Субсидии В Ооо В 2021 Году Облагать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии В Ооо В 2021 Году Облагать?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под субсидией понимается единоразовая безвозмездная целенаправленная финансовая помощь предприятию или предпринимателю со стороны государства. В этом определении каждое прилагательное наполнено смыслом:

  • «единоразовая» – дважды, трижды и более субсидию получить невозможно;
  • «безвозмездная» – возвращать субсидию не нужно;
  • «целенаправленная» – предполагается использование средств исключительно для развития бизнеса;
  • «финансовая» – помощь выделяется в денежной форме.

«Коронавирусная» субсидия: как учесть в бухгалтерском и налоговом учете

Выделение субсидий производится на основе следующих правовых актов:

  1. Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий» №761 от 14 декабря 2005 года.
  2. 88-ФЗ «О поддержке малого и среднего бизнеса» от 14 июня 1995 года.
  3. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007 года.
  4. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 10 декабря 1995 года.
  5. 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года.

Каждому предпринимателю, желающему получить субсидию на организацию своего бизнеса или его развитие, необходимо тщательно изучить эти документы.

Начинающий ИП может претендовать на получение помощи в сумме 58,8 тыс. руб. Чтобы ее получить, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • быть безработным;
  • не быть зарегистрированным индивидуальными предпринимателем;
  • разработать бизнес-план.

Иными словами, безработному гражданину государство предоставляет возможность стать индивидуальным предпринимателем и с этой целью выделяет денежную помощь.

Следующее действие будущего ИП – постановка на учет в центре занятости населения. Это несложно. С собой нужно принести следующие документы:

  • общегражданский российский паспорт (оригинал и копия);
  • свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
  • свидетельства и дипломы, подтверждающие уровень образования и квалификации;
  • справка о доходах, полученных на последнем месте трудоустройства.

При постановке на учет в центре занятости, гражданин указывает свое желание заниматься предпринимательской деятельностью и получить субсидию. Намерение подкрепляется бизнес-планом.

Кроме общегосударственных, малому бизнесу предоставляются многие региональные субсидии, выделяемые правительствами федеральных округов. Примером может служить Москва, где оказывается реальная помощь предпринимателям до среднего уровня. Получение безвозмездной субсидии на развитие малого бизнеса в столице делает возможным приобретение производственного оборудования, нематериальных и других активов.

Региональные требования к соискателям часто отличаются от федеральных. Получить государственную субсидию на открытие бизнеса в 2021 году легче, чем областную, так как во втором случае предприниматель должен иметь стаж успешной работы не менее двух лет. Численность персонала, занятого на ООО, не может превышать 250 сотрудников.

Как при исчислении налогов учитывать субсидии, полученные из различных бюджетов

Субсидия малому бизнесу от государства с нуля или на развитие в 2021 году предоставляется тем субъектам хозяйствования, которые сумеют заинтересовать упомянутый Фонд содействия или уполномоченных представителей региональных властей. Инструмент решения этой задачи – бизнес-план. Критерии удачного бизнес-плана:

  • Социальная значимость проекта и его полезность для общества.
  • Создание новых рабочих мест.
  • Рентабельность.
  • Целевое назначение субсидии.
  • Достаточная доля вложений собственных средств.

Приложением к бизнес-плану могут служить различные статистические справки, свидетельствующие о перспективности выбранного направления и его высоком коммерческом потенциале.

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне. Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

В порядке органа-учредителя должны быть перечислены цели предоставления субсидий (пп. «б» п. 3 Общих требований). А если выделяемые средства предполагается направить на мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта (программы) или принятого в его исполнение федерального или регионального проекта, надо отразить наименование проекта (программы). Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на капремонт недвижимого имущества, приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб., финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС, – такие цели установили в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП).

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий. Так, Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм (Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2019 № 712-р). Аналогичный подход выбрали в Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 509): большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап – подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;

  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);

  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение. К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики Алтай (Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од). В качестве обоснования может выступать информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков, или информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Второй этап процедуры взаимодействия – рассмотрение органом-учредителем пакета документов, поданного учреждением. Порядок и сроки рассмотрения, а также основания для отказа тоже должны быть прописаны в правовом акте, действующем в отношении учреждения здравоохранения (пп. «б», «в» п. 4 Общих требований). В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Субсидии на иные цели: что изменится с 2021 года?

Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета – редкость. В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5 % действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области – порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом (Приказ Минздрава Свердловской области от 07.05.2013 № 603-п). В нем приведены три основных метода расчета:

  • плановый метод – расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);

  • метод индексации – объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;

  • нормативный метод – расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению – путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований – в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);

  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год. Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться. Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей. Например, в Свердловской области решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение (Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а). В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

* * *

В настоящее время органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие – в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

Подробную информацию о требованиях к претендентам и помощь в получении субсидии для малого бизнеса можно получить путем консультации у инспектора ЦЗН, после чего подать заявление о своем желании стать предпринимателем. На этот случай у центра занятости в запасе имеется несколько курсов, психологических тестов и других обучающих программ: каждое из этих мероприятий обязательно к прохождению будущему предпринимателю. Параллельно нужно заниматься разработкой бизнес-плана.

Реалистичный бизнес план для получения субсидии от государства представляет собой подробную схему работы вашего будущего предприятия, при этом предпочтение отдается социальным, производственным или инновационным проектам. Чем больше экономических расчетов и исходных данных – тем лучше, но однозначно нужно указать следующее:

  1. Направление бизнеса, сферу деятельности;
  2. Целевую аудиторию, ее покупательную способность;
  3. Начальные и текущие расходы на закупку основных средств, аренду, налоги, заработную плату, рекламу, погашение возможных кредитов и платежей по договорам лизинга;
  4. Планы по инвестициям, собственные и привлеченные средства, ожидаемые субсидии для бизнеса от государства;
  5. Прогнозы по прибыли, расчеты рентабельности и точки окупаемости бизнеса;
  6. Количество планируемых новых рабочих мест с учетом работников, привлеченных из ЦЗН;
  7. Предполагаемых поставщиков сырья и способы сбыта готовой продукции;
  8. Описание технологий, применяемых при производстве, их экологическую безопасность;
  9. Понятную даже чиновникам стратегию развития бизнеса как минимум на год.

Комиссия, оценивающая проект ориентируется как на тщательность планирования, так и на личность претендента. Человек, который держится уверенно и понимает, о чем говорит – имеет более высокие шансы на получение субсидии от государства. Желательно, чтобы проект был общественно важным и социально полезным: аптека с низкими ценами в отдаленной деревне имеет больше шансов на победу, чем очередной бутик с модной одеждой.

Только после одобрения бизнес-плана можно заключать договор с ЦЗН, затем регистрировать юридическое лицо и подавать заявление на предоставление субсидии малому бизнесу. Одновременно соберите документы, подтверждающие расходы по регистрации и получите соответствующее возмещение в размере до 20 000 рублей.

Полученная в результате этих действий субсидия на открытие бизнеса в 2021 году является полностью безвозмездной при соблюдении двух условий:

  1. Субсидируемый бизнес должен просуществовать не менее года;
  2. Целевое расходование средств должно произойти в трехмесячный срок согласно утвержденной статье бизнес-плана, о чем в центр занятости нужно предоставить документальное подтверждение.

При невыполнении любого из этих пунктов, деньги придется вернуть в полном объеме независимо от того, какая их часть и с какой целью уже была израсходована.

Что же касается максимального размера субсидии на открытие бизнеса, то она составляет 60 тысяч рублей без вычета налогов на каждого занятого в данном проекте, состоящего на учете в ЦЗН. Нанимая дополнительно одного официально безработного, вы получаете еще 60 тысяч, нанимая двух – 120 тысяч. Разумеется, трудоустроенные таким образом должны проработать в проекте не менее года.

Требования к комплекту документов, на основании которых комиссия принимает решение, могут иметь незначительные отличия в зависимости от региона и политики местных властей, но необходимый минимум выглядит следующим образом:

  • Заявка, содержащая общее описание проекта, обоснование его социальной важности, решаемые задачи, методы и стратегии достижения цели, этапы реализации, объемы собственного и привлеченного финансирования, ожидаемый результат;
  • Копия свидетельства о регистрации СПД, уставные документы;
  • Подробный бизнес-план;
  • Приказы о назначении директора, главного бухгалтера.

В качестве приложений используются документы, подтверждающие вашу способность реализовать такой проект:

  • Копии договоров об аренде помещений для реализации проекта;
  • Копии контрактов с поставщиками и покупателями;
  • Копии необходимых лицензий, патентов, экспертных заключений и разрешений от контролирующих органов;
  • Справка об отсутствии долгов по налогам и бюджетным платежам;
  • Финансовая отчетность, банковская выписка о состоянии счетов.

После изучения документации, комиссия может составить мнение о том, что представляет собой ваш бизнес, какие ресурсы вам доступны, насколько активно ведется деятельность и в каком объеме помощь вам необходима. Перед тем, как получить субсидию на развитие малого бизнеса в 2021 году, вы должны подтвердить инвестирование собственных средств, поскольку помощь выделяется путем софинансирования: 30–50% от необходимой суммы вносит государство, а оставшуюся часть – сам предприниматель.

В составе конкурсной комиссии – не только далекие от бизнеса чиновники, принимать решение о выделении материальной помощи будут и предприниматели, и банковские специалисты. Перед тем, как взять субсидию на развитие малого бизнеса, придется пройти своеобразный экзамен по защите бизнес-плана, показать свои знания основ экономики, рыночных тенденций и потребностей общества.

  1. Проект создает несколько новых рабочих мест, позволяет увеличить заработную плату уже трудоустроенным специалистам;
  2. Проект связан с производственной, социальной, молодежной или инновационной деятельностью;
  3. Серьезность намерений подтверждается личными инвестициями, долгосрочными договорами аренды, контрактами с партнерами по бизнесу и городской администрацией;
  4. Руководство предприятия имеет значительный опыт работы в данной сфере;
  5. Проект является рентабельным для бюджета, обеспечивает достаточно быстрый возврат инвестиций в виде налогов.

В процессе подготовки документов для получения субсидии на бизнес от государства начинающие предприниматели совершают ряд типичных ошибок, что приводит к повышению вероятности отказа:

  1. Подведение экономических расчетов к сумме субсидии, отсутствие упоминания о собственных вложениях. Основанный на принципах софинансирования проект должен требовать для реализации 550–650 тысяч рублей. Если же вам нужно ровно 300 тысяч – это вызывает подозрения;
  2. Отсутствие доказательств налаженных экономических контактов. Несколько договоров о намерениях с поставщиками и покупателями, доказательства долгосрочной аренды производственного помещения придадут весомости и основательности бизнес-плану;
  3. Маленький объем бизнес-плана (менее 50 страниц), непрофессиональное оформление, отсутствие фотографий процесса производства и готовой продукции, таблиц, графиков, общая неаккуратность подачи информации;
  4. Отсутствие экономических расчетов внутренней нормы доходности, сроков окупаемости проекта и влияния на них объемов выручки, себестоимости и других факторов. В бизнес плане для получения субсидии на развитие бизнеса должны быть учтены возможные риски и запас прочности бизнеса;
  5. Отсутствие конкретного описания целей, на достижение которых пойдет субсидия. Если это закупка оборудования, должно быть указано его точное наименование, текущая рыночная стоимость. Если аренда помещения – то площадь, размещение, необходимость ремонта, арендная плата. Чем больше конкретных данных, тем лучше.

Поддержка малого бизнеса от государства в связи с распространением коронавируса была инициирована президентом РФ. На основе его рекомендаций составлена и разработана полноценная программа, содержащая перечень шагов для того, чтобы малый бизнес в России не прекратил свое существование.

Реализация программы поддержки малого бизнеса регламентируется рядом нормативных актов:

  • Постановления Правительства от 03.04.2020 и 10.04.2020;
  • ПП от 02.04.2020 № 409;
  • ФЗ от 15.10.2020 №-320;
  • ПП от 01.10.2020 №1587;
  • ПП 02.09.2020 №1340.

Гос. помощь МБ, включая ИП в 2021 году, осуществляется с помощью разных инструментов:

  • мораторий на банкротство – кредиторы не смогут подать заявление на инициацию процедуры банкротства на ту или иную компанию;
  • приостановление плановых проверок – в список попадают даже уже начатые проверки;
  • автоматическое продление разрешений и лицензий – установлен срок в полгода;
  • кредитные каникулы – предпринимателями представлена возможность отсрочить выплаты на полгода либо снизить их;
  • льготный кредит на выплаты заработной платы сотрудникам – помощь государства малому бизнесу включает в себя и заботу о финансовом положении работающих граждан. Поэтому бизнесмены могут оформить кредит без процентов на выплату з/п в период пандемии;
  • снижение страховых взносов – эта помощь затрагивает в первую очередь ИП, взносы которых уменьшились в половину;
  • налоговые каникулы – отсрочки по платежам в пользу государства;
  • отсрочка по арендным платежам – для МБ из наиболее пострадавшего сегмента созданы условия, в которых они могут производить оплату частями в течение 2 лет;
  • адресные консультационные услуги в сегменте экспорта;
  • прямое субсидирование – этот вид господдержки среднего и малого бизнеса представляет собой реальные выплаты в размере, определяемом по количеству сотрудников компании и иным критериям;
  • кредитование без возврата – в Москве и других городах РФ наиболее пострадавшие организации могут получить от государства кредит, рассчитывающийся по индивидуальной схеме.

Регионы правомочны дополнять приведенные меры на свое усмотрение. Но на то, чтобы отменять какие-либо федеральные инструменты, субъекты РФ не имеют законных оснований.

Самая распространенная мера господдержки безработных. Она направлена на открытие собственного дела большим количеством граждан. Сумма зависит от количества нанятых в штат будущей организации официально безработных:

  • 1 человек – 60 000 рублей;
  • 2 человека – 120 000 рублей.

После получения средств на их реализацию дается 3 месяца. Все расходы будут проверены комиссией.

Представители МБ могут воспользоваться одним из вариантов кредитования на льготных условиях в 2021 году.

Программа невозвратного кредитования выглядит для хозяйствующих субъектов наиболее привлекательно. Ею могут воспользоваться 2 вида предпринимателей:

  • из списка наиболее пострадавших организаций;
  • занимающиеся социально значимыми проектами.

Ставка составляет 2%. Выполнить финансовые обязательства необходимо до 01.04.2021 года. Размер заемных средств определяется в индивидуальном порядке.

Он рассчитывается, исходя из количества сотрудников компании. Их число умножается на МРОТ, а затем на шесть.

Кредитование имеет целевую форму – деньги направляются на выплату зарплаты либо погашение иных займов, взятых ранее на оплату труда.

По данной программе организации могут не возвращать долг, если в течение года сохранят свой штат на 90% и более. При сохранении сотрудников на 80% предприниматель должен будет отдать 50% от заемных средств и начисленных процентов.

На территории РФ действует развитая сеть организаций, оказывающих софинансирование коммерческим проектам:

  • РФПИ – ориентирован на международные проекты и крупные компании;
  • «Роснано» – заинтересован в ЮЛ, занимающихся инновациями;
  • РВК – рассматривает заявки посредством венчурных партнерских фондов и вкладывает в понравившиеся проекты до 25 000 0000 рублей;
  • ФРП – поддерживает высокотехнологичные проекты путем предоставления льготного кредита;
  • «Сколково» – занимается коммерциализацией технологичных проектов;
  • МСП – берут на себя роль гаранта по кредитам заявителей;
  • Фонд Бортника – рассматривает как стартапы, так и хорошо проработанные проекты.

Наиболее высокие шансы на получение госпомощи у организаций, признанных испытывающими серьезные трудности в условиях пандемии. Также в приоритете остаются:

  • производство и переработка продукции в области сельского хозяйства;
  • производство товаров первой необходимости;
  • здравоохранение;
  • сфера услуг;
  • инновации.

Свои приоритеты существуют в регионах. Местные власти в праве добавлять направления в соответствии с потребностями субъекта РФ.

Налог с полученных субсидий платить не нужно.

В Налоговый кодекс внесли дополнения, согласно которым «коронавирусные» субсидии не считаются доходом для налога на прибыль (НДФЛ для ИП), УСН и ЕСХН (п. 82 ст. и пп. 60 п. 1 ст. НК РФ).

НДС при получении «коронавирусной» субсидии начислять также не нужно. Его платят только с тех видов государственной помощи, которые связаны с реализацией товаров или услуг по сниженным ценам (п. 1 ст.162 НК РФ). А в данном случае такой связи нет, поэтому нет и необходимости начислять НДС.

При использовании ЕНВД или патентной системы суммы поступлений, в том числе и субсидии, в принципе не влияют на облагаемую базу.

Расходы, которые оплачены за счет государственной помощи, нельзя учесть для уменьшения облагаемой базы (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Правда, здесь можно прибегнуть к хитрости. Субсидию можно потратить не только на зарплату, но и на другие цели (п. 1 Правил, утвержденных постановлением № 576). Поэтому бизнесмен может направить полученные от государства деньги на оплату тех затрат, которые и так не уменьшают облагаемую базу. Например — заплатить за счет субсидии сам налог на прибыль или упрощенный налог.

Чтобы подтвердить, что субсидия использована для финансирования необлагаемых затрат, можно издать соответствующий приказ. Но как к подобным действиям налогоплательщика в дальнейшем отнесутся проверяющие — пока неясно.

Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.

По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м.

Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0% по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.

Ставка 0% по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.

Минфин России: получение субсидий не увеличивает налоговую базу по прибыли

Основной новеллой в области обязательных страховых взносов можно считать льготные режимы для организаций в области информационных технологий. Это планомерно развивает идеи России о необходимости предоставления преференций тем компаниям, которые заняты в области высокотехнологичного производства. Данные поправки закона подчеркивают желание России при помощи налогов локализовать ИТ-проекты

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

  • с 01.01.2021 для IT-компаний, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, совокупная ставка страховых взносов снижается с 14% до 7,6% (6,0% – на пенсионное страхование; 1,5% – на случай временной нетрудоспособности и 0,1% – на медицинское страхование) при соблюдении ряда жестких условий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
  • с 01.01.2021 IT-компаниям предоставляется право на вычет по НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации программного обеспечения (ПО) (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Речь идет о вычете НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным за рубежом для целей реализации на внешних рынках отечественных программ для ЭВМ и баз данных. Право на вычет станет предоставляться при продвижении на внешних рынках программ, которые включены в российский реестр ПО.

Льготы по налогу на прибыль для этой сферы

С 2021 года начинает применяться новая форма расчета по страховым взносам (приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@). Изменения утверждают новую редакцию Титульного листа расчета, в котором предусматривается дополнительное поле для указания среднесписочной численности работников за предшествующий период. С 2021 года представлять отдельный отчет о среднесписочной численности работников не требуется (абзац. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ, приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/752@).

Раздел 1 формы расчета дополняется новым Приложением 5.1 для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.

При достижении суммы выплат работнику в течение года размера предельной величины взносы на случай временной нетрудоспособности перестают начисляться, а на обязательное пенсионное страхование начисляются по страховому тарифу 10%.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 на 2021 год устанавливается для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы в размере 966 000 руб., что на 5,9% выше действующего в 2020 году размера 912 000 руб.

Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предельная величина базы в 2021 году – 1 465 000 руб., что на 13,4% выше показателя 2020 года (1 292 000 руб.).

С 01.01.2021 вступает в силу закон о фиксированных страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и прочих лиц, которые занимаются частной практикой (Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ).

Согласно закону, в 2021 году фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сохранятся на уровне 2020 года. Таким образом, величина взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году составит 32 448 руб., а взносов на обязательное медицинское страхование – 8 426 руб.

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в отраслях экономики, требующих поддержки для проведения в 2020 году мероприятий по профилактике коронавируса.

Субсидия предоставляется единоразово и на безвозмездной основе. Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) могут использовать субсидию на любые расходы.

Контроль за направлениями расходования субсидии не осуществляется, никакие отчеты по расходованию средств не предусмотрены.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и иных аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

По мнению экспертов 1С, для ситуации, когда субсидии предоставляются как возмещение (компенсация) уже совершенных расходов, счет 86 можно не использовать.

Субсидия, полученная организацией на компенсацию понесенных затрат, относится на увеличение финансового результата организации и учитывается в бухгалтерском учете в составе прочих доходов организации (п. 10 ПБУ 13/2000; п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Если же полученная субсидия будет использована на будущие расходы, проводить ее через счет 86 также нецелесообразно, поскольку субсидия предоставляется на любые затраты (без целевого назначения) и не предполагает никакой отчетности об использовании полученных средств.

В то же время организация по желанию может использовать счет 86 для учета полученных средств, поскольку никаких запретов на использование счета 86 в данной ситуации нет.

Затраты, на компенсацию которых получена субсидия, в бухгалтерском учете отражаются в расходах в обычном порядке.

Субсидии, полученные субъектами МСП из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, не учитываются в доходах для целей исчисления налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом расходы за счет субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, также не учитываются в целях исчисления налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Обратите внимание, что подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ и пункт 48.26 статьи 270 НК РФ введены Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.

НДС по приобретенным за счет субсидии товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам можно принять к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 2 Закона № 121-ФЗ).

При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) ни субсидии, полученные из федерального бюджета, ни затраты, на компенсацию которых получены субсидии, в целях исчисления налога при применении УСН не учитываются (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Нам важно ваше мнение! Оставьте комментарий!

Глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин заявил, что создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ на базе единой цифровой платформы «одно окно» подразумевает внедрение механизмов адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки.

Также система предполагает возможность получения всех мер поддержки, в том числе банковских кредитов, и уплаты налогов.

«В период глубокого экономического кризиса, обусловленного пандемией, такие нововведения будут полезны. Многие российские меры поддержки повторяют зарубежные, доказывая свою эффективность. Лучше учиться на чужих ошибках», – считает Кривелевич.

Внедрение риск-ориентированного подхода снизит общую нагрузку на бизнес за счет уменьшения количества проверок при повышении их направленности на те сферы, где риски высокие.

«Подобный подход успешно применяется государством уже не первый год. Это очередной шаг на пути административно-налоговой реформы, который может помочь бизнесу», – констатирует Кривелевич.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин рассказал, что важнейшие меры поддержки бизнеса в период пандемии были приняты российскими властями с учетом предложений бизнеса, в том числе Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». По словам главы кабмина, за два года бизнес получил господдержку в размере 600 млрд рублей.

Одной из мер поддержки в 2021 году станет двукратное сокращение нагрузки на фонд оплаты труда – теперь субъекты малого и среднего предпринимательства заплатят соответствующие страховые взносы в размере 15% вместо 30%. Это существенное облегчение и снижение общей налоговой нагрузки на предпринимателей.

Глава кабмина также подчеркнул, что в 2020 году российские предприниматели оказали поддержку всем, кто в ней нуждался. Отдельно Мишустин отметил компании, которые были задействованы в помощи людям, пострадавшим из-за коронавируса.

  • сумма обеспечения заявки не может быть выше 2% от объема контракта (в то время как для остальных участников обеспечительный платеж не менее 5%);
  • льготный период оплаты товаров или работ госзаказчиком не может быть больше 15 дней (в то время как для остальных участников этот срок не менее 30 дней);
  • для госзаказчика с выручкой более 2 млрд рублей обязательно проводить не менее 18% закупок товаров и услуг у ИП и малого бизнеса;
  • льгота для малого бизнеса в госзакупках — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

При таких достаточно комфортных условиях закупки школьного оборудования, офисной техники в администрацию, ремонтные работы в зданиях государственных организаций и другие госконтракты приводят к тому, что ИП вовлекаются в движение капиталов и получают прибыль на льготных основаниях.

  • Оплата госпошлины;
  • Закупка сырья;
  • Оплата нотариальных услуг;
  • Ремонт торгового или офисного помещения;
  • Покупка оборудования, станков, материалов;
  • Оплата юридических и консультационных услуг.

Ориентировочная сумма субсидии в 2019 году составляет 300 тысяч рублей, но в некоторых регионах эта цифра может отличаться. В ряде областей Центры занятости предоставляют субсидию в 60 000 рублей.

Как вы знаете, при начислении зарплаты наемному работнику в России по закону его работодатель обязан уплатить за сотрудника платежи в фонды, которые составляют 30% от зарплаты:

  • ПФР – 22%;
  • ФСС – 2,9%;
  • ФОМС – 5,1%.

Если предприниматель подпадает под ряд критериев:

  1. Организация или ИП на упрощёнке, по видам деятельности, указанным в статье 427 НК РФ;
  2. ИП на Патентной системе ПСН;
  3. Некоммерческая или благотворительная организация на УСН,

то он имеет право применять льготные ставки страховых взносов за работников и может платить всего 20% от зарплаты:

  • ПФР – 20%;
  • ФСС – 0%;
  • ФОМС – 0%.

Если предприниматель относится к одному из этих видов бизнеса:

  1. Ор­га­ни­за­ция или ИП, которая заключила соглашение с особой экономической зоной на тех­ни­ко-внед­рен­че­скую или ту­рист­ско-ре­кре­а­ци­он­ную де­я­тель­но­сть;
  2. Хозяйственное общество или партнерство на упрощёнке, внедряющее патенты, изобретения, образцы, права на которые принадлежат государству;

то он имеет право применять льготные ставки страховых взносов за работников и может платить всего 21% от зарплаты:

  • ПФР – 13%;
  • ФСС – 2,9%;
  • ФОМС – 5,1%.

Если предприниматель является аккредитованным IT-бизнесменом, то он имеет право применять льготные ставки страховых взносов за работников и может платить всего 14% от зарплаты:

  • ПФР – 8%;
  • ФСС – 2%;
  • ФОМС – 4%.

Если предприниматель является участником проекта «Скольково», то он имеет право применять льготные ставки страховых взносов за работников и может платить всего 14% от зарплаты:

  • ПФР – 14%;
  • ФСС – 0%;
  • ФОМС – 0%.

Мораторий на проверки, получивший в народе название «надзорные каникулы», был принят несколько лет назад с целью облегчить административное бремя над малым бизнесом.

Мораторий на проверки ИП – это запрет для госорганов проводить проверки малого бизнеса.

В 2020 году продолжает действовать запрет на осуществление плановых налоговых проверок сроком на 3 года, хотя Правительство планирует продлить его еще на 6 лет.

Однако мораторий действует не на все виды проверок — могут проводиться:

  • плановые налоговые проверки;
  • внеплановые неналоговые проверки.

Также согласно ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ под мораторий не попадают ИП и компании из:

  • электроэнергетики,
  • социальной сферы,
  • здравоохранения,
  • теплоснабжения,
  • образования.

Еще одной льготой (в силу высокой стоимости оборудования и обслуживания) является освобождение от использования кассовых аппаратов.

Кто может не применять ККМ и ККТ в 2020 году:

  • ИП, имеющие платежные системы или выдающие кредиты по Закону № 54-ФЗ освобождены от применения кассовую технику в банкоматах и других устройствах, предназначенных для осуществления операций по передаче распоряжений о денежных переводах с использованием электронных средств платежа;
  • ИП и организации, оказывающие услуги населению до 1 июля 2018 года могли не применять ККМ, после этого остались льготы у некоторых видов деятельности и в некоторых регионах – необходимо узнавать в вашей налоговой;
  • Религиозные организации;
  • ИП и организации на патенте или вменёнке до 1 июля 2018 года могли не применять ККМ, после этого остались льготы у некоторых видов деятельности и в некоторых регионах – необходимо узнавать в вашей налоговой;
  • ИП и организации, которые находятся в труднодоступных и отдалённых местах, а также те из них, кто занимается определёнными видами деятельности, например, торговля в киосках, ремонт обуви, расколка дров, и другие до 1 июля 2018 года могли не применять ККМ, после этого остались льготы у некоторых видов деятельности и в некоторых регионах – необходимо узнавать в вашей налоговой;
  • Сельские аптечные пункты.

Также для всех этих категорий с 1 июля 2018 года Законом № 54-ФЗ введена обязанность использования онлайн касс. Но для ряда льготных категорий предпринимателей остаются освобождение от лимита кассы и упрощенная процедура проведения кассовых операций.

Субсидии для бизнеса. Как потратить и заплатить налоги?

Размер субсидий в этом случае более внушительный, порядка 300 тысяч рублей. Но, чтобы хотя бы иметь право на обращение за помощью, необходимо чтобы бизнес уже существовал не меньше 1 года.

Придется составить и защитить свой бизнес-проект. Условия участия государства в проекте 50Х50 или 50Х70. Потратить деньги можно на приобретение оборудования, приобретение сырья или даже на оплату аренды. Главное условие, у предприятия не должно быть задолженности по социальным выплатам и налогам. Преимущественно деньги выдаются на социально значимые проекты, то есть на бизнес в сфере здравоохранения, бытового обслуживания.

Практически в каждом регионе существуют гарантийные фонды, которые имеют право на поручительство перед банками за конкретного предпринимателя. Такая помощь предоставляется на платной основе, придется оплатить около 1,5% от суммы сделки, по которой требуется поручительство. Предприниматель и гарантийный фонд должны находиться в одном регионе.

Такая помощь может быть оказана практически любому виду предпринимательской деятельности. Размер компенсации во многом зависит от ставки рефинансирования, которая действует на момент оказания помощи, размер кредитного договора.

Частичное возмещение трат по лизинговому договору

Такая программа предусмотрена по большей части для тех предпринимателей, которые заключили лизинговые соглашения на приобретение транспортных средств и производственное оборудование. Размер частичного погашения во многом зависит от региона. К примеру, в Москве можно рассчитывать на субсидию в размере 5 миллионов рублей.

На сегодняшний день тяжело представить такой вид деятельности, который бы не нуждался в дополнительном продвижении своих товаров или услуг, а это предполагает участие в ярмарках и выставках. Такие мероприятия не проводятся на бесплатной основе, во всяком случае, очень редко.

Субсидия может погасить до трети от затрат на участие в выставке, оплачена может быть доставка оборудования, аренда места или регистрационный взнос. Такую помощь можно получить лишь 1 раз в год.

Самое главное, что до 2020 года, для индивидуальных предпринимателей, которые только открылись, предусмотрена нулевая налоговая ставка на протяжении 2 лет с момента регистрации. Под данную программу налоговых каникул для ИП попадают не все предприниматели, а только впервые зарегистрированные с определенной сферой деятельности – научной, производственной и социальной.

Некоторые регионы страны предусмотрели для своих предпринимателей, работающих на упрощенной системе пониженные ставки, от 1%.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *