Налог на имущество 2021 год для юридических лиц движимое имущество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество 2021 год для юридических лиц движимое имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)

  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Как инспекторы будут по-новому администрировать имущественные налоги

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Налог на имущество юридических лиц может претерпеть изменения на протяжении года, но пока известны только некоторые из них. Они уже отражены в официальных документах:

  1. Отмена деклараций (по транспортному и земельному налогам) и замена их сообщениями налоговой инспекции о начисленной сумме (она рассчитывается по количеству и характеру объектов).
  2. Срок оплаты установлен единый – транспортный и земельный налоги для юридических лиц вносятся не позднее 1 марта 2022 года (или 1 марта, которое наступает за любым истекшим налоговым периодом).
  3. Уплата двух форм налогообложения производится на основании сообщения отделения ФНС. Расчет суммы происходит на основании поданного перечня с документами о регистрации. Предоставленные данные могут проверяться и уточняться.

Авансовые платежи, как и ранее, должны быть сделаны не позднее последнего числа первого месяца, который наступил за истекшим периодом.

Налоговая служба Российской Федерации продолжает работать над упрощением ведения документации по налогам:

  1. Возможность получения льгот в заявительном порядке.
  2. Можно представить все документы в один налоговый орган.
  3. Отмена деклараций и введение сообщений о начисленной сумме.
  4. Расширенный формат подачи документов в электронном виде и получение данных о налогоплательщике в рамках взаимодействия между системами.

По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, Совфед предупреждал правительство, что в результате принятия закона об освобождении движимого имущества от налогообложения могут возникнуть выпадающие налоговые доходы в региональных бюджетах. «Совет Федерации возражал против принятия подобного закона об освобождении движимого имущества от налогообложения. Было поручение президента, но оно исполнено было неточно. Мы говорили о том, что новое приобретаемое оборудование для повышения производительности труда, для улучшения условий труда, мы двумя руками за то, чтобы это новое оборудование не облагалось налогами, но не послушали, все освободили. В итоге мы настаивали на том, чтобы был сделан четкий перечень, чтобы Минэкономразвития определило, что такое движимое имущество. Ничего сделано не было, потому что это крайне сложно сделать. Мы предупреждали, что в результате принятия этого закона будут большие выпадающие налоговые доходы в бюджеты субъектов РФ, так и произошло», — подчеркнула Матвиенко.

Она добавила, что Совет Федерации ожидает принятия решения об отмене данной льготы. «Нас заверяло министерство финансов, что все выпадающие доходы субъектов будут компенсированы, так вот расчеты субъектов и расчеты Минфина разнятся в два раза, но даже эти выпадающие доходы так и не были компенсированы. Закон неправильный, плохо работающий, мы ждем, наконец, принятия соответствующего решения», — сказала Матвиенко.

Ранее министр финансов Антон Силуанов, выступая на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), заявил, что Минфин готов рассмотреть предложение бизнеса облагать налогом и движимое, и недвижимое имущество, но снизить ставку наполовину.

Решением правительства налог на движимое имущество был отменен, однако отмена вызвала много споров у бизнес-сообщества о разграничении понятия движимого и недвижимого имущества.

Отмена налога на движимое имущество компаний начала действовать с 1 января 2019 года. Предполагается, что эта мера должна способствовать ускоренному обновлению основных фондов и создавать стимулы для развития промышленности.

Налог на имущество организаций является региональным. Субъекты РФ, устанавливая собственные ставки налога, вправе дифференцировать их в зависимости от категорий налогоплательщиков и вида имущества. В отношении отдельных объектов недвижимости (торговых и административно-деловых центров, офисов, точек общепита и др.) при расчете налога применяется их кадастровая стоимость, если субъект РФ принял соответствующий закон, а конкретный объект включен в специальный региональный перечень.

Обязанность по уплате налога на имущество несут организации, применяющие в учете общеустановленную систему налогообложения. Компании, использующие специальные режимы, освобождены от налогообложения по движимым объектам ОС. При совмещении общего и специального режимов рассчитывается доля имущества, приходящегося на каждый вид деятельности с налогообложением стоимости, относящейся к ОСН.

Данные о показателе, являющимся основным для расчета пропорции, необходимо внести соответствующем положением в учетную политику.

Ставка налога установлена в размере 2,2% среднегодовой стоимости имущества. Региональным властям предоставлена возможность снижать размер ставки в зависимости от категории предприятия, профиля деятельности или для определенных групп объектов. Внесение изменений производится ежегодно, что требует особого внимания к изучению региональных актов. Применить льготу в более позднем периоде можно путем представления уточненных деклараций за период, не превышающий 3 лет.

В 2015 году порядок налогообложения претерпел изменения:

  • Движимые объекты имущества, приобретенные или полученные иным способом после 2013 года, не подвергаются обложению налогом.
  • Движимые основные средства, полученные до 2013 года и поставленные на учет, продолжают включаться в налогооблагаемую базу до полного списания стоимости и снятия с учета.
  • Начиная с отчетности за 2013 год движимые необлагаемые объекты включаются в состав основных средств, указанных в декларации в составе льготируемого.

Особого внимания при определении категории и возможности применения льготы требуют случаи, когда движимое имущество связано с недвижимостью в одном комплексе. Главной задачей для ведения дальнейшего учета служит определение неразрывности частей объекта.

Характеристика условий Налоговые обязательства
Движимое ОС является неотъемлемой частью имущественного комплекса недвижимости, что не позволяет переместить его без нарушения функциональности объекта Подлежит налогообложению
Движимое имущество учтено как отдельный объект ОС комплекса, но изъятие нарушает целостность и функциональность недвижимости Объект подлежит налогообложению
Движимое имущество, несмотря на связь с недвижимостью, можно выделить, переместить, не нарушив целостности объекта Объект, принадлежащий к льготируемому имуществу, не облагается налогом

При определении, принадлежит ли объект к самостоятельным конструкциям либо ОС, входящих в состав единого целого необходимо учитывать возможность переноса и отдельного функционирования частей комплекса. В состав неотъемлемых частей недвижимости входят инженерные сети, лифты, встроенные системы вентиляции и прочие коммуникации.

В процессе эксплуатации имущество может быть модернизировано, реконструировано или дооборудовано. Усовершенствованию подвергаются все типы имущества независимо от принадлежности к категории движимого. Сумма затрат:

  • Увеличивает стоимость ОС при внесении изменений в конструктивные или функциональные характеристики объекта.
  • Включается в текущие расходы предприятия, если вследствие проведенных мероприятий конструктивные изменения в основном средстве не были произведены.

Объект, принятый на учет до 2013 года и подвергшийся модернизации, не исключается из состава облагаемых налогом объектов. ОС, учтенные как движимые объекты позднее указанной даты, при проведении модернизации не теряют право на льготу. Сумма, увеличившая первоначальную стоимость, также включается в налогооблагаемую базу.

В форме исключения подлежит обложению имущество, поступившее в компанию и принятое на учет вне зависимости от года постановки в результате:

  • Проведения структурного преобразования компании – реорганизации в форме присоединения, слияния или выделения. При определении структурного изменения требуется идентифицировать его согласно законодательных актов. Например, изменение названия фирмы не является реорганизацией. Поступление имущества производится по передаточному акту.
  • Получения от лиц, признанных по отношению к принимающей стороне взаимозависимыми. Порядок определения взаимозависимости лиц определен НК РФ.

Исключающее льготу условие касается ОС, принадлежащих к 3-10 амортизационным группам. Объекты, поступившие в организацию на основании сделок купли-продажи, мены, уступки прав, не облагаются налогом. Особенности применения льготы указаны в письме Минфина и МНС РФ от 18.04.2016 № БС-4-11/6740.

Имущество, подлежащее льготированию, должно отвечать всем признакам ОС средства и иметь право на постановку на бухгалтерский учет.

В применении льготы не может быть отказано в случае, когда полученный объект не отвечал признакам основного средства и не был поставлен на учет. Примером служит получение от взаимозависимого лица стада, отнесенного в состав молодняка с отражением по счету 11 «Животные на выращивании и откорме». После перевода животных в состав основного стада и поставленных на учет как ОС, к движимому имуществу применяется льгота.

Организации обязаны самостоятельно вести учет имущества, рассчитывать облагаемую базу и вносить суммы налога в бюджет. Оплата производится по результатам года и квартальными авансовыми платежами в течение отчетного периода. Величина базы определяется как среднегодовая стоимость имущества на начало каждого месяца, определяемая как первоначальная величина за минусом амортизации.

Кабмин проработает отказ от освобождения движимого имущества компаний от налогов

Предприятие ООО «Вероника» имеет на балансе движимое имущество, полученное в результате реорганизации компании. Остаточная стоимость на начало года составляет 280 тысяч рублей, на начало следующих месяцев – 260, 240, 220 тысяч рублей соответственно. Для определения суммы авансового платежа за 1 квартал бухгалтер произвел действия:

  1. Определил среднюю стоимость имущества: Ср = (280 + 260 + 240 +220) /4 = 250 тысяч рублей.
  2. Исчислила размер авансового платежа: Ав = 250 000 х 2,2% = 5 500 рублей.

Годовая сумма налога оплачивается за минусом авансовых отчислений. Предприятия, имеющие имущество с разными ставками налогообложения в силу региональных льгот, должны учитывать его обособленно.

Вопрос №1. Можно ли отнести модульные здания к движимым основным средствам?

Сборные конструкции не отвечают условиям недвижимого имущества. На сооружения, смонтированные после 2013 года, распространяется льгота. Конструкции с более ранней датой постановки на учет подлежат обложению в общем порядке.

Вопрос №2. Подлежит ли обложению движимое имущество (при постановке на учет до 2013 года), входящее в состав имущественного комплекса, если здание не подлежит обложению?

Движимое имущество, являющееся элементом здания, не попадающее под налогообложение, также не включается в сумму базы.

Вопрос №3. Нужно ли подтверждать формами первичного учета правомочность включения объектов в состав льготного имущества?

Подтверждение льготы осуществляется по запросу, в рамках проведения проверки ИФНС. В качестве оправдательных документов предоставляются первичные формы, подтверждающие поступление и год оприходования.

Вопрос №4. Имеет ли значение для налогообложения постановка на учет объекта до 2013 года для лица, приобретшего основное средство, бывшее в эксплуатации?

Для определения порядка налогообложения не имеет значение длительность эксплуатации при покупке бывшего в употреблении имущества. Если передача объекта состоялась после 2013 года, имущество не подлежит обложению наравне с поступившей на предприятие новой собственностью.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

С начало налогового периода в 2019 году, движимое имущество организаций не признается налогообложению.

В список необлагаемого имущества входят объекты (п. 4, ст. 374 НК РФ):

  1. Имеющие официальный статус и отнесенные к культурному наследию народов России (произведения живописи, скульптуры, памятники культуры и истории, и иные, перечисленные в Федеральном законе от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).
  2. Находящиеся в управлении оперативном органов исполнительной власти Федерации, а также судам, поименованным в международном реестре судов.
  3. Все объекты природопользования (природные ресурсы, в том числе водные объекты).
  4. Ядерные хранилища.
  5. Атомные суда и установки, ядерные установки, космические объекты, ледоколы.
  6. Основные средства на балансе организации, относящиеся к 1 и 2 группам амортизации.
  7. Суда и воздушные суда, получившими статус в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года № 291-ФЗ.

Устанавливают ставку налогового сбора на имущество законы субъектов Российской Федерации, но она не может превысить предельную величину 2,2%. Такое ограничение отражено в статье 380 НК РФ.

Ставка может быть ниже ее или равной в разных территориях страны. Точную цифру, применяемую непосредственно к своей территории, можно уточнить в налоговой инспекции или официальном сайте ФНС.

Чтобы правильно определить сумму аванса, нужно определить среднегодовую стоимость имущества.

Налог на имущество = Средняя квартальная стоимость × Ставку налога / 4.

Берется кадастровая оценка недвижимого объекта, которая устанавливается на 1 января отчетного года.

Налог на имущество = Кадастровая стоимость × Ставка налога

Если говорить об авансовой системе, то платеж будет равен годовой сумме, деленной на 4.

Организация, не обязанная платить авансы, вносит полную сумму по итогам года. При уплате авансов, в итоге следует вычесть из годовой суммы ранее уплаченные предварительные взносы.

В основе определения суммы имущественного налога лежит среднегодовая стоимость имущества.

∑Ср. год. = (∑ост. нач. М1 + ∑ост. нач. М2 + … + ∑ост. нач. М12 + ∑ост. кон. М12) / 13

Высчитывается остаточная стоимость на 1 число всех месяцев отчетного периода в отдельности и остаточная стоимость на конец года. Эти показатели суммируются. Впоследствии полученная цифра делится на 13 месяцев.

Пример расчета:

ООО «Инифити» владеет ОС, облагаемыми налогом на имущество, балансовая стоимость которых на 1 января 2020 года составляет 1 250 000 руб. Из-за введения и выведения активов, а также с учетом амортизации стоимость ежемесячно изменялась, что видно на балансе ниже в цифрах:

  • 1 февраля 2021 года – 1 150 000 руб.;
  • 1 марта 2021 года – 1 050 000 руб.;
  • 1 апреля 2021 года – 1 250 000 руб.;
  • 1 мая 2021 года – 910 000 руб.;
  • 1 июня 2021 года – 1 150 000 руб.;
  • 1 июля 2021 года – 1 050 000 руб.;
  • 1 августа 2021 года – 910 000 руб.;
  • 1 сентября 2021 года – 810 000 руб.;
  • 1 октября 2021 года – 710 000 руб.;
  • 1 ноября 2021 года – 910 000 руб.;
  • 1 декабря 2021 года – 1 050 000 руб.;
  • 31 декабря 2021 года – 1 150 000 руб.

Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества ООО «Инифити»

за 2021 год: (3450000 + 3110000 + 2430000 + 3110000) / 13 = 930 000 руб.

Налоговая База = 930 000 × 2,2% / 4 = 5 115 рублей

Одним из важных изменений, которое вступит в силу в 2021 году, является более точное объяснение, какие объекты недвижимости облагаются налогом на имущество юридических лиц. В соответствии с новой редакцией статей Налогового Кодекса, четко определяется, что налог на имущество юридических лиц будет исчисляться на основании его кадастровой стоимости независимо от факта принятия объекта недвижимости к учету в качестве основных средств.

Новая трактовка объекта налогообложения отражает существующую действительность. Действующие в 2021 году положения Налогового Кодекса не позволяют избежать начисления налога на имущество юридических лиц на основании его кадастровой стоимости только по причине того, что недвижимость была принята к учету как товар, а не основное средство.

Именно такое мнение превалировало в налоговых инспекциях, что неоднократно являлось предметом споров и обращений юридических лиц за разъяснениями в вышестоящие инстанции. При этом Министерство Финансов четко разъясняло, что налог на имущество организаций начисляется только на основные средства, товары не подлежат обложению «кадастровым» налогом.

Принятые поправки исключили возможность разночтений, но, к сожалению, не в пользу налогоплательщиков.

Самым важным нововведением принятого закона для налогоплательщиков является кардинальная смена политики начисления налога на имущество юридических лиц на основании его кадастровой стоимости. С 2021 года у юридических лиц отпадает необходимость сверяться с перечнем объектов недвижимого имущества, для которых в качестве базы для исчисления налога используется его кадастровая стоимость.

Не несет позитивные перемены новый закон и для юридических лиц на УСН — с 2021 года им также придется платить налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Это актуально при условии, что такая стоимость была определена ранее.

Тогда отпадает необходимость сверяться с региональным перечнем — юридическому лицу все равно придется заплатить именно «кадастровый» налог.

Исходя из всего вышесказанного, непонятно, зачем будут нужны региональные перечни. Тем не менее, их актуальность не отпадет в 2021 году.

Это связано с тем, что УСН могут выбрать не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели (ИП), а новый закон никак не затрагивает исчисление налога на имущество для них. ИП по-прежнему будут сверяться с региональными перечнями для выбора базы начисления налога на имущество.

На данный момент пользователи спецрежимов (УСН, ЕНВД, патент, ЕСХН) налог на имущество юридических лиц не платят. В общем случае.

Однако есть целый ряд объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости. На такие объекты льгота по налогу на имуществу не распространяется.

Процедура отнесения конкретной недвижимости налогоплательщика к подобным объектам достаточно трудоемкая:

  • Должна быть проведена кадастровая оценка объекта.
  • Недвижимость должна соответствовать определенному типу объекта, указанному в НК РФ (торговые центры, офисы и т. д.).
  • Данный тип объекта должен быть подтвержден региональным законом как объект налогообложения.
  • Регион должен составить перечень конкретных объектов, которые будут облагаться налоговом исходя из кадастровой стоимости. В перечне указываются точные адреса /кадастровые номера объектов недвижимости.

Несмотря на то, что большинство субъектов РФ подготовили достаточно обширные перечни, подавляющая часть недвижимости в них все же не попала. Т. е. подлежала обложению налогом на имущество исходя из остаточной, а не кадастровой стоимости, и не подлежала налогообложению вовсе в случае с пользователями спецрежимов.

С 1 января 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 29.09.2020 № 325-ФЗ, который фактически упраздняет данную льготу для пользователей спецрежимов и меняет порядок расчета налога на имущество для всех остальных.

Налог на имущество по кадастровой стоимости нужно будет начислять по всей недвижимости, если у нее определена такая стоимость. Не будет иметь значения, упомянута ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.

Произойдет это из-за изменения пп. 4 п.1 ст. 378.2. На данный момент в этом пункте в качестве объектов налогообложения указаны жилые дома/помещения, которые не являются основными средствами в целях бухгалтерского учета, то есть, например, купленные/построенные для перепродажи.

После изменения формулировка будет следующая:

«4) иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.».

Напомним, что с начала 2021 года законодательно отменено налогообложение движимого имущества, поэтому все изменения касаются только объектов недвижимости. Обязательным условием для налогообложения этих активов является запись о них в ЕГРН либо наличие документов, подтверждающих невозможность перемещения.

  1. Обновлен список объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. С 2021 года предприятие будет уплачивать НИ при владении такими объектами, за которые налог платят физлица, например, жилые помещения, хозяйственные строения, гаражи и машино-места. Базой для расчета НИ становится кадастровая стоимость этих активов (п. 69, 70 ст. 2 закона № 325-ФЗ).

Переход к расчету налога на имущество юридических лиц в 2021 г. по кадастровой стоимости должен быть законодательно утвержден региональной властью. По имуществу с неопределяемой стоимостью по кадастру, НИ в текущем периоде исчисляют исходя из его среднегодовой стоимости (п. 3 ст. 375 НК РФ). При этом объект должен числиться на балансе компании.

Наряду с этим сокращено количество облагаемых НИ активов, расположенных в специальных административных районах (п. 10 ст. 2 закона № 324-ФЗ) – Калининградской области, Приморском крае — не уплачивают НИ с водных и гражданских воздушных судов, зарегистрированных в соответствующих реестрах.

  1. Упразднен критерий обязательности наличия права собственности для уплаты налога, т.е. компании, распоряжающиеся активами по праву хозяйственного ведения или концессионному соглашению, должны рассчитывать и перечислять НИ по кадастровой стоимости так же, как если бы эти активы были у них в собственности (п. 69 ст. 2 закона № 325-ФЗ).
  2. Ставка налога на имущество в 2021 году снижена. С 01.01.2020 максимальный размер ставки налога на имущество, облагаемое исходя из кадастровой стоимости — 2% (ст. 380 НК РФ). Теперь она применяется во всех регионах (ранее действовали территориальные ограничения), региональные власти не вправе устанавливать размер ставки, превышающий этот уровень.

Отменены ограничения по ставкам объектов, являющихся неотъемлемыми технологическими частями (магистральным трубопроводам, линиям электропередач и т.п.).

Налог на имущество является региональным налогом и вводится в действие местными законами. Регионам дано право:

  • устанавливать порядок уплаты НИ;
  • определять ставки налога, не превышающие утвержденные налоговым законодательством (ст. 380 НК РФ);
  • формировать перечни льготируемого имущества;
  • устанавливать срок уплаты налога на имущество 2021 и срок перечисления авансов по этому налогу.

Отчитаться по НИ за 2021 год компании обязаны не позднее 30 марта 2021г. (ст. 386 НК РФ). Сдавать декларацию, а также уплачивать налог или перечислять авансы по нему необходимо по месту нахождения имущества.

Напомним, что в отношении других имущественных налогов – на транспорт и на землю отменена обязанность компаний по сдаче деклараций, начиная с отчетов за 2021 год. Но с 01.01.2021 предприятия обретут еще одну новую обязанность – им придется сообщать в ИФНС об имеющихся транспортных средствах или земельных участках, если налоговики не пришлют уведомлений по начислению налога.

К сообщению необходимо прилагать регистрационные документы по этому имуществу (п. 3 ст.

1 закона № 325-ФЗ).

Имущественные налоги организаций: в НК РФ внесены важные поправки на 2021 год

Обязанность по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (по итогам отчетных периодов — I квартал, I полугодие, 9 месяцев) будет отменена начиная с налогового периода 2021 года. Изменение предусмотрено Федеральным законом от 15.04.2020 № 63-ФЗ — п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу.

Таким образом, с 1 января 2021 года налогоплательщики будут отчитываться по налогу на имущество только по итогам налогового периода.

С налогового периода 2021 года станет возможно представлять единую налоговую отчетность по налогу на имущество организаций, что будет закреплено в п. 1.1 ст. 386 НК РФ.

Новшество предполагает следующие возможности для налогоплательщика: если он состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, то он вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему усмотрению. Но об этом желании он должен поставить в известность налоговый орган по субъекту РФ.

Стоит отметить, что представление единой налоговой отчетности нельзя применять в случае, если законом субъекта введены нормативы отчисления от налога на имущество организаций в местные бюджеты.

Представление единой декларации является не обязанностью, а правом налогоплательщика. Поэтому он может представлять декларацию по налогу на имущество в каждый налоговый орган, в котором состоит на учете по месту нахождения объектов недвижимости.

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Ранее взносы в пользу государству делались на любой тип имущества. В 2018 году для бизнеса предусматривалась льгота на уплату налогов за движимую собственность. Предусмотренные для автомобилей и иных вещей указанной категории платежи могли уменьшаться после принятия соответствующего регионального нормативного акта. Москва подобный Закон ввела: он известен под номером 64 и принят 5 ноября 2003 года. О поощрениях сообщала статья 4. А, например, в Тверской области ставка сохранялась на прежнем уровне.

Но больше подобные вопросы волновать владельцев предприятий не должны, независимо от используемого режима налогообложения (УСН, ОСНО и других) или организационно-правовой формы (АО, ООО).

По факту введение ФЗ №302-ФЗ означает снятие движимого имущества со статуса объекта, в отношении которого допускается обложение налогом. Уменьшение нагрузки означает не только то, что можно не платить взносы. В подаваемой декларации указанная собственность также не учитывается. ФНС уже разработала новую форму документа и выпустила 4 октября соответствующий Приказ № ММВ-7-21/575@.

Подобные меры приняты неспроста. Аппарат государственной власти надеется, что подобные меры приведут к увеличению количества закупаемой предприятиями техники.

Планируется опять ввести налог на движимое имущество – замминистра финансов

Налог на имущество платят организации по ставкам, выбранным региональными властями. Значит ли это, что кто-то платит много, а кто-то – ничего? На самом деле, ставки прописаны в Налоговом кодексе и не могут превышать указанный максимум.

Таблица 1. Ставки налога (максимум, НК РФ, по состоянию на 2021 год)

На что платят? Показатель, %
На любое имущество, исключая нижеперечисленные виды 2,2%
Недвижимость в Москве 1,4%
Недвижимость в других городах РФ 2%
Ж\Д и сооружения общего пользования, попадающие под список постановления Правительства РФ № 504. 1%
Магистральные трубопроводы, ЛЭП, части их инфраструктуры 1,6%
Магистрали газодобычи, производства и хранения гелия; — (не платится налог)
Объекты общего пользования, входящие в перечень распоряжения №2188-р Правительства РФ — (не платится налог)

Для различных категорий имущества ставки могут отличаться и в различных субъектах РФ.

Нет, конечно. Даже не на все виды имущества накладывается такая повинность. Если открыть Налоговый Кодекс на статье 381, можно вычитать случаи освобождения от ее уплаты. Рассмотрим, какие категории субъектов имеют право не платить налог на имущество.

Налог по ставке 0% платят (читай – не платят налог вообще):

  • Адвокатские коллегии, бюро и юрисконсульты;
  • ГосНИИ;
  • Те, кто задействован в проекте «Сколково».

Помимо установленных законом случаев, региональные власти могут назначать «налоговые каникулы» по собственному усмотрению.

Однако с 2018 года это правило упразднили, так что если администрация региона успела принять закон об освобождении от уплаты налога на имущество ДО 2018 года, он продолжает действовать.

Уже в 2019 году планируется поднятие минимальной ставки до 2,2%, хотя официального распоряжения правительства еще не поступило.
Министерство экономического развития РФ выдвинуло предложение отменить налог на движимое имущество вовсе. С такой позицией явно не согласились другие ведомства, так что покамест все организации продолжают платить за имущество на балансе.
Правки в Закон №286-ФЗ от 30.09.2017 все же были внесены. К примеру, льготы на общем уровне были отменены в пользу льгот, устанавливаемых регионами. То есть, перечисленные выше условия каникул действительны лишь в том случае, если принят подходящий закон на местном уровне. Пока что большая часть регионов таких законов о льготировании не приняла, а значит, организациям приходится платить налог на общем уровне.

В качестве эксперимента с 2018 года в Ульяновской области принято решение рассчитывать ставку, исходя не из инвентаризационной, но из кадастровой стоимости. Этот показатель более приближен к рыночной стоимости основных средств. Уточнить его можно, перейдя на сайт Росреестра (подробнее об этом мы писали в статье) . При переходе на такую систему расчета предлагают применять понижающие коэффициенты.

Таблица 2. Коэффициенты понижения ставки налога на имущество по годам

Год по счету, с начала действия Закона Размер коэффициента
Первый 0,2
Второй 0,4
Третий 0,6
Четвертый и последующие 0,8

Налог на имущество юридических лиц в 2021 году

Что касается размера ставки налога на недвижимость (или на другое имущество) в 2021 году, она останется прежней – минимум 0,1-0,3%, по усмотрению региональных властей.

Если недвижимое имущество имеет кадастровую стоимость до 300 тысяч рублей, владелец платит 0,1%, если до 500 тысяч рублей – 0,3%, все, что дороже 500 тысяч рублей облагается налогом 2%. Вычеты тоже сохранятся, а для пенсионеров оставят 100% льготу по одному любому объекту.

Расчет налога с 2018 производится по кадастровой стоимости на дату внесения объекта в единый государственный реестр недвижимости. Организациям стоит помнить, что с этого года вводится новый образец налоговой декларации для заполнения по налогу на имущество. Образец утвержден приказом ФНС РФ №ММВ-7/21/271 от 31 марта 2017 года. Некоторые данные, например, коды ОКВЭД, из нее убрали, тем самым постаравшись упростить задачу бухгалтерам. Новая форма включает графу для заполнения под номером №2.1 «Об объектах недвижимости, облагаемых налогом по средней годовой стоимости». Сюда нужно вписать:

  1. Кадастровый номер объектов с указанием кода 010;
  2. При отсутствии кадастрового номера – с кодом 020 и условным номером из ЕГРН;
  3. Код ОКОФ;
  4. Стоимость имущества на балансе.

Во все времена сборщиков налогов (мытарей) в широких народных массах недолюбливали. Тем не менее, органы, исполняющие фискальные функции – неизбежный атрибут любого государства. Налог на имущество, согласно общепринятой классификации, относится к следующим категориям:

  • По характеру изъятия – прямой (в противовес косвенным, таким как НДС);
  • По уровню управления – местный (средства адресуются бюджетам муниципальных и региональных административных образований РФ);
  • По субъекту – может взиматься и с физических, и с юридических лиц;
  • По объекту также разнообразен – фискальное обязательство начисляется на движимое имущество и объекты недвижимости;
  • Целевое назначение – общее (бывают также специальные сборы, но это не тот случай).

Теперь о том, кем рассчитывается налог на имущество. Организации должны считать его сами. Эта работа поручается, как правило, бухгалтерии – как подразделению, владеющему наиболее полной и обоснованной документально информацией. О том, как начисляется размер налога, уже рассказано выше. Остаётся лишь напомнить, что достоверность сведений о стоимости имущества контролируется, и технически проверка не составляет проблемы.

Заботу о правильности начисления налога на недвижимость граждан берёт на себя государство в лице ФНС РФ.

Регистрирующие органы отправляют Федеральной Налоговой Службе сведения о собственности физических лиц в течение десяти дней после приобретения объекта недвижимости (пункт 4 статьи 85 НК). Местное отделение ФНС, за месяц до 1 декабря (крайней даты зачисления средств) каждого года (то есть до 1 ноября), направляет уведомление, из которого можно узнать сумму и код бюджетной классификации.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *