Ип по грузоперевозкам налоги в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ип по грузоперевозкам налоги в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:
- доход в год – 18 000 000 рублей;
- затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
- количество единиц транспорта – 5;
- количество работников – 6;
- расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).
Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.
Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.
Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.
Грузоперевозки в 2021 году: какую систему налогообложения выбрать для ИП
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
- Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
- УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
В интернете многое сказано о продлении «налоговых каникул» для малого и среднего бизнеса. Заявлялось, что грузоперевозчики на ПСН тоже вправе воспользоваться льготами. Однако послабления коснутся исключительно отраслей, пострадавших от COVID-2019: гостиничный бизнес, общепит, туризм и некоторые другие сферы. На предпринимателей из автоперевозок дополнительная отсрочка по уплате налогов не распространяется.
Чтобы перейти на патентный режим, предприниматель должен уведомить об этом территориальный орган ФНС РФ не позднее, чем за 10 дней до даты предполагаемого начала работы. Сделать это можно через сайт ведомства, используя личный кабинет.
ИП должен соответствовать ряду обязательных требований:
- Среднесписочная численность сотрудников – не более 15 человек;
- Максимальный доход – не более 60 млн.руб.;
- Извещение органа ФНС по месту осуществления деятельности (т.е. нельзя быть зарегистрированным в Туле, а работать в Москве);
Если первое и/или второе условие более не соблюдается, предпринимателю необходимо выбрать другую систему налогообложения. На это отводится 10 дней с момента наступления юридического события. Максимальный доход ИП не должен превышать 60 млн. руб. и в том случае, если применяется одновременно ПСН и УСН.
Преимущества ПСН:
- Отсутствие других налогов (не нужно заполнять отчётность и платить НДС, налога на имущество и доходы);
- Минимум отчётности;
- Возможность совмещения с другими режимами налогообложения;
- Право оказывать услуги физическим лицам и корпоративным клиентам.
Если патент приобретается на срок, не превышающий 6 месяцев, то сумма должна быть внесена не позднее окончания срока, указанного при подаче заявления. Если на 6-12 месяцев, то 1/3 вносится в течение 90 дней с начала срока действия ПСН, а остальная сумма – до окончания срока.
В 2021 году указанное правило не изменится. Кстати, если ИП оплатил патент за определённый срок, но отработал меньше (к примеру, в связи с прекращением деятельности), остаток может быть возвращён по его заявлению.
ИП для Грузоперевозок в 2021г. УСН или Патент?
Итак, глобальных изменений в ПСН в сфере грузоперевозок в 2021 году не планируется, что само по себе является хорошей новостью. Данная система налогообложения оптимальна для небольшого по объёму бизнеса, является пластичной и масштабируемой. Тем не менее, некоторые моменты остаются неурегулированными.
К примеру, ИП зарегистрирован в Московской области, но иногда оказывает услуги клиентам из столицы: на закон какого субъекта ориентироваться? Или областникам с москвичами вступать в правоотношения нельзя? Ведь куда выгоднее покупать патент в области, где подход гибче, нежели в столице. И всё же, стоит признать, что ПСН остаётся одной из немногих систем налогообложения, адаптированных под небольшие субъекты хозяйствования.
- Какую систему налогообложения выбрать для ИП в грузоперевозка
- Патент на грузоперевозки для ИП
- Стоимость патента на грузоперевозки для ИП в 2021 году
- Патент на грузоперевозки для ИП: заявление
- УСН для ИП в 2021: грузоперевозки
- УСН и ПАТЕНТ одновременно: грузоперевозки
- Грузоперевозки на ОСНО: бухучет и налоговый учет
- Cамозанятый: грузоперевозки 2021
- Предусмотрены ли налоговые каникулы для грузоперевозок в 2021 году?
- Какую систему налогообложения выбрать при грузоперевозках в двух городах
Из-за отмены ЕНВД приходится выбирать: УСН или патент на грузоперевозки для ИП. Мы предлагаем прочитать полный обзор одного и второго специального режима налогообложения. В конце статьи читайте ответы на самые популярные вопросы, в том числе может ли грузоперевозки в 2021 году осуществлять самозанятый.
Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.
До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.
С 2021 года ЕНВД отменен, поэтому для ИП с грузоперевозками остается только два режима:
- патент;
- УСН.
Ниже рассмотрим все плюсы и минусы, подводные камни обоих режимов.
Помощником в ведении налоговой и бухгалтерской отчетности станет программа от Класс365. Она упрощает заполнение документов, исключает ошибки и помогает контролировать движение финансов в компании. Попробовать в действии полный функционал программы Класс365 для автоматизации бизнеса можно прямо сейчас >>
Любой ИП на патенте обязан работать в соответствии с требованиями этой системы налогообложения:
- не больше 15 человек сотрудников;
- доход не должен превышать 60 млн;
- работать необходимо по месту прописки.
Если какое-то из этих условий не работает, то ИП следует поменять или же изначально выбрать другую систему. Например, УСН, где возможный размер дохода выше и нет привязки к регистрации.
У налоговой неоднозначное отношение к ИП, которые работают на патенте, а возят товары в другие города. В большинстве регионов на это закрывают глаза, в других же — могут пригрозить лишением патента. Однако последние пять лет неизвестно о судах по таким делам. В открытом доступе решения суда в пользу предпринимателей, однако это старые дела (2014 года).
Это поле предназначено для выбора транспорта:
01 — автомобильный транспорт по перевозке грузов;
02 — автомобильный транспорт по перевозке пассажиров;
03 — водный транспорт по перевозке пассажиров;
04 — водный транспорт по перевозке грузов.
Код выглядит так — 49.41.1
Он состоит из трех кодов-значений:
- 49 – деятельность сухопутного транспорта и трубопроводов;
- 49.4 – деятельность грузового автотранспорта и грузоперевозки;
- 49.41 – деятельность грузового автотранспорта.
Лист Б заполняется на каждую единицу автомобилей.
Записывается код типа транспортного средства (01 для автотранспорта, 04 — для водного).
В графе “Идентификационный номер” указывается VIN для автотранспорта, ИМО — для судов.
Также необходимо записать марку транспортного средства, регистрационный знак и грузоподъемность в тоннах (переписать информацию из техпаспорта).
Для грузоперевозок поле с количеством посадочных мест остается пустым.
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Предприниматель знает, если не доплатить, или что хуже, постараться обойти правила — последствия будут плачевны. Поэтому использовали полностью законные методы снижения сумм. В первую очередь это выбор системы налогообложения. Ведя одну и ту же деятельность, отчисления могут сильно измениться, просто выбрав другой налоговый режим.
Одно время в сфере грузоперевозок преобладала система ЕНВД (Единый налог на вменённый доход). Об этом была наша предыдущая статья: Выбор системы налогообложения для ИП грузоперевозки в 2020г. Однако с января 2021 года, данная система отменена. Это стало ударом для предпринимателей, надеявшихся, что ЕНВД все же оставят. Многим пришлось срочно выбирать новую систему налогообложения. Основные варианты: УСН и покупка патента.
УСН — упрощенная система налогообложения. Предприниматель освобождается от НДС и налога на прибыль. Вместо этого он, по своему выбору платит:
- 6% со всех доходов
- 15% с разницы между доходами и расходами.
Налоговый режим ориентирован на малый, частично средний бизнес. При этом, если Грузоперевозчик выберет УСН 6%, он может уменьшить размер налоговых платежей на сумму уплаченных страховых взносов. Если у ИП-грузоперевозчика есть наемные работники, не может быть больше 50% от суммы, подлежащей уплате.
Эту систему можно выбрать при выполнении следующих условий:
- Среднее число работников < 100 человек.
- Доход < 150 млн рублей.
- Остаточная стоимость основных средств < 150 млн рублей.
Если хотя бы одно правило не будет выполнено — у налоговой появятся претензии.
Грузоперевозки достаточно затратная сфера, выбор второго — в большинстве случаев будет предпочтительнее.
Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:
- не более 15 сотрудников
- доход не более 60 млн рублей в год.
Организации не могут применять патент.
Елена Мехоношина
С 2021 года многие грузоперевозчики перешли с отменённого ЕНВД на похожий по формату патент. Одно из условий патента — предприниматель работает только в регионе, где купил его. Хочешь работать в другом регионе, покупай патент и там тоже.
🌐 Межрегиональные грузоперевозчики здраво опасаются: не заставит ли налоговая покупать несколько патентов, если грузы ездят по всей стране? Тогда налог неоправданно вырастет. Хотим успокоить: в большинстве случаев достаточно одного патента — на свой регион. Рассказываем, что знаем по теме.
Местом заключения договора грузоперевозки должен быть свой регион — по бумагам и на деле.
Грузоперевозку оформляют двусторонним договором с подписями сторон. Но закон разрешает ограничиться заявкой заказчика и транспортной накладной на груз — ст. 785 ГК РФ.
В договоре и заявке местом составления должен значиться домашний регион грузоперевозчика. А в транспортной накладной — местом погрузки или выгрузки. Если в бумагах пропустить место заключения договора, по умолчанию это будет регион заказчика по выписке из ЕГРИП. А если заказчик иногородний — это плохо. Правила — из ст. 444 ГК РФ.
Для надёжности договариваться по условиям перевозки тоже лучше в своём регионе. Если вскроется, что предприниматель и клиент находились в чужом регионе, груз отвезли в какой-то ещё регион, а свой город вписали в бумаги для бухгалтерии, у налоговой появятся вопросы.
Сначала же, для того, чтобы понять на что переходить, вспомним, с чего переходить, то есть что такое ЕНВД и почему эта система налогообложения так популярна. А то ведь многие из тех, кто для налоговой отчётности пользуется услугами сторонних фирм, знать не знают, куда и за что они платят.
А с ЕНВД всё очень просто: из самого названия «Единый Налог на Вмененный Доход» понятно, что требуемый для уплаты налог начисляется не от реально полученных доходов, а от фиксированной, установленной государством, то есть вменённой, величины дохода.
Например, для грузоперевозок в 2020 году это выглядит в основном так:
вменённая Базовая Доходность 6000 рублей за одну единицу транспорта ✕ годовой инфляционный коэффициент 2,005 = получается 12030 рублей в месяц — такой доход как бы должен приносить один автомобиль. От этой суммы предприниматель и должен уплачивать 15% налога. То есть, если, к примеру, машина одна — всего 1805 рублей в месяц.
Причём, эти небольшие платежи можно ещё и сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных за себя и за работников (во втором случае, правда, только на 50%).
Итого, например, водитель-частник, работающий на собственном грузовике как Индивидуальный предприниматель на системе ЕНВД, фактически платит лишь социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же собственный счёт в Пенсионном фонде. При этом отчётность представляет собой несложную в заполнении декларацию, которую, правда, нужно сдавать 4 раза в год.
Вот такая простая и несомненно выгодная для предпринимателя-перевозчика система налогообложения.
Но, как было сказано, её действие должно прекратиться с 1 января 2021 года. Так что, разберём другие системы налогообложения, которые можно применять в автоперевозках, и попробуем выяснить, какая из них выгоднее для владельца одной машины или небольшого парка (напомню, что ЕНВД можно было использовать только при количестве техники не более 20-ти).
Переходим к УСН — Упрощённой системе налогообложения.
Она бывает двух видов: 6% от доходов или 15% от доходов минус расходы.
Это ещё одна простая система, не требующая сложных расчётов.
Предприниматель платит налог 6% от всех сумм полученных от клиентов, то есть, что называется, от грязного дохода.
✔ И всего 1 раз в год подаётся декларация, которую не сложно заполнять самому.
✔ Так же, как на ЕНВД, здесь можно уменьшать налог на сумму уплаченных страховых взносов.
Вот и всё — ничего сложного.
Но выгодна ли данная система для автоперевозчика?
— Финансовая нагрузка на УСН-доходы почти та же, что и при новом Налоге на Профессиональный доход (НПД). То есть, опять же, если от заказчика перевозки вам поступит 100000 рублей, 6% налога будут браться прямо от этой суммы и составят 6000 рублей. А если от 200000? Тогда уже 12000 рублей. И т.д.
Так что, перейдём к самому сложному режиму — Общей (или Основной) системе налогообложения — ОСН. Или, как её чаще сокращают — ОСНО.
Здесь надо сразу заметить, что ОСНО — не обязательно только для ООО, а УСН — не обязательно только для ИП.
ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) и ИП (Индивидуальный Предприниматель) — это организационно-правовые формы, а ОСНО, УСН и прочие — это системы налогообложения.
ООО (одна из форм юридического лица), может работать как на ОСНО, так и на УСН, и даже, при определённых условиях, на ЕНВД (правда, до конца 2020).
Точно так же и ИП может работать не только на упрощённых или специальных системах налогообложения, но и на общей, то есть на ОСНО.
Но зачем эти сложности частникам или небольшим фирмам?
Может ли оказаться для них выгодна ОСНО (общая система налогообложения)?
А также: есть ли смысл для небольших предприятий менять ИП на юридическое лицо (ООО)?
Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ установил перечень видов деятельности, которые нельзя осуществлять в рамках ПСН. Он будет содержаться в новом пункте 6 статьи 346.43 НК РФ.
ПСН нельзя применять в отношении услуг по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющих на праве собственности или ином праве (пользования, владения или распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Значит, разрешенное количество – это 20 и менее.
Так какие же машины нужно учитывать в этом количестве и какие не нужно?
Исходя из уточнения формулировки названия самой услуги, можно сделать вывод.
Возможность применения режима ПСН по автоперевозкам определяется не фактом эксплуатации ТС, а их наличием на праве собственности или ином праве (пользования, владения или распоряжения).
То есть в расчет нужно принимать не только собственные, но и арендованные или полученные в лизинг автомобили.
Кстати, среди собственного транспорта может быть и находящийся в ремонте. Его тоже нужно учитывать, потому что об эксплуатационном состоянии в норме ничего не сказано, а сказано только о праве пользования, владения или распоряжения.
Такой вывод можно прочитать в Определении Верховного Суда от 25 декабря 2017 г. № 302-КГ17-19445 относительно ЕНВД, но вы видите, что он актуален и для ПСН.
А вот те машины, которые сданы в аренду, учитывать не нужно. Ведь в этом случае у владельца нет прав владения и пользования ими. Так написано в статье 606 ГК РФ.
Вместо ЕНВД для ООО и ИП также существует возможность применять УСН с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Условия те же, что и для УСН Доходы, отличаются лишь ставки:
- 15%, пока сумма выручки не будет более 150 млн рублей с начала года либо среднегодовое количество работников – 100 человек;
- после этого ставка повышается до 20% до конца года.
В нашем примере действует ставка 15%. Рассчитаем налоговую нагрузку для ООО:
- сумма налога – (10 440 000 – 6 456 000) х 15% = 597 600 рублей;
- минимальный налог (1% от дохода) – 10 440 000×1% = 104 400 рублей. Это меньше исчисленной выше суммы, поэтому платим 597 600 рублей;
- всего ООО заплатит налогов и взносов – 597 600 + 270 000 = 867 000 рублей.
Для предпринимателя на расходном УСН расчет такой:
- суммы первоначального и минимального налога те же – 597 600 рублей и 104 400 рублей;
- сумма собственных взносов считается так – (10 440 000 – 6 456 000 – 300 000) х 1% + 40 874 = 77 714 рулей;
- итого ИП заплатит – 597 600 + 77 714 + 270 000 = 945 314 рублей.
✏ Как видим, бизнесмену из нашего примера выгоднее перейти на УСН 6%, чем на УСН 15%. Практика это подтверждает – считается, что такой режим подходит бизнесу, если затраты составляют до 70% от дохода. И действительно, в нашем примере затраты равны около 61,8% (6 456 000 / 10 440 000×100). |
Сравним результаты расчетов и решим, что делать владельцу бизнеса. Получается, что для грузоперевозок по данным из нашего примера предпринимателю наиболее выгодно применять патент. Организации же с аналогичными показателями лучше остановиться на УСН Доходы.
Итак, мы рассмотрели вопрос о том, какую систему налогообложения выбрать ООО и ИП для грузоперевозок без ЕНВД, который будет отменен в 2021 году. В заключение добавим, что те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения наемного труда, дополнительно могут рассмотреть для оказания услуг систему для самозанятых, то есть налог на профессиональный доход. В нашем примере НПД отсутствует, так как у ИП есть работники, а годовой доход превышает ограничение в 2,4 млн рублей.
Из действующих на территории РФ налоговых режимов, для грузовых перевозок подходят четыре:
- общая система налогообложения (ОСНО);
- упрощённая система налогообложения (УСН);
- патентная система налогообложения (ПСН);
- налог на профессиональный доход (НПД).
Индивидуальным предпринимателям доступны все четыре режима, юридические лица могут выбрать ОСНО или УСН.
Системы налогообложения, кроме ПСН, совмещать нельзя. ОСНО и ПСН, УСН и ПСН можно применять одновременно.
Переход с ЕНВД на другую систему налогообложения
«Моё дело» возьмёт на себя всю работу по переходу на другой режим.
Что лучше выбрать вместо ЕНВД для грузоперевозок
Замена ЕНВД на общую систему налогообложения для грузоперевозок пройдёт автоматически, если плательщик вменёнки не уведомит ИФНС о переходе на другой налоговый режим. В случае совмещения ЕНВД с УСН, плательщик перейдёт на упрощёнку.
ОСНО характеризуется большим количеством начисляемых и уплачиваемых налогов:
- для ИП — это НДФЛ, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, а также обязательные страховые взносы;
- для юридических лиц — налог на прибыль, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, и обязательные страховые взносы.
На каждый налог подаётся своя декларация, поэтому можно представить, какой объём работы придётся вести бухгалтеру. ИП обязаны заполнять книгу учёта доходов и расходов (КУДиР), а юридические лица — составлять ежегодный бухгалтерский баланс и приложения к нему.
В то же время, ОСНО — это единственная система налогообложения без ограничений. Их нет ни по выручке ни по численности работников. Она обязательна для всех ИП и компаний с выручкой больше 150 миллионов рублей в год.
Для грузоперевозчиков ОСНО будет интересна в случае работы с клиентами-плательщиками НДС. ИП и юрлицам на ОСНО выгоднее покупать у таких же плательщиков НДС, чтобы этот налог можно было принять к учёту или возместить из бюджета. Во всех других случаях применение этого налогового режима нецелесообразно.
Его можно применять только тем перевозчикам, которые оказывают услуги за рулём собственного автомобиля. При самозанятости нельзя нанимать работников. Плательщик НПД не уплачивает страховые взносы и не применяет контрольно-кассовую технику. Максимально разрешённая выручка — 2,4 миллиона рублей в год. Налог берут с дохода, по ставке 6% при расчётах с юридическими лицами, и 4% — с физическими лицами. Зарегистрироваться самозанятым можно в любое время через специальное приложение «Мой налог».
Что выбрать для грузоперевозок, решать предпринимателю.Нам кажется, что вместо ЕНВД с 2021 года целесообразно применять патент: у них схожие базы расчётов, возможность быстрого перехода на налоговый режим и обратно, совместимость с другими налоговыми режимами.
- ИП без работников на своей машине осуществляет грузоперевозки по всей стране. Сколько патентов необходимо получить при оказании услуг по перевозкам грузов в разные регионы?
- В региональном законодательстве для получения патента есть понятие базовая доходность по грузоперевозкам на 1 автомобиль, для патента есть ограничение 60 млн руб. Как эти данные совместить, если сумма базовой доходности значительно меньше?
- ИП на ПСН (грузоперевозки) может оказывать услуги юридическим лицам?
- Может ли ИП применять ПСН с 01.01.2021, если вид деятельности грузоперевозки при среднесписочной численности 16 человек и количество автомобилей 12?
- У ИП с работниками есть 2 патента: грузоперевозки и розничная торговля. Наемные сотрудники есть только на грузоперевозках. Как можно уменьшить патент на страховые взносы?
- Как считать грузоподъемность на патенте (Томская область)?
- Если машина в аренде, можно быть самозанятым?
УСН или патент для ИП: что выгоднее с 2021 года
Изменения ПСН в 2021 году для ИП
ПСН: страховые взносы 2021
Стоимость патента для ИП на 2021 год
Патент для ИП на 2018 год
Одним из самых выгодных налоговых режимов для грузоперевозок до 2021 года считался ЕНВД. В связи с его отменой предприниматели вынуждены рассматривать иные варианты налогообложения. Альтернативным вариантом для ИП выступает УСН или приобретение патента. Важным фактором, влияющим на окончательный выбор, становится стоимость патента на грузоперевозки.
ИП, проживающий во Владимирской области, занимается грузоперевозками, имея 1 транспортное средство. В 2021 г. он решил приобрести патент сроком на 2 месяца, с 01.02.2021 по 31.03.2021 г. (на 59 дней). Потенциальный годовой доход, утвержденный законом Владимирской области № 126 на 2021 год, составляет 170 000 руб.
В бюджет за патент ИП заплатит:
170 000 руб. х 6% х 1 ед. ТС /365 дн. х 59 дн. = 1649 руб.
Местное законодательство может ограничивать возможность применения ПСН по количеству автотранспорта (п. 2.1 ч. 8 ст. 346.43 НК РФ). Например, во Владимирской области патент можно приобрести ИП, у которых в распоряжении не более 10 единиц автотранспорта, в Кировской области допускается не более 15 ТС.
Решением местных властей величина годового дохода может быть привязана и к другому физическому показателю (пп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК), например, к грузоподъемности транспортного средства. В этом случае в формулу добавится значение утвержденного показателя.
Как ИП работать на патенте при оказании услуг грузоперевозки?
ИП занимается грузоперевозками автомобильным транспортом на территории Камчатского края. Используемый а/м — КАМАЗ 6520, грузоподъемность которого 20 т. Потенциальный годовой доход, согласно закону Камчатского края от 05.10.2012 г. № 121 (в ред. закона от 03.12.2020 № 529), составляет 49 900 руб. на 1 т грузоподъемности. Патент ИП решил взять на 3 месяца, с 01.04.2021 по 30.06.2021 (91 день).
В бюджет ИП должен заплатить:
49 900 руб. х 6% х 20 т / 365 х 91 дн. = 14 929 руб.
Если ИП берет патент сразу на несколько ТС, сначала рассчитывается стоимость по каждому а/м отдельно, затем полученные суммы складываются.
Новая формулировка ст. 346.51 НК РФ позволяет снижать сумму, уплачиваемую за патент для грузоперевозок ИП. Стоимость в 2021 г. уменьшается:
- на страховые взносы за себя и за работников (в ПФР, ФФОМС, ФСС, в т.ч. от несчастных случаев и профзаболеваний), уплаченные в периоде действия патента в пределах начисленных сумм;
- на величину пособий по нетрудоспособности, выплаченных предпринимателем из собственных средств (за исключением по несчастным случаям и профзаболеваниям);
- платежей за работников по добровольному личному страхованию.
ИП-работодателям разрешено снижать платеж до 50%, ИП без сотрудников вправе заявить об уменьшении налога до 100%.
Уплатив налоги, ИП может пользоваться всей полученной выручкой, как своими личными денежными средствами: расходовать ее на свое усмотрение, в любое время, бесплатно, не отчитываясь и не ограничиваясь в сумме выводимых средств.
Все доходы ООО являются собственностью организации. Их расходование должно иметь экономическое обоснование, быть согласовано между учредителями и отражено в бухгалтерском учете. На личные нужды учредитель может тратить только свои дивиденды, которые выплачиваются с периодичностью, установленной уставом общества. При этом прибыль делится между учредителями в соответствии с их совместным решением, а полученная учредителем доля прибыли может не совпадать с его долей в уставном капитале. Другим источником личных средств для учредителя общества может стать его зарплата, если он одновременно выполняет обязанности работника организации.
Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.
Для предпринимателей на УСН:
- Количество работников — не более 100.
- Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.
Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:
- Количество работников — не более 15.
- Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
- Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.
Вопрос № 1. Требуется ли ИП оформление лицензии на предоставление услуг грузоперевозок?
Лицензия, выдаваемая Министерством транспорта и связи, необходима при осуществлении перевозок за пределами страны или особо опасных грузов. В остальных случаях транспортировка производится без дополнительного разрешения.
Вопрос № 2. Необходимо ли указывать ОКВЭД по грузоперевозкам, если ИП планирует предоставлять грузовой транспорт в аренду?
Сдача автотранспорта в аренду у арендодателя не признается осуществлением грузоперевозок.
Понятно, что в первую очередь ИП интересует размер страховых взносов ИП «за себя», так как они меняются каждый год.
- Взносы ИП на обязательное пенсионное страхование «за себя» — 32448 руб.
- Взносы ИП на медицинское страхование «за себя» — 8426 руб.
- Итого: 40874 руб за полный 2021 год.
- И, конечно, не забываем про дополнительный взнос в ПФР в размере 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода.
ИП со стажем более 5 лет помнят такое интересное мероприятие, которое называется «сплошное статистическое наблюдение». Последнее было в 2016 году, а я о нем несколько раз писал на своем блоге, и сам сдавал эту анкету в Росстат.
Чего ждать?
Если кратко, то по итогам 2020 года Росстат будет собирать статистические данные по всем субъектам малого и среднего бизнеса (в том числе ИП).
Интересная новость для тех, кто применяет (или будет применять) онлайн-кассы.
Оказывается, Минфин подготовил новый законопроект, согласно которому, знаменитый 54-й федеральный закон будет отменен с 1 января 2021 года.
Но это не значит, что ФНС забудет про многочисленные правила и ограничения по применению онлайн-касс.
Разумеется, это не так.