. 10.04.17 АО «Строй Концерн» приобрело земельный участок. В мае 2017 «Строй Концерн» начал постройку жилого дома «Лазурный» на условиях долевой собственности. Строительство объекта окончено в 2021 году, 18.08.21 квартиры и совместное имущество дома «Лазурный» переданы в собственность дольщикам.

С момента регистрации земли до окончания строительства дома «Строй Концерн» оплачивал налог на землю, исходя из кадастровой стоимости – 2.520.600 руб. При расчете налога за период с 10.04.17 по 10.04.20 (первые три года строительства) бухгалтер «Строй Концерн» применял коэффициент 2. По истечению 3-х лет и до передачи имущества дольщикам (с 11.04.20 по 18.08.21) сумма налога увеличивалась в 4 раза.

Информация о расчете и сумме налога за каждый год приведена в таблице ниже.

Ставки УСН в 2021 году

Новая ставка НДФЛ 15%

Ставка НДС в 2021 году в России

Новая форма ЗП-образование (статистика)

Ставки НДС в 2019 году — таблица

Какой налог на землю сельхозназначения будут уплачивать физические и юридические лица в 2021 году? Изменится ли порядок начисления и уплаты налоговых платежей? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

ООО «Орион» владеет участком сельхозземель, расположенным на территории Плавского района Тульской области, где для земель сельхозназначения действует ставка 0,3% (решение Собрания депутатов муниципального образования № 39/173 от от 11.11.2011). Кадастровая стоимость на 01.01.2021 составляет 3,55 млн. руб. Расчет суммы налога за 2021 год:

3 550 000 × 0,3 % = 10 650 руб.

Если участок не будет использоваться по назначению и это выявит орган земельного надзора, налог придется исчислять по общей ставке, действующей в указанном регионе – 1,5%, тогда компания будет вынуждена уплатить в бюджет за 2021 год:

3 550 000 х 1,5% = 53250 руб.

За отчётный период, который соответствует 2020 году, не придётся подавать декларации 1 февраля. Ранее это нужно было сделать именно в эту дату, но сегодня известно, что организациям разрешено дальше заниматься расчётом налогов и авансовых платежей.

Уплатить земельный налог придётся до 1 марта 2021 года. Он выплачиваться за предыдущий налоговый период.
1 марта является конечной датой. Налогоплательщики обязаны следить за внесением авансовых платежей, которые не должны быть позже последней даты того месяца, который идёт за периодом отчётности.

Ещё одним важным моментом, обсуждая изменения в налоге на землю, является тот факт, что с 1 января местные власти не могут устанавливать самостоятельные сроки расчёта по земельным налогам. Все это регулируется налоговым кодексом. И необходимо сразу сказать, что те участки земли, которые используются для индивидуального строительства, но эксплуатируются предпринимателями, имеют предельную налоговую ставку – 0,3 %.

Все эти поправки вписаны в Налоговый кодекс и регулируются федеральным законодательством.

Отдельно стоит сказать о том, что нужно знать про сроки уплаты. Налог на землю является местным, что означает тот факт, что сроки и периодичность, а также налоговые ставки рассчитывают власти муниципальных подразделений налоговых служб.

Органы местного муниципалитета имеют право на установку индивидуальных сроков налоговых выплат. Например, один регион устанавливает единый срок внесения платежей – раз в год. Другой регион – предполагает ежеквартальные выплаты виде авансов.

Юридические лица всегда могут рассчитывать на индивидуальный подход в расчетах налогов. Так было всегда, и пока ничего меняться не будет. Сегодня стоит сказать, что если организация владеет огромным участком, но налоговые органы не отправляют уведомление с расчётом налога на землю, значит федеральная служба не имеет об этом данных.

Ситуацию необходимо исправить, то есть юридическое лицо самостоятельно должно обратиться к представителям налоговой службы и рассказать о том, какими участками оно владеет. После этого сможет прийти квитанция. Если этого не сделать, то от штрафов и пени никто защищен не будет.

О том, что организация владеет земельным участком, необходимо прикрепить на специальные документы. Сделать это нужно не позднее 31 декабря того года, который предшествует отчетному. Размер штрафа может составить 20 % от того налога, который был не оплачен ранее.

Ещё стоит сказать о том, что те участки земли, которые юридические лица получают в наследство, облагаются налогообложением, которая предусмотрена для имущество физических лиц. Это послабление, которое внесено в налоговый кодекс, его можно назвать некой льготой по налогам. Государственная пошлина рассчитывается с того момента, когда объект получен в наследство.

Помимо этого сформирована специальная система, по которой будут выявлять те земельные участки, которые не используются для сельского хозяйства. Таким образом правительство собирается штрафовать тех юридических и физических лиц, которые нарушают правила налогового законодательства. Использовать земельные участки не по назначению нельзя и за этим осуществляется специальный надзор.

Процесс исчисления налоговых выплат обычно не вызывает проблем. Дело в том, что все старые правила остаются прежними, и есть всего лишь несколько нюансов, на которые приходится обращать внимание. И именно они помогут разобраться в том, как рассчитать налог на землю для физических лиц и организаций.

Госпошлина не начисляется в том случае если стоимость земельного участка не указано в кадастре. Такое сегодня встречается очень редко, но всё-таки это бывает.

Иногда в процессе расчётов могут возникать некоторые сложности, которые могут касаться коррекции кадастровой стоимости. Во время формирования отчёта кадастровая цена меняться не может, что зафиксировано правилами Налогового кодекса. Если подтверждается такой факт, то стоимость налога должна быть пересчитана.

Иногда бывает так, что владелец земельного участка приостанавливает его использования, и в таком случае налог пересчитывается с учётом специальных коэффициентов, которые зафиксированы в налоговом кодексе.

В соответствии с новыми правилами законодательства ставка земельного налога составляет 0,3 % для участков сельскохозяйственного назначения.

Однако если данная земля не используется для вышеуказанной деятельности, то лимит может быть повышен до полутора процентов. Таким образом, можно сказать, что для земли, которая используются под любой вид бизнеса ставка составляет полтора процента.

И такой же процент должны платить те люди, которые используют землю для индивидуального земельного строительства, но не заканчивают работу в срок. Такое пояснения дает юрист.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *