Закон о медиации рк 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о медиации рк 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Статья 9. Требования, предъявляемые к медиаторам
1. Медиатором может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора.
2. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной основе (профессиональный медиатор), так и на непрофессиональной основе.
3. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут:
1) лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов;
Примечание ИЗПИ!
В подпункт 2) предусмотрены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
2) судьи при проведении примирительных процедур в суде в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.
4. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут:
1) лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и состоящие в реестре профессиональных медиаторов;
2) судьи в отставке.
5. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
6. Лица, осуществляющие деятельность медиатора, вправе также осуществлять любую иную деятельность, не запрещенную законодательством Республики Казахстан.
7. Медиатором не может быть лицо:
1) уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему;
2) признанное судом в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) в отношении которого осуществляется уголовное преследование;
4) имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость.
8. Соглашением сторон медиации могут быть установлены дополнительные требования к медиатору.
Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Законом РК от 31.10.2015 № 378-V (вводится в действие с 01.01.2016).
Статья 10. Права и обязанности медиатора
1. Медиатор вправе:
1) в ходе медиации проводить встречи как со всеми сторонами одновременно, так и с каждой из сторон в отдельности и предоставлять им устные и письменные рекомендации по разрешению спора (конфликта);
2) информировать общественность об осуществлении своей деятельности с соблюдением принципа конфиденциальности.
2. Медиатор обязан:
1) при проведении медиации действовать только с согласия сторон медиации;
2) до начала медиации разъяснить сторонам медиации ее цели, а также их права и обязанности.
3. Профессиональный медиатор обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики медиаторов, утверждаемый ассоциацией (союзом) медиаторов, а также представлять ежемесячный отчет о проделанной работе по требованиям, установленным организацией медиаторов.
4. Медиатор имеет также другие права и несет другие обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 31.10.2015 № 378-V (вводится в действие с 01.01.2016).
Статья 11. Права и обязанности сторон медиации
1. Стороны медиации вправе:
1) добровольно выбирать медиатора (медиаторов);
2) отказаться от медиатора;
3) в любой момент медиации отказаться от участия в ней;
4) участвовать в проведении медиации лично или через представителей, полномочия которых основаны на доверенности, оформленной в установленном законом порядке;
5) при неисполнении или ненадлежащем исполнении соглашения об урегулировании спора (конфликта) обратиться в суд или орган, ведущий уголовный процесс, в производстве которого находится дело, в связи с которым осуществлялась медиация, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Стороны медиации обязаны исполнять соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке и в сроки, предусмотренные этим соглашением.
Закон Республики Казахстан «О медиации»
Статья 28. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования.
Президент |
|
Республики Казахстан |
Н. Назарбаев |
Примером такого шага может служить вводимый Законом «О медиации» (далее – Закон) от 28 января 2011 года одноименный институт. Введением института медиации государство предоставило участникам гражданского оборота дополнительный инструмент для разрешения спора, который может остаться невостребованным ввиду того, что не все правильно понимают суть этой процедуры.
Базисом в понимании альтернативных процедур разрешения спора является то, что до обращения в компетентные органы спор представляет собой локальный конфликт или недопонимание. В данном ракурсе необходимо отметить, что слова «до обращения в компетентные органы» в вышеприведенном тезисе нужно рассматривать как противопоставление традиционному порядку разрешения споров, когда после обращения в компетентные органы применительно к гражданскому процессу по гражданскому делу появляется условно-невиновный (истец) и условно-виновный (ответчик).
При возникновении спорной ситуации существуют лишь мнения вовлеченных лиц относительно вопроса: «Было ли в действительности нарушено право конкретного лица в конкретной ситуации?». В большинстве случаев все вовлеченные стороны до обращения в компетентные органы доподлинно знают ответ на указанный вопрос и вся процедура, предусмотренная законодательством, сводится лишь к определению суммы и порядка возмещения ущерба и, возможно, затягиванию разрешения возникшей ситуации.
Медиация, согласно Закону, — это процедура урегулирования спора между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон. При первом прочтении не улавливается, но мы догадываемся, что стороны – это лица, непосредственно вовлеченные в спор, которые обращаются к медиатору с просьбой помочь в разрешении конфликта. В настоящей статье рассмотрим лишь основные моменты без детального анализа всех норм Закона. Отметим лишь, что при написании разработчики в этот раз учли опыт зарубежных стран, мнения различных ученых и экспертов, то есть в целом он соответствует общемировым тенденциям. Закон краток, он призван лишь узаконить подобную процедуру разрешения споров, вместе с тем, практика применения может внести свои коррективы.
Считаем, что интересным моментом в указанном Законе на данный момент являются положения, указанные в пунктах 5 и 6 статьи 27 Закона «О медиации» от 28 января 2011 года. В них закреплено, что при достижении соглашения об урегулировании спора в ходе гражданского процесса государственная пошлина подлежит возврату плательщику. Иными словами, процедуру медиации приравняли к процедуре разбирательства в третейском суде, что вызывает справедливое недоумение, поскольку по сути такое соглашение об урегулировании спора будет являться «мировым соглашением», но такая норма безусловно подтолкнет практиков к использованию процедуры медиации.
В пункте 6 статьи 27 Закона определяется возможность заключения соглашения об урегулировании конфликта между потерпевшим и лицом, совершившим преступление. Такое нередко случается и сейчас, но получение отступного потерпевшим зачастую никак не оформляется и лишь так называемое «встречное заявление» от имени потерпевшего может служить основанием для прекращения уголовного дела.
Что такое медиация?
Медиация – это процедура разрешения споров, при которой стороны обращаются к третьему независимому лицу за помощью в достижении взаимовыгодного результата. При этом стороны опираются на автономию воли сторон. То есть никто не может заставить кого-либо вступить в процесс медиации, участвовать в этом процессе, заключать какие-либо соглашения и потом следовать этим соглашениям. Таким образом, все в медиации предельно добровольно. Если у кого-то возникает спор, и переписка по этому поводу затягивается (претензия, ответ на претензию, просьбы о предоставлении отсрочки и прочее), то одним из вариантов разрешения возникшей проблемы можно выбрать медиацию. Может показаться, что медиация как процедура разрешения споров неприменима в существующих реалиях, так как с одной стороны существуют «дружественные переговоры», в процессе проведения которых можно разрешить спор, а если оппонент не идет на контакт – то можно обратиться в суд или арбитраж. Но стоит отметить, что не всегда стороны правильно понимают друг друга. Часто стороны готовы пойти на компромисс, но какие-либо моральные установки – личностные, национальные и другие, мешают воспринять аргументы противоположной стороны. В таком случае вполне возможно обратиться к специалисту по разрешению споров, основной задачей которого бы являлось преодоление таких установок и ориентирование спорящих на поиск взаимовыгодного разрешения возникшей проблемы.
- Закон Республики Казахстан о Высшем Судебном Совете
- Конституция Республики Казахстан
- Медиация
- Закон Республики Казахстан «О медиации»
- Об особенностях применения медиации
- Памятка о пилотном проекте «Судебная медиация»
- Положение о реализации пилотного проекта по внедрению досудебного урегулирования споров в порядке медиации от 26.01.2017г.
- Реестр медиаторов
- Отчет о проводимой работе
- О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан
- Законодательство РК
- Закон РК о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования гражданского, банковск
- Памятка для кандидатов в судьи
Статья 1. Сфера применения медиации
1. Сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, об уголовных проступках, если иное не установлено законами Республики Казахстан, и отношения, возникающие при исполнении исполнительного производства.
2. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными.
3. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган.
4. Процедура медиации не применяется по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.
Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); законами РК от 15.01.2014 № 164-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2014 № 227-V (вводится в действие с 01.01.2015).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) соглашение об урегулировании спора (конфликта) — письменное соглашение сторон, достигнутое ими в результате медиации;
2) медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона;
3) ассоциация (союз) медиаторов — организация, создаваемая в целях координации деятельности организаций медиаторов, а также для защиты их прав и законных интересов;
4) организации медиаторов — некоммерческие организации, создаваемые для объединения медиаторов на добровольной основе для достижения ими общих целей по развитию медиации, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;
5) медиация — процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон;
6) стороны медиации — субъекты отношений, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, участвующие в процедуре медиации;
7) договор о медиации — письменное соглашение сторон, заключаемое с медиатором в целях разрешения спора (конфликта) до начала медиации;
8) участники медиации — медиатор и стороны медиации.
Статья 3. Цели медиации
Целями медиации являются:
1) достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;
2) снижение уровня конфликтности сторон.
Статья 4. Принципы проведения медиации
Медиация проводится на основе принципов:
1) добровольности;
2) равноправия сторон медиации;
3) независимости и беспристрастности медиатора;
4) недопустимости вмешательства в процедуру медиации;
5) конфиденциальности.
Статья 5. Добровольность
1. Условием участия в процедуре медиации является взаимное добровольное волеизъявление сторон, выраженное в договоре о медиации.
2. Стороны медиации вправе отказаться от медиации на любой ее стадии.
3. В ходе медиации стороны вправе по своему усмотрению распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, увеличить или уменьшить размер требований или отказаться от спора (конфликта).
4. Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов взаимоприемлемого соглашения как предусмотренного законом, так и не предусмотренного законом, не нарушающего права и охраняемые законом интересы сторон и третьих лиц.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законом РК от 31.10.2015 № 378-V (вводится в действие с 01.01.2016).
Статья 6. Равноправие сторон медиации
Стороны медиации пользуются равными правами при выборе медиатора, процедуры медиации, своей позиции в ней, способах и средствах ее отстаивания, при получении информации, в оценке приемлемости условий соглашения об урегулировании конфликта и несут равные обязанности.
Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-IV
- Қазақша
- Русский
- Государственный Флаг РК
- Государственный Герб РК
- Государственный Гимн РК
Статья 1. Сфера применения медиации
1. Сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам об уголовных проступках, преступлениях небольшой и средней тяжести, а также тяжких преступлениях в случаях, предусмотренных частью второй статьи 68 Уголовного кодекса Республики Казахстан, если иное не установлено законами Республики Казахстан, и отношения, возникающие при исполнении исполнительного производства.
2. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными.
Примечание ИЗПИ!
Пункт 3 предусмотрен в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
3. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган.
4. Процедура медиации не применяется по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.
Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); законами РК от 15.01.2014 № 164-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2014 № 227-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 27.12.2019 № 292-VІ (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) соглашение об урегулировании спора (конфликта) — письменное соглашение сторон, достигнутое ими в результате медиации;
2) медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона;
3) ассоциация (союз) медиаторов — организация, создаваемая в целях координации деятельности организаций медиаторов, а также для защиты их прав и законных интересов;
4) организации медиаторов — некоммерческие организации, создаваемые для объединения медиаторов на добровольной основе для достижения ими общих целей по развитию медиации, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;
5) медиация — процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон;
6) стороны медиации — субъекты отношений, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, участвующие в процедуре медиации;
7) договор о медиации — письменное соглашение сторон, заключаемое с медиатором в целях разрешения спора (конфликта) до начала медиации;
8) участники медиации — медиатор и стороны медиации.
Статья 3. Цели медиации
Целями медиации являются:
1) достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;
2) снижение уровня конфликтности сторон.
Статья 4. Принципы проведения медиации
Медиация проводится на основе принципов:
1) добровольности;
2) равноправия сторон медиации;
3) независимости и беспристрастности медиатора;
4) недопустимости вмешательства в процедуру медиации;
5) конфиденциальности.
Статья 5. Добровольность
1. Условием участия в процедуре медиации является взаимное добровольное волеизъявление сторон, выраженное в договоре о медиации.
2. Стороны медиации вправе отказаться от медиации на любой ее стадии.
- 16:56 05-02-2021Токаев обратился к казахстанцам по поводу государственного языка
- 16:43 05-02-2021″Кровь была даже на потолке». Родные жестоко убитого парня не согласны с официальной версией трагедии
- 16:35 05-02-2021Я потеряла всякую надежду. Иностранец три года шантажирует девушку из Атырау
- 16:31 05-02-2021Токаев про 30-летие Независимости: Не повод тратить средства на торжества
- 16:26 05-02-2021Комиссия по промышленной политике появится в Казахстане
- 16:22 05-02-2021Покровителя притона с больными коронавирусом осудили на 12 лет
- 14:26 05-02-2021″Мужчину заставили сесть на бутылку» – скандальное видео прокомментировали в полиции
- 14:20 05-02-2021Чиновник собирал дань с поставщиков мяса
- 14:14 05-02-2021В Павлодарской области продлили жесткий карантин
- 14:07 05-02-2021″Приказ сверху». Алматинцев предупреждают о пустых прилавках в аптеках
Правовой статус медиатора
В законопроекте указано, что осуществлять деятельность медиаторов могут:
-
лица, достигшие тридцатилетнего возраста, имеющие высшее образование по направлениям и специальностям в области юриспруденции, психологии, педагогики, прошедшие подготовку, соответствующую требованиям стандартов и программы подготовки медиаторов, утвержденной уполномоченным органом, прошедшие стажировку, имеющие стаж работы по специальности не менее пяти лет, внесенные в единый федеральный реестр медиаторов;
-
судьи, пребывающие в отставке;
-
медиаторы, осуществляющие деятельность в образовательных организациях (п. 2 ст. 10 законопроекта).
Сейчас медиатором на профессиональной основе может быть лицо от 25 лет, имеющее высшее образование и получившее дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации (п. 1 ст. 16 Закона № 193-ФЗ). А если медиатор работает на непрофессиональной основе, то ему должно быть не менее 18 лет.
Таким образом, в законопроекте предлагается ввести для медиаторов ограничение по возрасту (медиатором не сможет стать лицо младше 30 лет), по образованию (например, медиатор с медицинским образованием, который работает с медицинскими спорами, уже не сможет работать).
Кроме того, медиаторами не смогут быть адвокаты и нотариусы. Федеральная палата адвокатов РФ в своем письме с возражениями на законопроект указала, что одним из возможных вариантов образования медиатора является высшее юридическое образование, но при этом в законопроекте не разрешается стать медиаторами адвокатам и нотариусам.
Вместо этой поправки Федеральная палата адвокатов РФ предложила предусмотреть гарантии работы адвокатов в качестве медиаторов. В частности, можно дополнить законопроект положением о том, что медиатор с действующим статусом адвоката:
-
перед началом проведения процедуры медиации предоставляет письменные гарантии по исключению конфликта интересов;
-
включает в соглашение о проведении процедуры медиации свои обязательства о том, что он не вправе проводить медиацию, если ранее выступал в качестве представителя или консультанта любой из сторон;
-
не вправе представлять интересы любой из сторон после окончания процедуры медиации по вопросам, прямо или косвенно затрагивающим предмет медиативного соглашения.
В случае нарушения данных адвокатом обязательств медиативное соглашение может быть признано недействительным, а сторонам следует обратиться за взысканием понесенных расходов и убытков. Также предлагается распространить действие норм Кодекса профессиональной этики адвоката на деятельность адвоката в ходе его работы в качестве медиатора.
Принимать экзамены у медиаторов будет квалификационная комиссия, состоящая из судей, следователей, полицейских и представителей территориального органа юстиции. То есть в законопроекте нет упоминания о том, что принимать экзамены будут лица, имеющие профессиональное образование медиатора (п. 1 ст. 5 законопроекта).
В частности, государственная квалификационная комиссия будет формироваться на два года в количестве семи членов комиссии:
-
от территориального органа юстиции — три представителя,
-
от правоохранительных органов — один представитель,
-
от федерального органа государственной власти, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства, — один представитель,
-
от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — один судья,
-
от арбитражного суда субъекта РФ — один судья (п. 2 ст. 5 законопроекта).
В законопроекте исключено упоминание о саморегулируемых организациях медиаторов. Сейчас же в Законе № 193-ФЗ указано, что медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать саморегулируемые организации медиаторов (п. 1 ст. 18 Закона № 193-ФЗ). Они ведут реестр членов саморегулируемой организации медиаторов, разрабатывают и утверждают стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов и т.д. (п. 2 ст. 18 Закона № 193-ФЗ).
Согласно законопроекту всю координацию медиации будет осуществлять уполномоченный орган (ст. 3 законопроекта). Скорее всего, таким органом будет Минюст России. Он будет устанавливать требования к медиаторам и организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, разрабатывать единые стандарты проведения медиации, разрабатывать и утверждать программы обучения медиаторов и т.д.
Предлагается ввести новый инструмент для медиаторов — медиативный запрос (ст. 19.1 законопроекта). Медиатор будет вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальные обращения о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для проведения медиации. Ответ должен быть отправлен в письменной форме в течение 30 дней с момента получения запроса.
В предоставлении ответа на медиативный запрос может быть отказано, если:
-
субъект, получивший запрос, не располагает такими сведениями;
-
нарушены требования к форме, порядку оформления и направления медиативного запроса;
-
запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.
В законопроекте предусмотрены особенности медиации по гражданским, семейным, трудовым, административным спорам, спорам, связанным с защитой прав потребителей, а также особенности медиации, проводимой в рамках уголовного судопроизводства.
Например, может появиться положение о том, что в случае расторжения брака при наличии несовершеннолетних детей стороны обязаны пройти процедуру медиации до обращения в суд (ст. 24 законопроекта).
Могут рассматриваться в качестве медиации следующие трудовые споры:
-
индивидуальные трудовые споры, касающиеся выплаты возмещения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей одной из сторон индивидуального трудового спора;
-
индивидуальные трудовые споры, касающиеся заключения, исполнения, изменения, приостановления, прекращения или недействительности индивидуального трудового спора.
При этом процедура медиации не будет применяться к коллективным трудовым спорам (ст. 26 законопроекта).
По административным спорам процедура медиации может быть инициирована органом государственной власти (п. 2 ст. 27 законопроекта).
В ходе уголовного судопроизводства суд или орган уголовного преследования вправе привлечь медиатора для проведения процедуры медиации. Это возможно по их собственной инициативе либо по ходатайству стороны. При этом заключение сторонами соглашения о проведении медиации не будет приостанавливать производство по уголовному делу. А факт участия в медиации не будет служить доказательством вины участника уголовного судопроизводства.
При прекращении медиации, проводимой в рамках уголовного судопроизводства, стороны обязаны незамедлительно направить органу, ведущему уголовный процесс, в производстве которого находится уголовное дело:
-
в случае подписания медиативного соглашения (об урегулировании конфликта) — экземпляр этого соглашения;
-
в иных случаях — письменное уведомление медиатора о прекращении медиации с указанием оснований.
В уголовном судопроизводстве для стороны, являющейся правонарушителем, участие в процедуре медиации возможно только один раз в жизни (ст. 28 законопроекта).
Принять к сведению
Еще несколько предложений Федеральной палаты адвокатов РФ для развития медиации:
-
ввести правило о возврате государственной пошлины истцу в случае, если стороны обращаются к медиации и достигают соглашения;
-
повысить размер государственной пошлины по крупным коммерческим спорам;
-
ввести обязательную медиацию по некоторым категориям судебных споров, рассматриваемых арбитражными судами. Такими категориями дел могут быть споры о размере штрафных санкций; об изменении и расторжении договоров; дела, в которых заявляются встречные иски; споры о качестве выполненных работ.
Россияне смогут решать сложные споры, не доводя их до судебного разбирательства «Российская газета» публикует закон о медиации
Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.
5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) стороны — желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;
2) процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;
3) медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;
4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;
5) соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
6) соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;
7) медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
Статья 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом
1. В случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.
Медиация — это процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемого по добровольному согласию сторон.
Зачем нужна медиация, преимущества
При возникновении спора/конфликта стороны испытывают материальные, эмоциональные потери. Далее принимается решение о разрешения возникшего спора в судебном порядке, в результате чего сторона/стороны вынуждены:
- Затрачивать деньги — на обращение за консультацией юриста/адвоката, подготовку претензии, составление искового заявления, ходатайств о применении обеспечительных мер, оплата государственной пошлины, наем представителя/адвоката для защиты интересов в суде, подготовка апелляционной жалобы, оплата работы частного судебного исполнителя по выставлению арестов на имущество, принудительное исполнение судебного акта.
- Затрачивать время – на ожидание ответа на претензию, рассмотрение дела по существу судом, получение судебного акта, рассмотрение апелляционной инстанцией апелляционной/частной жалобы, вступление судебного акта в законную, принудительное исполнение судебного акта.
При обращении сторон к медиатору имеются следующие преимущества:
- конфликт можно разрешить без суда на равноправной и добровольной основе самими сторонами с экономией времени и денег;
- процедура медиации носит строго конфиденциальный порядок;
- стороны сами принимают решение с учетом своих интересов.
Медиатором может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора.
Роль медиатора в процедуре медиации
Помочь сторонам самим найти решение в ходе обсуждения их конфликта. Медиатор проводит медиацию в интересах обеих сторон и обеспечивает сторонам равное участие в процедуре медиации.
- Споры (конфликты) по гражданским, трудовым, семейным и иным правоотношениям с участием физических и (или) юридических лиц;
- Споры (конфликты) рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, об уголовных проступках;
- Отношения, возникающие в исполнительном производстве.
Медиатор – это независимое физическое лицо, которое выбирают и привлекают стороны для проведения медиации.
Права сторон медиации
- Добровольно выбирать медиатора (медиаторов);
- Отказаться от медиатора;
- В любой момент медиации отказаться от участия в ней;
- Участвовать в проведении медиации лично или через представителя;
- При неисполнении или ненадлежащем исполнении соглашения об урегулировании спора (конфликта) обратиться в суд или орган, ведущий уголовный процесс, в производстве которого находится дело, в связи с которым осуществлялась медиация.
Соглашение об урегулировании спора (конфликта), достигнутое сторонами медиации при проведении медиации, заключается в письменной форме и подписывается сторонами. В соглашении содержатся:
- Согласованные сторонами условия соглашения;
- Способы и сроки их исполнения и последствия их неисполнения или ненадлежащего исполнения;
- Соглашение об урегулировании спора (конфликта) подлежит исполнению сторонами медиации добровольно в порядке и сроки, предусмотренные этим соглашением.
Номер документа: | 401-IV |
Дата принятия: | 28/01/2011 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 06/08/2011 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Текущая редакция принята: 27/12/2019 документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования… № 292-VI ЗРК от 27/12/2019
Вступила в силу с: 10/01/2020
Редакция от 31/10/2015, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования… № 378-V ЗРК от 31/10/2015
Вступила в силу с: 01/01/2016
Редакция от 03/07/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования… № 227-V ЗРК от 03/07/2014
Вступила в силу с: 01/01/2015
Редакция от 15/01/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования… № 164-V ЗРК от 15/01/2014
Вступила в силу с: 29/01/2014
Редакция от 03/07/2013, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан и в некоторые законодательные акты… № 121-V ЗРК от 03/07/2013
Вступила в силу с: 15/07/2013
Редакция от 17/02/2012, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования… № 565-IV ЗРК от 17/02/2012
Вступила в силу с: 01/07/2012
Первоначальная редакция от 28/01/2011
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования…»
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан и в некоторые законодательные акты…»
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования…»
Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»
Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 4 марта 2014 года №НК-23/1727-И
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования…»
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования…»
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»
Закон Республики Казахстан «Патентный закон Республики Казахстан»
Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
Закон Республики Казахстан «Об охране селекционных достижений»
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования…»
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного…»
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав…»
- Кто поможет инвестору в споре с государством
- Как и где обучают медиаторов
- С 1 января 2019 года начнут вести Реестр профессиональных медиаторов
- Проекты законов о медиации и госзакупках приняты в первом чтении
- Медиация: о чем говорит зарубежный опыт
- Медиаторы будут примирять людей, организации, госорганы
В процедуре медиации задействовано несколько категорий граждан:
- Стороны спора. Участниками медиации могут быть граждане, имеющие конфликт по гражданскому, трудовому или семейному праву. Субъектами выступают как физические, так и юридические лица.
- Медиатором может быть только физическое лицо, обладающее соответствующим уровнем профессиональной подготовки.
- Организация, представляющая услуги по альтернативному урегулированию конфликтов. Участие компании обязательно, если был нарушен принцип беспристрастности посредника и требуется привлечение другого специалиста.
Полезно! Существуют профессиональные и непрофессиональные медиаторы. К первым предъявляется больше требований, зато они могут представлять саморегулируемые компании, находящиеся в государственном реестре.
Юридическое регулирование процедуры основано на заключении трех соглашений:
- о применении, где фиксируется добровольность участия сторонами;
- об условиях, отражающее процедуру проведения медиации;
- медиативное соглашение.
Под последним понимаются достигнутые между сторонами договоренности. Соглашение заключается в письменной форме и содержит полные сведения о том, как проходила процедура, кто в ней участвовал.
Прекращение медиации осуществляет по нескольким основаниям:
- Заключение медиативного соглашения — достижение компромисса.
- Заключение соглашения о прекращении процедуры.
- Заявление одной из сторон об отказе от переговоров.
- Заявление медиатора о нецелесообразности проведения дальнейших действий.
Отметим, что есть и ограничения по срокам. По общему правилу переговоры должны длиться не более шестидесяти дней. По истечению этого срока необходим выбор одного из вышеуказанных оснований.
В 2021 году процедура медиации несовершенна. Связано это как с несовершенством законодательства, там и с несущественным применением практики. По закону многие виды споров могут рассматриваться в досудебном порядке с применением медиации, но граждане чаще обращаются в суд.
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года//Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., № 23 -24 (приложение).
- Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года N 167 //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 15 -16, ст. 211.
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206-I //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 23, ст. 335.
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411-I //(Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, ст.
- Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года №155-II //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24.
- Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-IV «О медиации» //Казахстанская правда, 2011, № 042-043 (05.02.2011).
- Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 402-VI
- Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 «О концепции правовой политики Республики Казахстан».
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года № 646 «О концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009 — 2011 годы» //Казахстанская правда, 2008, № 188 (28.08.2008).
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193 — ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
- Европейский кодекс поведения медиатора
- см. Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2011 года №770 «Об утверждении Правил прохождения обучения по программе подготовки медиаторов».
«Применение закона «О медиации» в Республике Казахстан
28 января 2011 года главой государства подписаны законы «О медиации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации».
Слово «медиация» в самом широком смысле — это умение договариваться, приходить в спорах и конфликтах к компромиссу, консенсусу, совершенно иной, отличающийся от традиционных способов разрешения споров процесс. Здесь нет привычной состязательности, в отличие от третейского суда медиатор ничего сторонам не диктует и не указывает. Основная задача медиации не в том, чтобы определить, кто прав, а кто виноват в конфликте, а в том, чтобы привести стороны к компромиссу либо урегулированию спора.
Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора. Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений. При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации — это конфиденциальный процесс. Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее. Отличие процедур: суд — процесс принудительный, медиация — процесс добровольный, судья назначается, медиатор выбирается. Суд — решение принимается с позиции права и закона, медиация — решение принимают сами стороны спора с позиции своих интересов. Суд — затраты по ведению дела в суде (госпошлина, оплата услуг адвоката, представителя, расходы с проведением экспертизы), медиация — экономия денег (вознаграждение медиатора, расходы, понесенные медиатором в связи с проведением медиации, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора, проживание и питание). Сроки рассмотрения спора: суд — процесс длительный, а медиация — процесс более скорый, не более 30-ти дней, может быть продлен еще до 30-ти дней, Характер процедуры: суд — процедура публичная, медиация — негласная процедура. Взаимоотношения сторон спора: суд — состязательность, строгие процессуальные правила, медиация — сотрудничество, психологический комфорт. Результат спора: суд — одностороннее удовлетворение, одна сторона выигрывает дело, вторая проигрывает, недовольство решением. В медиации сторона имеет возможность сохранить нормальные отношения с противоположной стороной.
Среди альтернативных путей разрешения споров, способных разгрузить суды, особое место принадлежит мировому соглашению, заключаемому в рамках судебного процесса по гражданскому делу, а также соглашению об урегулировании спора в порядке медиации.
Урегулирование любых спорных ситуаций без суда возможно с помощью медиации — переговоров с участием третьей стороны. Медиация, проведенная профессиональным медиатором, который выбирается обеими сторонами, гарантирует, что интересы сторон будут максимально удовлетворены.
Судья
Жетысуского районного суда г.Алматы
Баймаханова Н.Е.
МЕДИАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Условием участия в процедуре медиации является взаимное добровольное волеизъявление сторон, выраженное в договоре о медиации. Стороны медиации вправе отказаться от медиации на любой ее стадии. В ходе медиации стороны вправе по своему усмотрению распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, увеличить или уменьшить размер требований или отказаться от спора (конфликта).Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов взаимоприемлемого соглашения.
Стороны медиации пользуются равными правами при выборе медиатора, процедуры медиации, своей позиции в ней, способах и средствах ее отстаивания, при получении информации, в оценке приемлемости условий соглашения об урегулировании конфликта и несут равные обязанности.
При проведении медиации медиатор независим от сторон, государственных органов, иных юридических, должностных и физических лиц. Медиатор самостоятелен в выборе средств и методов медиации, допустимость которых определяется настоящим Законом.
Медиатор должен быть беспристрастным, проводить медиацию в интересах обеих сторон и обеспечивать сторонам равное участие в процедуре медиации. При наличии обстоятельств, препятствующих беспристрастности медиатора, он должен отказаться от проведения медиации.
Медиация (Mediation англ. — посредничество) — это процесс разрешения конфликта, в котором нейтральная третья сторона, называемая медиатором, способствует выработке добровольного взаимовыгодного соглашения между конфликтующими сторонами…
ПОДРОБНЕЕ
- Проведение медиации
- Обучение медиации
- Тренеры
Комментарии к законодательству о медиации позволяют разобраться в неоднозначных положениях и спорных утверждениях. Разработанные опытными юристами объяснения как ко всему закону, так и к каждой отдельной статье разъясняют суть законодательного документа, а также исключают возможность двоякого понимания и толкования требований закона.
ФЗ-193 был принят с целью разгрузки судебных инстанций посредством создания дополнительного правового инструмента, который позволяет разрешать судебные споры наряду с существовавшими на момент его создания третейскими судами и прямых переговоров конфликтующих сторон. Данный альтернативный способ урегулирования споров с помощью независимого посредника, медиатора, направлен на содействие развитию партнёрских отношений и установлению деловой этики, а также согласования социальных связей.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
- Информация5
- Слайдер378
- Актуальные1052
- Новости1
- Блог0
- Мерей1
- Рустем0
- Обзор соц.сетей5
- Гос.органы7229
- Спорт36
- Политика1011
- Правоохранительные органы4185
- Жизнь и Общество2776
- EXPO99
- Страна и Мы6
- Суды44
1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 197-ФЗ.
3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, административного судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 197-ФЗ.
5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) стороны — желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;
2) процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;
3) медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;
4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;
5) соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
6) соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;
7) медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
Президент подписал закон “О медиации” и поправки к нему
1. При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
2. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.
3. Стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:
1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;
2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;
3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;
4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.
4. Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.
1. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.
2. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.
3. Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.
4. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.
5. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.
6. Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать сведения, указанные в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
7. Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
докторант Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Кафедры Философии, факультета социальных наук
Казахстан, г. Астана
Во 2 половине ХХ века возникло направление практической конфликтологии – медиация (лат. mediate — быть посередине), целью которой является нахождение обоюдоудовлетворительного решения по спорным юридическим вопросам. Место рождения было обусловлено англосаксонской системой права. Данную систему права практикуют в Великобритании, США и Австралии. В дальнейшем медиация распространилась в европейскую часть земного шара, затем данный способ разрешения конфликтных ситуаций достиг стран Востока – Индии, Кореи, Китая, Японии, а с 5 августа 2011 года и в Казахстане был подписан и внедрен Закон «О медиации».
Как было сказано выше, целью медиаторов является примирение конфликтующих сторон. Медиатор, как нейтральное лицо, устраивает добровольные переговоры с целью разрешения конфликтной ситуации и составления взаимовыгодного договора.
Для казахского общества, кстати сказать, данный способ примирения конфликтующих сторон не в новинку. На протяжении сотни веков традиционным способом решения споров было привлечение биев или уважаемых аксакалов. Таким образом, в Казахстане возрождается традиционная внесудебная практика примирения сторон.
Необходимость внесудебного разрешения споров обосновано снижением количества исковых заявлений, соответственно разгрузкой судей, что позволит им рассматривать более внимательно и глубоко трудные и сложные дела. Если первоначально медиация применялась исключительно в вопросах семейных касательств, то далее сфера применения ее приметно расширилась и на данный момент есть содействие в урегулировании конфликтов в гражданском и уголовном праве. Существенное различие медиации от прочих процедур заключается в нейтральной позиции медиатора, помогающего задействованным лицам конфликта достигнуть соглашения, без ощущения проигравшего. Преимущество медиации ‑ в получении конфликтующими сторонами вероятности разрешить спор, учитывая интересы всех участников. Доказательность эффективности данного метода представлена в ювенальной юстиции, в сфере семейно-правовых, потребительских, трудовых касательств.
Процедура медиации отличается от судебного разбирательства меньшим временем (в среднем от нескольких часов до рабочего дня), меньшими финансовыми затратами, в отличие от суда, без последующих апелляций и возможностью мирно урегулировать конфликт. Мы можем констатировать быстрое снижение значения классического правоведения в глобальном понимании, усиливающееся признание ведения переговоров и компетентного управления конфликтами. Действительно, медиация делается наиболее эффективным способом разрешения конфликтов, что отразилось на своевременном принятии Закона «О медиации» в Казахстане в 2011 году. Многие вопросы, благодаря принятому закону, разгрузят суды, так как решаются в рамках закона. Как мы отметили выше, снижение нагрузки на суды и высвобождение времени положительно скажется на качестве правосудия. Стороны разбирательства избегут продолжительных судебных процедур и дополнительных расходов.
Законодательно медиация применяется в спорах (конфликтах), зарождающихся из семейных, трудовых, гражданских и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также при рассмотрении уголовных дел преступлений с небольшой и средней тяжестью. Однако в случае, когда одной из сторон является государственный орган, применять медиацию запрещено [1].
Возможно, в будущем отечественные государственные органы, ориентируясь на европейский опыт, будут привлечены в область медиации, благодаря применению института судебной медиации наравне с внесудебной медиацией. Например, когда в производстве суда находится дело, но стороны с целью достичь соглашения проводят судебную медиацию. В подобной ситуации возможно приостановление производства, а дело переходит другому судье здесь же с целью медиативного процесса, причем без дополнительных затрат. В случае получения иска и возражения на него, судья подвергает рассмотрению возможность передачи спора медиатору. Данная передача возможна при наличии двух обстоятельств:
1) разрешение неправового вопроса;
2) если в споре не задействованы третьи лица.
Если медиация была успешной, производство по делу прекращается. Если соглашение не достигнуто, то производство по делу возобновляется и продолжается судебное разбирательство (опыт Германии).
Благодаря медиации существует возможность использования сторонами гибкой процедуры защиты личных прав и интересов, помимо коммерческой и юридической стороны спора, возможен личный интерес обеих сторон, выходящей за рамки закона компенсации. Сэкономив время и средства, также сохраняются взаимоотношения сторон, растет уверенность в самостоятельном и эффективном решении собственных проблем. Недостаточность использования медиации связано с традиционным предварительным обращением менеджеров компании и внутренних юристов к внешним юристам, большинство из которых считают медиацию причиной для основательного снижения собственных гонораров. Данная точка зрения является основанием для юриста отговорить своего клиента от использования медиации для скорого разрешения конфликта.