Ст 48 гк рф с комментариями 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 48 гк рф с комментариями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
1. Глава 4 «Юридические лица» вступила в силу несколько ранее большинства положений части первой ГК РФ (с 8 декабря 1994 г. <1>, другие положения части первой — с 1 января 1995 г.).
———————————
<1> Российская газета. 08.12.1994.
По сравнению с ГК РСФСР и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик само понятие «юридические лица» не претерпело значительных изменений. Вместе с тем очевидно, что динамика и «ассортимент» гражданского оборота изменились достаточно кардинально, что не могло не сказаться на создании и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц.
Произошедшие в стране социально-экономические преобразования повлекли коренное изменение гражданского законодательства (и не только гражданского), в том числе о юридических лицах. Увеличилось (и весьма значительно) число организационно-правовых форм юридических лиц, изменились правила об их правосубъектности, видах юридических лиц и т.д. и т.п.
Особо следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, когда подавляющее число норм о юридических лицах (и не только о них) содержалось в подзаконных актах, в настоящее время соответствующие положения сосредоточены в федеральных законах, а наиболее важные из них — в Гражданском кодексе.
В п. 1 комментируемой статьи дается определение юридического лица. Данное определение относится ко всем юридическим лицам без исключения независимо от организационно-правовой формы и от того, коммерческая или некоммерческая это организация.
2. Существует ряд теорий в отношении юридического лица. Это и «теория фикции», и «теория целевого имущества», и «теория интереса», и «теория государства», и «теория коллектива», и «теория директора», и «теория организации», и «теория социальной реальности», и др. <1>.
Статья 48. Понятие юридического лица
1. Статья 48 определяет юридическое лицо (далее по тексту § 1 гл. 4 ГК — ЮЛ) — важнейшего наряду с гражданами субъекта гражданского права (п. 1) — и предлагает одну из его классификаций, в основе которой — наличие и характер правовой связи между ЮЛ и его учредителем (учредителями) (п. п. 2, 3). Юридическое лицо имеет четыре признака: а) является организацией; б) способно от своего имени выступать в гражданском обороте и в процессе; в) обладает автономным имуществом; г) отвечает последним по своим обязательствам (абз. 1 п. 1 ст. 48). Второй и четвертый признаки указывают на сделко- и деликтоспособность ЮЛ.
Юридическое лицо — организация, признанная в качестве субъекта права (носителя прав и обязанностей) законом. Признание организации ЮЛ означает: а) ее соответствие одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм и всем предъявляемым к данной форме требованиям; б) ее государственную регистрацию и включение в ЕГРЮЛ (ст. 51 ГК). Организации, не признанные ЮЛ законом (в частности, не соответствующие ни одной предусмотренной законом форме), не могут быть признаны ЮЛ и регистрироваться в этом качестве.
Поэтому ЮЛ — организация, но отнюдь не всякая организация — ЮЛ (см. п. 3 ст. 55 ГК). Признак организации (организационного единства) следует понимать с точки зрения внутреннего устройства ЮЛ, наличия единого целостного и самостоятельно функционирующего и саморегулирующегося механизма, который имеет индивидуальную внутреннюю структуру, специфическое имущественное устройство, органы управления, формирующие и выражающие его волю, которая не всегда совпадает с волей отдельного участника. Формально организованность конкретного ЮЛ и особенности его устройства характеризуют его учредительные документы (ст. 52 ГК).
Признак организационного единства очевиден, если ЮЛ представляет собой объединение (организацию) двух и более лиц, а сама предпосылка последних к объединению выступает в качестве признака и особенности устройства ЮЛ. Именно так обстоит дело в хозяйственных товариществах, кооперативных, общественных и религиозных организациях (объединениях), фондах и др., одни из которых предполагают создание организации для занятия от ее имени предпринимательством (ст. ст. 69, 82 ГК), другие — для организованной совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, удовлетворения материальных и иных потребностей (п. 1 ст. 107, п. 1 ст. 116 ГК), третьи — для организованного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117, п. 1 ст. 118 ГК). Напротив, признак организационного единства неочевиден, если ЮЛ (например, хозяйственное общество) создается одним лицом и является одночленным.
Юридическое лицо — правосубъектная организация, которая самостоятельно (от своего имени) выступает в гражданском обороте и в процессе, т.е. приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте и в процессе обеспечивают его: а) органы, а также участники и работники (ст. ст. 53, 402 ГК); б) наименование и другие средства индивидуализации; в) место нахождения (ст. 54 ГК).
Юридическое лицо имеет автономное имущество, т.е. имущество, переданное учредителями (участниками) и приобретенное в процессе дальнейшей деятельности, которое юридически и экономически не совпадает с имуществом учредителей (участников). Подавляющее большинство ЮЛ — собственники автономного имущества, обладание правом собственности на автономное имущество соответствует условиям и потребностям рыночной экономики, где каждый участник гражданского оборота должен видеть в потенциальном контрагенте субъекта с максимальными полномочиями.
Несобственники в условиях рынка — унитарные предприятия (одна часть которых — субъекты права хозяйственного ведения, другая — права оперативного управления) и учреждения (субъекты права оперативного управления). Между тем правило п. 1 ст. 48 подлежит распространительному толкованию, так как не может быть ограничено только тремя упомянутыми вещными правами, иначе придется признать, что организация, имущественная автономия которой не вписывается в указанную триаду, не может и не должна признаваться ЮЛ.
Между тем ЮЛ могут иметь иные имущественные права на отдельные объекты из числа автономного имущества: а) вещные (например, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) (ст. ст. 216, 268 — 270 ГК; см. также п. 7 ст. 3 Закона об автономных учреждениях); б) обязательственные (например, права на арендованный офис, на деньги на банковском счете); в) исключительные (например, право на результат интеллектуальной деятельности, вытекающее из патента на изобретение, внесенное в качестве вклада в уставный капитал). Иногда же вообще весьма непросто определить сущность правового режима имущества ЮЛ (см. п. 2 ст. 298 ГК). Отсюда упоминание в абз. 1 п. 1 ст. 48 только о трех вещных правах играет лишь информационно-иллюстративную роль. Экономически имущественную автономию ЮЛ отражают самостоятельный баланс или смета (абз. 2 п. 1 ст. 48).
Структурные подразделения ЮЛ (цеха, бригады и т.п., в том числе обособленные — ст. 55 ГК) наделяются имуществом для решения строго определенных задач (эксплуатация, обработка, реализация и проч.). Такое имущество может быть обособлено от имущества ЮЛ фактически (например, находиться в другом городе), юридически же оно остается имуществом ЮЛ и учитывается на его балансе (и только в некоторых случаях может учитываться на отдельном балансе подразделения). Именно отдельный (а не самостоятельный) баланс используется и как средство учета имущества ЮЛ в некоторых случаях, прямо указанных в законе (см. п. 2 ст. 298 ГК).
Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1584-О
Данные взаимосвязанные положения, направленные, в частности, на обеспечение имущественной самостоятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, учитывают правовой статус таких хозяйств (в том числе созданных в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») как юридических лиц, т.е. организаций, имеющих обособленное имущество и отвечающих им по своим обязательствам (статья 48 ГК Российской Федерации), и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, удовлетворяя требования к которой суд, в частности, исходил из недобросовестности ее поведения.
Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2019 N 306-ЭС19-23900 по делу N А65-29119/2018
Разрешая спор, суды руководствовались статьями 48, 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 10, статьями 61.10, 61.11, 61.14, 61.19 Закона о банкротстве, пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», с учетом правоприменительных положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», и указав на непредставление истцом доказательств совершения ответчиком противоправных действий, повлекших негативные последствия для должника и истца, вывода активов должника в пользу ответчика, отсутствие причинно — следственной связи между действиями ответчика и банкротством должника, пришли к выводу об отсутствии оснований для его привлечения к субсидиарной ответственности.
Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2019 N 305-ЭС19-4244 по делу N А41-62025/2013
Удовлетворяя заявление КБ «ЛОКО-Банк» (АО) о процессуальном правопреемстве, суды руководствовались частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 275, частью 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности перехода права собственности на спорный земельный участок обществу КБ «ЛОКО-Банк».
- Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2021 N 144-р О вхождении на безвозмездной основе в состав наблюдательного совета Ассоциации «Быстрорастущих технологических компаний (национальных чемпионов)»»
- Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2021 N 145-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.04.2020 N 837-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2021 N 148-р «Об определении единственных исполнителей осуществляемых в 2021 году закупок моторных топлив (автомобильный бензин АИ-92 и АИ-95, дизельное топливо) экологического класса К5 для служебных транспортных средств»
- Приказ Банка России от 25.01.2021 N ОД-83 «О внесении изменений в приложение к приказу Банка России от 30 ноября 2020 года N ОД-1974»
- Приказ Банка России от 30.11.2020 N ОД-1974 (ред. от 25.01.2021) «О назначении временной администрации общества с ограниченной ответственностью «Национальная страховая группа — «РОСЭНЕРГО»
- Письмо ФНС России от 25.01.2021 N БС-4-11/765@ «О применении положений статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении духовных образовательных организаций»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 120-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 N 726-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 121-р «О безвозмездной передаче из федеральной собственности в государственную собственность Иркутской области объекта незавершенного строительства»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 128-р Об утверждении составов экспертного совета и правления Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра»»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 118-р О выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей Российской Федерации в наблюдательный совет публичного акционерного общества «Сбербанк России» (г. Москва)»
Статья 48 ГК РФ. Понятие юридического лица
1. В п. 1 комментируемой статьи указываются отличительные признаки юридического лица:
а) организационное единство;
б) имущественная обособленность;
в) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
г) участие в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени.
Организационное единство выражается в том, что юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет самостоятельный правовой статус, не связанный с правовым статусом создавших или входящих в нее участников (учредителей). Такая обособленность юридического лица закрепляется в учредительных и локальных нормативных актах организации, определяющих порядок ведения ее дел.
Наличие организационного единства предполагает также существование определенной внутренней структуры организации, которая бы отвечала целям и задачам юридического лица и выражалась в наличии у нее органов управления.
Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от имущества ее учредителей (участников).
Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении (т.е. на основе вещного права). В связи с этим в юридической литературе иногда делается вывод о том, что не может быть признана юридическим лицом организация, у которой нет имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако с подобным выводом согласиться нельзя — у организации может не быть имущества, закрепленного за ней на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, поскольку помещения арендуются, а деньги находятся на счетах в банке. Поэтому при обособлении имущества другим способом (не на основе вещного права) организация может быть признана юридическим лицом. В связи с этим представляется подлежащей расширительному толкованию указанная формулировка п. 1 ст. 48. Наряду с имуществом обособлены могут быть исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации выполняемых работ или услуг, не относимые к имуществу (ст. 128 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс (а учреждение — также и смету его расходов, утвержденную собственником). Порядок ведения бухгалтерского баланса установлен Законом о бухгалтерском учете. Находящееся на балансе организации имущество характеризует его обособленность от имущества учредителей (участников). Однако далеко не всегда балансодержатель является единственным собственником числящегося на его балансе недвижимого имущества (см. п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8). Структурное подразделение юридического лица также может составлять отдельный баланс, который не является самостоятельным, поскольку в нем не отражается ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна. Кроме того, данные подразделения не вправе без согласия юридического лица распоряжаться каким-либо его имуществом.
Самостоятельная имущественная ответственность организации заключается в том, что по своим долгам юридическое лицо отвечает только принадлежащим ему имуществом. Из этого следует, что ни учредители (участники) юридического лица, ни третьи лица не отвечают по обязательствам данной организации. Об исключениях из указанного правила см. комментарий к ст. 56 ГК.
Участие в гражданском обороте и судебных инстанциях от своего имени означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, т.е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права, в том числе в качестве истца или ответчика в суде.
2. В соответствии с п. п. 2 и 3 комментируемой статьи в зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении данного юридического лица или его имущества, юридические лица подразделяются на:
— юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);
— юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);
— юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).
Указанная классификация не основана на единых критериях. В первом случае имеется в виду отношение участников к организации как к субъекту права; во втором — отношение учредителей к имуществу юридического лица.
В соответствии с абз. 3 п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества, внесший в уставный (складочный) капитал не имущество в натуре, а лишь право владения и (или) пользования вещью, может сохранить за собой право собственности или иное принадлежащее ему вещное право при условии, что это прямо закреплено в учредительных документах организации.
Вместе с тем учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества при выходе из данной организации может изъять внесенное им имущество лишь при условии, что такая возможность предусмотрена законом.
3. Кодекс впервые (п. 2 ст. 48) закрепил тот факт, что правоотношения между юридическим лицом и его участниками (членами) по своей сути являются гражданскими правоотношениями.
1. Юридическое лицо может быть учреждено:
— физическими и (или) юридическими лицами,
— государством,
— иными субъектами, в том числе иностранными или без гражданства.
Учредители юридического лица и сама организация имеют обоюдные права и обязанности, совокупность которых определяет степень их взаимозависимости и взаимодействия.
Юридическое лицо характеризуется следующими признаками:
— организация должна обладать индивидуально определенным обособленным имуществом, которое может включать в себя и движимые, и недвижимые объекты, деньги и ценные бумаги. Такое имущество должно принадлежать самой организации. При этом Закон не конкретизирует перечень прав, на основании которых организация может владеть таким имуществом, что способствует повышению эффективности принудительного исполнения обязательств юридического лица за счет принадлежащего ему имущества. Тем самым определение совокупности имущества юридического лица производится в каждом конкретном случае с учетом правомочий соответствующего субъекта, а также иных обстоятельств;
— наличие уставного (складочного) капитала, формируемого посредством передачи каждым из учредителей части принадлежащего ему имущества либо денежных средств;
— наличие правосубъектности, в состав которой входят правоспособность, дееспособность, а также деликтоспособность;
— форма организации юридического лица должна быть предусмотрена ГК РФ.
2. В отношении отдельных форм юридических лиц закон устанавливает ряд особенностей:
— государственные и муниципальные унитарные предприятия — учредитель сохраняет право собственности на переданное им имущество;
— корпоративные организации — полномочия их учредителей ограничиваются предоставленными им корпоративными правами. Правовое положение каждого из участников и его полномочия определяются пропорционально размеру принадлежащей такому лицу долей в уставном (складочном) капитале организации.
Центральный банк РФ (Банк России) действует в соответствии с законом о нем, нормы ГК РФ применяются лишь при наличии специального правового предписания. Центральный банк России характеризуется специальным статусом, определяемым нормами законодательства о нем. Являясь юридическим лицом, он в полной мере подпадает под действие норм комментируемой статьи.
Сохранение статуса унитарного предприятия в большинстве случаев стало актуальным лишь для тех юридических лиц, которые лишены возможности самостоятельно обеспечить свои доходы и расходы, либо в случае, если их расходы в значительной части превышают доходы. К их числу могут быть отнесены научные, исследовательские, конструкторские и иные организации.
3. Применимое законодательство:
— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
— ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях;
— ФЗ от 26.12.95 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
— ФЗ от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
— ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Если у вас остались вопросы по статье 48 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
1. В комментируемой статье содержится определение юридического лица, на основе которого создаются и функционируют различные виды юридических лиц, предусмотренные законом. Независимо от того, к какому виду относится юридическое лицо, оно должно удовлетворять критериям (признакам), указанным в данном определении.
2. В п. 1 комментируемой статьи называются следующие признаки юридического лица.
Юридическое лицо — это организация, имеющая самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших ее или входящих в ее состав учредителей (участников). При этом под организацией понимается определенная указанная в законе структура (организационно-правовая форма), являющаяся субъектом гражданского права.
Организация, считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей (участников) имущество. Данное имущество, как сказано в п. 1, организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Приведенный перечень правовых способов обособления имущества в составе юридического лица нельзя считать исчерпывающим. Допустимы и другие правовые способы. Так, товарищество собственников жилья (ст. 291 ГК), являющееся юридическим лицом, функционирует на основе права общей долевой собственности на имущество общего пользования, принадлежащего его участникам. Помимо вещных прав, принадлежащих юридическому лицу, ему могут принадлежать отдельные категории имущественных прав обязательственно-правового характера, например права аренды и субаренды. Кроме того, в п. 1 комментируемой статьи заужено понятие тех обособляемых учредителями (участниками) объектов, имеющих рыночную стоимость, которые могут обеспечивать хозяйственную деятельность юридического лица.
1. Статья 48 определяет юридическое лицо (далее по тексту § 1 гл. 4 ГК — ЮЛ) — важнейшего наряду с гражданами субъекта гражданского права (п. 1) — и предлагает одну из его классификаций, в основе которой — наличие и характер правовой связи между ЮЛ и его учредителем (учредителями) (п. п. 2, 3). Юридическое лицо имеет четыре признака: а) является организацией; б) способно от своего имени выступать в гражданском обороте и в процессе; в) обладает автономным имуществом; г) отвечает последним по своим обязательствам (абз. 1 п. 1 ст. 48). Второй и четвертый признаки указывают на сделко- и деликтоспособность ЮЛ.
Юридическое лицо — организация, признанная в качестве субъекта права (носителя прав и обязанностей) законом. Признание организации ЮЛ означает: а) ее соответствие одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм и всем предъявляемым к данной форме требованиям; б) ее государственную регистрацию и включение в ЕГРЮЛ (ст. 51 ГК). Организации, не признанные ЮЛ законом (в частности, не соответствующие ни одной предусмотренной законом форме), не могут быть признаны ЮЛ и регистрироваться в этом качестве.
Поэтому ЮЛ — организация, но отнюдь не всякая организация — ЮЛ (см. п. 3 ст. 55 ГК). Признак организации (организационного единства) следует понимать с точки зрения внутреннего устройства ЮЛ, наличия единого целостного и самостоятельно функционирующего и саморегулирующегося механизма, который имеет индивидуальную внутреннюю структуру, специфическое имущественное устройство, органы управления, формирующие и выражающие его волю, которая не всегда совпадает с волей отдельного участника. Формально организованность конкретного ЮЛ и особенности его устройства характеризуют его учредительные документы (ст. 52 ГК).
Признак организационного единства очевиден, если ЮЛ представляет собой объединение (организацию) двух и более лиц, а сама предпосылка последних к объединению выступает в качестве признака и особенности устройства ЮЛ. Именно так обстоит дело в хозяйственных товариществах, кооперативных, общественных и религиозных организациях (объединениях), фондах и др., одни из которых предполагают создание организации для занятия от ее имени предпринимательством (ст. ст. 69, 82 ГК), другие — для организованной совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, удовлетворения материальных и иных потребностей (п. 1 ст. 107, п. 1 ст. 116 ГК), третьи — для организованного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117, п. 1 ст. 118 ГК). Напротив, признак организационного единства неочевиден, если ЮЛ (например, хозяйственное общество) создается одним лицом и является одночленным.
Юридическое лицо — правосубъектная организация, которая самостоятельно (от своего имени) выступает в гражданском обороте и в процессе, т.е. приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте и в процессе обеспечивают его: а) органы, а также участники и работники (ст. ст. 53, 402 ГК); б) наименование и другие средства индивидуализации; в) место нахождения (ст. 54 ГК).
Юридическое лицо имеет автономное имущество, т.е. имущество, переданное учредителями (участниками) и приобретенное в процессе дальнейшей деятельности, которое юридически и экономически не совпадает с имуществом учредителей (участников). Подавляющее большинство ЮЛ — собственники автономного имущества, обладание правом собственности на автономное имущество соответствует условиям и потребностям рыночной экономики, где каждый участник гражданского оборота должен видеть в потенциальном контрагенте субъекта с максимальными полномочиями.
Несобственники в условиях рынка — унитарные предприятия (одна часть которых — субъекты права хозяйственного ведения, другая — права оперативного управления) и учреждения (субъекты права оперативного управления). Между тем правило п. 1 ст. 48 подлежит распространительному толкованию, так как не может быть ограничено только тремя упомянутыми вещными правами, иначе придется признать, что организация, имущественная автономия которой не вписывается в указанную триаду, не может и не должна признаваться ЮЛ.
Между тем ЮЛ могут иметь иные имущественные права на отдельные объекты из числа автономного имущества: а) вещные (например, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) (ст. ст. 216, 268 — 270 ГК; см. также п. 7 ст. 3 Закона об автономных учреждениях); б) обязательственные (например, права на арендованный офис, на деньги на банковском счете); в) исключительные (например, право на результат интеллектуальной деятельности, вытекающее из патента на изобретение, внесенное в качестве вклада в уставный капитал). Иногда же вообще весьма непросто определить сущность правового режима имущества ЮЛ (см. п. 2 ст. 298 ГК). Отсюда упоминание в абз. 1 п. 1 ст. 48 только о трех вещных правах играет лишь информационно-иллюстративную роль. Экономически имущественную автономию ЮЛ отражают самостоятельный баланс или смета (абз. 2 п. 1 ст. 48).
Структурные подразделения ЮЛ (цеха, бригады и т.п., в том числе обособленные — ст. 55 ГК) наделяются имуществом для решения строго определенных задач (эксплуатация, обработка, реализация и проч.). Такое имущество может быть обособлено от имущества ЮЛ фактически (например, находиться в другом городе), юридически же оно остается имуществом ЮЛ и учитывается на его балансе (и только в некоторых случаях может учитываться на отдельном балансе подразделения). Именно отдельный (а не самостоятельный) баланс используется и как средство учета имущества ЮЛ в некоторых с��учаях, прямо указанных в законе (см. п. 2 ст. 298 ГК).
1. В п. 1 статьи перечисляются традиционные признаки юридического лица: наличие обособленного имущества, самостоятельная ответственность по обязательствам, приобретение и реализация гражданских прав от своего имени, выступление в качестве истца и ответчика в судах. Особенность нормы п. 1 в том, что она прямо указывает правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица:
а) право собственности (см. ст. 209 ГК и след.);
б) право хозяйственного ведения (см. ст. 294 ГК);
в) право оперативного управления (см. ст. 296 ГК).
Далее сказано, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам «этим имуществом», т.е., по-видимому, имуществом, принадлежащим юридическому лицу на одном из трех перечисленных вещных прав. О других допустимых правовых формах имущественного обособления статья умалчивает.
Между тем имущество юридического лица далеко не исчерпывается вещными объектами. На практике совсем другое имущество является, как правило, объектом взыскания. Обычно это средства на банковских счетах юридических лиц, т.е. принадлежащие им обязательственные права. Этим имуществом юридическое лицо и отвечает перед своими кредиторами.
Исходя из этого, положение п. 1 данной статьи об ответственности следует толковать расширительно, поскольку согласно ст. 56 ГК юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, т.е. не только тем, которое принадлежит ему на одном из трех перечисленных выше субъективных гражданских прав. Допущенная в ГК неточность повлекла аналогичную оплошность в ст. 13 Закона о производственных кооперативах.
Некоторые юридические лица (инвестиционные институты и др.) не имеют имущества на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Все их имущество может состоять в средствах на счетах в банках, а помещения и оборудование они арендуют; один из типичных примеров — товарищества собственников жилья (см. п. 3 коммент. к ст. 291). Из текста п. 1 ст. 48 возможен вывод (и иногда его делают), что не может быть признана юридическим лицом организация, не обладающая имуществом на одном из перечисленных прав. С этим согласиться нельзя. Обладание имуществом на одном из трех названных вещных прав — достаточный, но не необходимый способ имущественного обособления юридического лица. Он может отсутствовать при наличии другого способа — обособления имущества посредством иных правовых форм (институтов). Поэтому отсутствие у организации имущества на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не может, вопреки буквальному толкованию п. 1 ст. 48, служить основанием для отказа в признании ее юридическим лицом и регистрации в качестве такового. Перечисление в п. 1 трех вещных прав играет, по-видимому, лишь некую информационно-иллюстративную роль.
2. Абзац 2 п. 1 требует, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица.
Самостоятельность (или законченность) бухгалтерского баланса состоит в том, что он отражает все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица. Структурное подразделение или филиал юридического лица тоже может вести бухгалтерский учет и составлять отдельный баланс. Но этот баланс не является самостоятельным, поскольку ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна, в бухгалтерском учете подразделения и его балансе не отражаются. Отдельные балансы структурных подразделений предусмотрены, в частности, ст. 10 Закона о биржах. Юридическое же лицо обязано иметь полный и законченный, т.е. самостоятельный бухгалтерский баланс.
Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника (см. ст. 120 ГК и др.) и осуществляющих социально-культурную, управленческую и иную некоммерческую деятельность.
Существуют и могут составляться также сводные или комплексные балансы, отражающие затраты и результаты деятельности целых ассоциаций и других объединений юридических лиц, даже целых отраслей хозяйства, но они не затрагивают юридической личности каждого участника комплекса и признаком юридического лица не являются.
3. Первоначальное имущество юридических лиц образуется из взносов их учредителей и участников. Статья 48 устанавливает, что в отношении одних юридических лиц их учредители имеют гражданские обязательственные права, в отношении других — сохраняют определенные вещные права на имущество (п. 2), а в отношении третьих — никакими имущественными правами не обладают (п. 3).
Ограничение в п. 2 ст. 48 круга юридических лиц, на имущество которых у их учредителей могут быть вещные права, унитарными предприятиями и учреждениями является неточным. Учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества, внесший в качестве вклада лишь право пользования вещью (чего ГК не запрещает), тоже может сохранить за собой право собственности или иное принадлежащее ему вещное право, что должно быть прямо оговорено в учредительных документах; в противном случае признается, что имущество передано юридическому лицу в собственность (абз. 3 п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
1. В п. 1 статьи перечисляются традиционные признаки юридического лица: наличие обособленного имущества, самостоятельная ответственность по обязательствам, приобретение и реализация гражданских прав от своего имени, выступление в качестве истца и ответчика в судах. Особенность нормы п. 1 в том, что она прямо указывает правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица:
а) право собственности (см. ст. 209 ГК и след.);
б) право хозяйственного ведения (см. ст. 294 ГК);
в) право оперативного управления (см. ст. 296 ГК).
Далее сказано, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам «этим имуществом», т.е., по-видимому, имуществом, принадлежащим юридическому лицу на одном из трех перечисленных вещных прав. О других допустимых правовых формах имущественного обособления статья умалчивает.
Между тем имущество юридического лица далеко не исчерпывается вещными объектами. На практике совсем другое имущество является, как правило, объектом взыскания. Обычно это средства на банковских счетах юридических лиц, т.е. принадлежащие им обязательственные права. Этим имуществом юридическое лицо и отвечает перед своими кредиторами.
1. В связи с принятием огромного количества новых норм в комментируемый ГК изменения затронули практически все гражданское законодательство, однако представляется, что одними из самых значительных были изменения в правовом регулировании юридических лиц. Изменения были введены Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2014 года.
В п. 3 статьи 3 указанного Закона отмечено следующее.
«Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей».
О применении судами некоторых положений главы 4 комментируемого Кодекса см. п. п. 21 — 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В п. 1 комментируемой статьи дано определение юридического лица. Указанное определение содержит следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.
Организационное единство заключается в том, что любое юридическое лицо имеет определенную внутреннюю структуру и органы управления. Данная организация выступает как единое целое, способное решать определенные социальные задачи и отличается наличием структурных подразделений, управляемых из единого центра.
Данный признак также выражается в определении целей и задач организации, в установлении компетенции органов управления и порядке их деятельности. Работники, руководители должны знать, что представляет собой юридическое лицо как единое образование, чем это образование будет заниматься, кто и каким образом управляет ими, что представляет собой имущество. Закрепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре, либо в едином (типовом) уставе утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений такого рода.
Признак имущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества всех других субъектов гражданского права, в том числе государственных или муниципальных образований.
Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капитала (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государственных, муниципальных унитарных предприятий); а ее учетно-бухгалтерским отражением может служить самостоятельный баланс или смета.
В указанном определении юридического лица не указывается, на основе какого права имущество одного юридического лица обособляется от имущества других лиц. В ранее действовавшей редакции говорилось о таких правах, как право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Наличие подобных изменений, очевидно, обусловлено тем, что имущество юридического лица, в особенности коммерческой организации, на практике далеко не исчерпывается объектами, принадлежащими ему на одном из перечисленных вещных прав. Некоторые юридические лица, например посредническая контора или туристическая фирма, могут не иметь имущества на основании одного из указанных вещных прав. Все их имущество может состоять в средствах на счетах в банках, а необходимое помещение и инвентарь они могут арендовать.
Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица — следствие его имущественной обособленности (см. комментарий к ст. 56 ГК). В новой редакции комментируемой статьи сохранено ранее действовавшее правило о том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Наличие подобного правила обусловлено тем, что для юридического лица, как отмечено выше, характерен принцип обособленного имущества (имущество юридического лица специально обособляется от имущества учредителей и имущества других лиц для того, чтобы ограничить ответственность учредителей стоимостью имущественных вкладов).
Прежде всего, следует отметить, что в законе установлен принцип раздельной ответственности участников и самого юридического лица. В соответствии с ним юридическое лицо отвечает само по своим обязательствам. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК (см. комментарий к ней) участники полного товарищества несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам товарищества как юридического лица.
��ыступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица приобретают права и несут обязанности через свои органы, которые действуют на основе закона и учредительных документов.
- Решение Верховного суда: Определение N 46-АПГ12-11, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Рассматривая настоящее дело, суд пришел к выводу о противоречии статьи 10 Устава, содержащей положения о долях членов в его имуществе, открытии лицевых счетов членов на его балансе, о правах членов персонально управлять фондами, статьям 48, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, согласно которым члены профсоюзов не имеют прав на имущество профсоюза, а имущество профсоюза не подлежит разделению на доли…
- Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ17-8766, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 23, 32, 169, 171, 172, 246, 252, 313 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 48, 49, 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию налогового органа и признали решение инспекции в обжалуемой части законным и обоснованным…
- Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС15-3695, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Приладожский Кировского района Ленинградской области, в районе торгово-бытового центра, которое не участвовало в рассмотрении настоящего дела. По смыслу положений статей 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, только организация, признаваемая юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде…
Статья 48 ГК РФ. Понятие юридического лица (действующая редакция)
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
Все документы >>>
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42 (ред. от 24.12.2020)
«О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020)
«О судебной практике по делам о наследовании»
-
Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)
-
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021)
-
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020)
«Об организации страхового дела в Российской Федерации»
Все документы >>>
Гражданский Кодекс Российской Федерации 2021 — 2020
-
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2395
«О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» (вместе с «Уставом публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», «Правилами назначения генерального директора публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», «Положением о наблюдательном совете публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
-
Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 (ред. от 30.12.2020)
«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными
Все документы >>>
-
Приказ Росстата от 31.12.2020 N 874
«Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об общем объеме коммерческой перевозочной деятельности грузового автомобильного транспорта»
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2020 N 23-П
«По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго»
-
Приказ Минтранса России от 22.03.2013 N 93 (ред. от 30.05.2019)
«Об осуществлении Министерством транспорта Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета»
Все документы >>>
1. Юридическое лицо может быть учреждено:
— физическими и (или) юридическими лицами;
— публично-правовыми образованиями (об участии Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, см. гл. 5 ГК РФ).
Юридическое лицо — это организация, характеризующаяся следующими признаками:
1) имеет обособленное имущество;
2) отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему обособленным имуществом;
3) может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права;
4) может от своего имени нести гражданские обязанности;
5) может быть истцом и ответчиком в суде;
6) подлежит регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ (см. комментарий к ст. 50 ГК РФ).
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
2. В отношении отдельных организационно-правовых форм юридических лиц ГК РФ устанавливает ряд особенностей:
1) к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся:
а) государственные и муниципальные унитарные предприятия (см. § 4 гл. 4 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» ГК РФ, ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
б) учреждения (см. ст. ст. 123.21 — 123.23 ГК РФ);
2) к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (см. комментарий к ст. 65.1 ГК РФ; см. § 2 «Коммерческие корпоративные организации», § 6 гл. 4 «Некоммерческие корпоративные организации» ГК РФ).
3. Особое правовое положение занимает Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией РФ (см. ч. ч. 1, 2 ст. 75), ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом, основными целями деятельности которого выступают:
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
— развитие финансового рынка Российской Федерации;
— обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Судебная практика:
— Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (см. п. 32);
— Определение ВС РФ от 19.07.2016 по делу N 310-КГ16-1802, А14-3915/2015 (об оспаривании отказа, обязании регистрирующего органа совершить действия по внесению соответствующих изменений в ЕГРП и выдать свидетельство о государственной регистрации прав);
— Определение ВС РФ от 14.06.2007 N 58-Дп07-9 (законодательный орган власти является юридическим лицом и согласно уголовному законодательству не может быть признан в качестве субъекта преступления и субъекта уголовной ответственности);
— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.06.2015 N Ф01-1588/2015 по делу N А38-265/2014 (о привлечении председателя ликвидационной комиссии должника к субсидиарной ответственности по обязательствам последнего);
— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.04.2016 N Ф05-1907/2015 по делу N А40-21483/2014 (о признании незаконным отказа регистрирующего органа, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество).
1. Юридическое лицо может быть учреждено:
— физическими и (или) юридическими лицами;
— публично-правовыми образованиями (об участии Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, см. гл. 5 ГК РФ).
Юридическое лицо — это организация, характеризующаяся следующими признаками:
1) имеет обособленное имущество;
2) отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему обособленным имуществом;
3) может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права;
4) может от своего имени нести гражданские обязанности;
5) может быть истцом и ответчиком в суде;
6) подлежит регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ (см. комментарий к ст. 50 ГК РФ).
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
2. В отношении отдельных организационно-правовых форм юридических лиц ГК РФ устанавливает ряд особенностей:
1) к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся:
а) государственные и муниципальные унитарные предприятия (см. § 4 гл. 4 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» ГК РФ, ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
б) учреждения (см. ст. ст. 123.21 — 123.23 ГК РФ);
2) к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (см. комментарий к ст. 65.1 ГК РФ; см. § 2 «Коммерческие корпоративные организации», § 6 гл. 4 «Некоммерческие корпоративные организации» ГК РФ).
3. Особое правовое положение занимает Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией РФ (см. ч. ч. 1, 2 ст. 75), ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом, основными целями деятельности которого выступают:
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
— развитие финансового рынка Российской Федерации;
— обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Судебная практика:
— Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (см. п. 32);
— Определение ВС РФ от 19.07.2016 по делу N 310-КГ16-1802, А14-3915/2015 (об оспаривании отказа, обязании регистрирующего органа совершить действия по внесению соответствующих изменений в ЕГРП и выдать свидетельство о государственной регистрации прав);
— Определение ВС РФ от 14.06.2007 N 58-Дп07-9 (законодательный орган власти является юридическим лицом и согласно уголовному законодательству не может быть признан в качестве субъекта преступления и субъекта уголовной ответственности);
— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.06.2015 N Ф01-1588/2015 по делу N А38-265/2014 (о привлечении председателя ликвидационной комиссии должника к субсидиарной ответственности по обязательствам последнего);
— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.04.2016 N Ф05-1907/2015 по делу N А40-21483/2014 (о признании незаконным отказа регистрирующего органа, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество).
Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть 1
В Кодексе присутствует глава 4. В п. 1 ст. 48 ГК РФ разъясняется общее определение понятия «юридическое лицо». В качестве него выступает предприятие, имеющее обособленное имущество, отвечающее по собственным обязательствам. Организация может приобретать и реализовывать от своего имени права и нести обязанности, быть в суде ответчиком и истцом. Нормой предусмотрено обязательное условие, которое должно выполнить любое юридическое лицо. Ст. 48 ГК РФ предписывает организации пройти госрегистрацию. Информация о предприятии должна присутствовать в ЕГРЮЛ. В п. 2 ст. 48 ГК РФ установлено, что фирма регистрируется в организационно-правовой форме, определенной Кодексом.
Оно выражается в наличии одного высшего органа управления. Проще говоря, у юрлица двоевластия быть не может. Как правило, работа предприятия организуется определенной системой органов. Это может быть, например, генеральный директор, совет директоров, общее собрание. У каждой такой структуры есть круг полномочий. Обычно он достаточно широк. Однако высший руководящий орган в любом случае будет один.
Юридические возможности учредителей могут отличаться по своему объему. Участники хозяйственных обществ (товариществ и проч.), члены потребительских и производственных кооперативов обладают обязательственными правами по отношению к имуществу этих организаций. Учредители муниципальных/государственных предприятий имеют в отношении материальных ценностей этих юрлиц право собственности. В качестве участников в данном случае выступают МО, регионы страны и Российская Федерация. Право собственности на имущество также принадлежит учредителям учреждений.
Необходимо отметить, что законодательство устанавливает достаточно широкий перечень юридических лиц, в которых их участники не обладают ни обязательственными, ни вещными правами на имущество. К организациям такого типа, в частности, следует отнести религиозные и общественные объединения, союзы и ассоциации предприятий, благотворительные и прочие фонды. Например, согласно ст. 28, п. 2 ФЗ №95 «О политических партиях», в качестве собственников имущества этих объединений, в том числе их региональных представительств, выступает организация в целом. Ее члены не имеют прав на материальные ценности.
- Статья 49. Правоспособность юридического лица
- Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации
- Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица
- Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц
- Статья 52. Учредительные документы юридических лиц
- Статья 53. Органы юридического лица
- Статья 53.1. Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица
- Статья 53.2. Аффилированность
- Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
- Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица
- Статья 56. Ответственность юридического лица
- Статья 57. Реорганизация юридического лица
- Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
- Статья 59. Передаточный акт
- Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица
- Статья 60.1. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица
- Статья 60.2. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся
- Статья 61. Ликвидация юридического лица
- Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица
- Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица
- Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица
- Статья 64.1. Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица
- Статья 64.2. Прекращение недействующего юридического лица
- Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица
- Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица
- Статья 65.2. Права и обязанности участников корпорации
- Статья 65.3. Управление в корпорации
- Часть первая гражданского кодекса. Часть первая гражданского кодекса
- Раздел I. Общие положения
- Подраздел 1. Основные положения
- Глава 1. Гражданское законодательство
- Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
- Подраздел 2. Лица
- Глава 3. Граждане (физические лица)
- Глава 4. Юридические лица
- Параграф 1. Основные положения
- Параграф 2. Коммерческие корпоративные организации
- Параграф 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Параграф 6. Некоммерческие корпоративные организации
- Параграф 7. Некоммерческие унитарные организации
- Глава 5. Участие российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
- Подраздел 3. Объекты гражданских прав
- Глава 6. Общие положения
- Глава 7. Ценные бумаги
- Параграф 1. Общие положения
- Параграф 2. Документарные ценные бумаги
- Параграф 3. Бездокументарные ценные бумаги
- Глава 8. Нематериальные блага и их защита
- Подраздел 4. Сделки. решения собраний. представительство
- Глава 9. Сделки
- Параграф 1. Понятие, виды и форма сделок
- Параграф 2. Недействительность сделок
- Глава 9.1. Решения собраний
- Глава 10. Представительство. доверенность
- Подраздел 5. Сроки. исковая давность
- Глава 11. Исчисление сроков
- Глава 12. Исковая давность
- Раздел II. Право собственности и другие вещные права
- Глава 13. Общие положения
- Глава 14. Приобретение права собственности
- Глава 15. Прекращение права собственности
- Глава 16. Общая собственность
- Глава 17. Право собственности и другие вещные
- Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
- Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
- Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав
- Раздел III. Общая часть обязательственного права
- Подраздел 1. Общие положения об обязательствах
- Глава 21. Понятие обязательства
- Глава 22. Исполнение обязательств
- Глава 23. Обеспечение исполнения обязательств
- Параграф 1. Общие положения
- Параграф 2. Неустойка
- Параграф 3. Залог
- Параграф 4. Удержание вещи
- Параграф 5. Поручительство
- Параграф 6. Независимая гарантия
- Параграф 7. Задаток
- Параграф 8. Обеспечительный платеж
- Глава 24. Перемена лиц в обязательстве
- Параграф 1. Переход прав кредитора к другому лицу
- Параграф 2. Перевод долга
- Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств
- Глава 26. Прекращение обязательств
-
- Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
- Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по синхронному плаванию на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0230001611Я
- Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по бильярдному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0620002511Я
- Письмо ФТС России от 25.07.2017 N 14-40/40262 (ред. от 19.01.2021)
- Письмо ФТС России от 13.10.2014 N 14-40/48742 (ред. от 19.01.2021)
- Приказ ФНС России от 13.11.2020 N ЕД-7-14/820@ (ред. от 18.01.2021)
- Письмо ФТС России от 14.01.2020 N 14-40/00825 (ред. от 18.01.2021)
- Письмо ФТС России от 12.12.2019 N 14-40/77066 (ред. от 18.01.2021)
- Письмо ФТС России от 25.06.2014 N 14-40/29133 (ред. от 18.01.2021)
- Приказ Минкультуры России от 22.11.2013 N 1932 (ред. от 18.01.2021)
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).
4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.
Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть 3
Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе
1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».
3. Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.
Статья 123.3. Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов
1. В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Ч.3 статьи 48 ГК РФ
3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).
Если у вас остались вопросы по статье 48 ГрК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть 4
1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Комментарий к статье 3
1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения).
(Часть дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.
2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.
3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Комментарий к статье 5
1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье — проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
3. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
4. Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье — официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также — сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье — информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанной в пункте 5_1 статьи 6 настоящего Кодекса государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о введении в действие настоящего Кодекса) (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
1_1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 191-ФЗ.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 191-ФЗ.
1) пункт утратил силу с 5 мая 2020 года — Федеральный закон от 24 апреля 2020 года N 147-ФЗ;
2) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 мая 2020 года Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 147-ФЗ.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ.
2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ.
3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ;
5) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
(Пункт дополнительно включен с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ.
6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ.
7) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51_1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ)
Понятие архитектурно-строительное проектирование ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации подразумевает любую проектную документацию (чертежи, характеристики недвижимых объектов, сметы и т. д.), имеющие отношение к капитальным и реконструируемым застройкам, а также к их отдельным частям, находящимся на территории участка. Согласно действующему Законодательству РФ владельцем такого участка должно быть лицо, имеющее соответствующие полномочия, переданные ему государственными органами, что четко прописано в этой же 48 статье (п. 12,2).
Касаемо финансирования капитальных застроек или ремонта отдельных частей, то такими мероприятиями могут заниматься как государственные структуры (выделяя средства из бюджетного фонда), так и любые другие организации, владеющие небюджетными фондами. Однако первый вариант чаще выпадает тем владельцам земельных наделов, по чьей территории проходят объекты городской инфраструктуры, в том числе и федерального значения.
Важно! Если через объект архитектурного строительства проходят государственные или муниципальные части инфраструктуры, то владельцу такого объекта разрешается осуществлять строительство не только на территории, принадлежащей по закону, но и за пределами. При этом границы расширения земельного надела будут заранее согласовываться муниципальными органами самоуправления согласно Федеральному закону № 216-Ф3, часть 1.
Проектная документация по архитектурному градостроительству представлена в виде свода информации и материалов об объекте недвижимости (чертежи, карты, схемы, технические характеристики и т. д.) в текстовом формате. Благодаря такой документации граждане получают сведения о конструктивных особенностях конкретной застройки (или её частей), а также ранее принятых к ней инженерно-технических решения по:
- реконструкции;
- капитальному ремонту;
- строительству.
При этом подготовка такой документации согласно действующему законодательству (ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 12.1) не считается обязательной и проводится исключительно по собственному желанию владельца земельного участка. Применяется проектная документация к любым типам жилищного строительства – от частных домов в один этаж до трех-четырехэтажных зданий, имеющих статус общественной зоны.
Если же владелец земельного надела, на котором осуществляется капитальное строительство или реконструкция архитектурных объектов, принял решение подготавливать проектную документацию, то для этого следует обратиться в специальную редакцию для подписания соответствующего договора. Действовать самостоятельно при заполнении проектной документации категорически запрещено. Ведь в случае неправильного заполнения документов они будут считаться недействительными.
Судебная практика по 48 статье Градостроительного кодекса включает все судебные процессы и разбирательства, проведенные между землевладельцами, на чьей территории располагаются объекты архитектурного строительства, и третьими лицами, представляющими государственные и частные организации. Результаты вышеупомянутых разбирательств можно рассмотреть ниже в качестве примеров.