Пенсионный Возраст В Беларусь 2021 Год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный Возраст В Беларусь 2021 Год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.
В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.
В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.
В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.
— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.
В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.
Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.
С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).
Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.
Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.
— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.
С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).
Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).
Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.
Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.
Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.
Пенсионный возраст в Беларуси. Новые данные на 2021 год
С 1 января текущего года в Беларуси на полгода вырос пенсионный возраст. Теперь на заслуженный отдых женщины смогут выйти в 57 лет и 6 месяцев, а мужчины, соответственно, в 62 года и 6 месяцев.
Поэтапное повышение пенсионного возраста в нашей стране началось с 2017 г. и продолжит увеличиваться, пока не составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Это произойдёт в 2022 г.
Вместе с пенсионным возрастом с 1 января вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь он составляет 18 лет.
Страховой стаж – это тот период работы гражданина, в течение которого работодатель уплачивал за него взносы в Фонд соцзащиты. С 2020 г. в страховой стаж включили срок срочной службы в армии.
Тому, кто по той или иной причине такого трудового багажа не накопил, можно рассчитывать только на социальную пенсию. Размер данной выплаты зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%). На сегодняшний день социальная пенсия составляет 129 руб. 6 коп. К слову, претендовать на неё женщины могут по достижении 60 лет, а мужчины – 65.
Теперь размер трудовой пенсии зависит от заработной платы, которую работник получал в течении 27 лет подряд. Если в этот период в работе были перерывы, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.
Непрерывность стажа на размер пенсии никак не влияет, а вот сумма зарплаты значение имеет. При расчёте индивидуального пенсионного коэффициента человека будет учитываться не только то, сколько зарабатывал пенсионер, но и то, как его зарплата соотносилась со средней заработной платой по стране.
Рассмотрим на примере. Фактический заработок за каждый месяц за последние 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получается 1 – значит, зарплата была средней, если 1,5 – значит, в полтора раза больше, а если 0,5 – в полтора раза меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество отработанных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой, которое и используют при расчете пенсии.
Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.
Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.
Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.
Отдел новостей «Электронного Солигорска»
Дата рождения | Пенсионный возраст, лет | Период выхода на пенсию | ||
---|---|---|---|---|
женщины | мужчины | женщины | мужчины | |
01.01-30.06.1962 | 01.01-30.06.1957 | 55,5 | 60,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1962 | 01.07-31.12.1957 | 56 | 61 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1963 | 01.01-30.06.1958 | 56,5 | 61,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1963 | 01.07-31.12.1958 | 57 | 62 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1964 | 01.01-30.06.1959 | 57,5 | 62,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1964 и младше | 01.07-31.12.1959 и младше | 58 | 63 | 01.07-31.12.2022 |
Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии. Так, если, мужчина, родившийся в октябре 1957 года и имеющий право выйти в заслуженный отпуск в октябре 2018 по достижении 61 года, изъявит желание оформить пенсионное пособие позднее, например, в марте 2019 года, то и сделать это он сможет уже лишь по достижении возраста 61 год и 6 месяцев, а именно, в апреле 2019, так как 1 января 2019 пенсионный возраст будет увеличен на полгода.
На конец 2019 года в Республике Беларусь насчитывается 2531900 пенсионеров, причем количество пенсионеров с каждым годом растет. Такая тенденция вынуждает государство ежегодно изыскивать дополнительные ресурсы для поддержания пенсионного фонда. На основе изменения общей численности пенсионеров можно сделать прогноз о предстоящих расходах на выплаты пенсий: к 2030 – на 20%. Однако решение о поэтапном повышении пенсии и составление новой таблицы выхода на пенсию с 2017 года позволит сократить расходы бюджета по данным статьям и, как минимум, до 2023 года поддерживать их на нынешнем уровне.
Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.
— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.
Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.
Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.
— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.
По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.
— Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов
В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»
Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
Пенсионный возраст в Беларуси: когда выходят на пенсию
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.
Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.
— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.
Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.
— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.
Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.
— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.
В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.
— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
Рождённые в:
- первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
- второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
- первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
- второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
- первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
- второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
- до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
- с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
- с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
- с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
- с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
- с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
- с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.
Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).
Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.
Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.
Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.
Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.
С 1 января 2021 года вырастет пенсионный возраст в Беларуси
- В 2017 году – минимум 16 лет:
- В 2018 году – минимум 16,5 лет;
- В 2019 году – минимум 17 лет;
- В 2020 году – минимум 17,5 лет;
- В 2021 году – минимум 18 лет;
- В 2022 году – минимум 18,5 лет:
- В 2023 году – минимум 19 лет;
- В 2024 году – минимум 19,5 лет;
- В 2025 году – минимум 20 лет.
18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».
Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).
Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.
Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.
Также Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2020 года подписал Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно этому документу военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.
БЕЛТА
Весной 2016 года Президент Белоруссии подписал Указ №137, призванный усовершенствовать пенсионное обеспечение. В течение 6 лет, пошагово, каждые полгода, повышают возраст выхода на заслуженный отдых.
Таблица от BBQcash, считаем вместе:
Год | Минимальный стаж | Пенсионный возраст | Дата рождения | Сроки выхода на заслуженный отдых | ||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен | |||
2020 | 17,5 | 62 | 57 | С июля 1958 г. | С июля 1963 г. | С июля 2020 г. |
2021 | 18 | 62, 5 | 57,5 | С января 1959 г. | С января 1964 г. | С июля 2021 г. |
2022 | 18,5 | 63 | 58 | С июля 1959 г. и младше | С июля 1964 г. и младше | С июля 2022 г. |
Интересное от BBQcash: Количество пенсионеров в 2019 году было около 2,6 млн. человек. Это составляет почти 28 % от 9,5 млн. жителей республики.
Когда назначают выплаты, контролирующие органы учитывают:
- дату обращения;
- выработку страхового стажа
- текущий возраст.
Минимальный страховой стаж – обозначение времени, на протяжении которого за сотрудника перечислялись взносы в соответствующий фонд. 17,5 лет – действующая цифра на 2020 год. Планируется, что каждые месяцев эту цифру будут увеличивать на полгода. В 2025 году минимальная цифра должна равняться 20 годам.
Из периода исключают такие явления:
- учёба;
- армейская служба;
- декретные отпуска, и так далее.
Социальную пенсию в минимальных размерах назначают всем гражданам, у которых не набран минимум по стажу в 20 лет к 2025 году.
Досрочное назначение пенсии допустимо для граждан, которые потеряли работу за 12 месяцев до достижения максимального возраста. Но в этом случае стаж должен составлять 33 и 38 лет у женщин и мужчин, соответственно.
- Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году
- Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
- Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
- Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
- Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
- Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году
Во многих странах практика повышения пенсионного возраста уже получила широкое распространение. Это связано с необходимостью реформировать действующую систему и снизить существующую нагрузку. Социальное и материальное обеспечение граждан при этом нисколько не страдает, наоборот – подобные меры актуальны в связи с необходимостью улучшить сложившееся положение. Правительство старается действовать постепенно, чтобы изменения не казались такими резкими. И чтобы сами граждане привыкали к изменениям.
При назначении выплат учитываются:
- количество лет;
- выработка страхового стажа;
- дата обращения.
Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
- перетяжка мягкой мебели
- ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
- полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
- реставрация и восстановление деревянных конструкций,
- изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
- работа со сложными моделями мебели.
Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49
Сайт: ditman.kraj.by
В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.
С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.
Сейчас БПМ для пенсионера составляет 195,15 рубля. То есть 73% от этой суммы — 142,46 рубля. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.
Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины — с 60 лет. При этом в 2019 году мужчины выходят на заслуженный отдых и получают трудовые пенсии по возрасту в 62 года, а женщины — в 57 лет. В 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев и 57 лет и 6 месяцев соответственно.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.
К примеру, женщине, которая родилась 15 января 1960 года и которая не выработала минимальный страховой стаж, с 15 января 2020-го назначили социальную пенсию по возрасту (при достижении 60 лет). В 2020 году необходимый страховой стаж — 17 лет 6 месяцев, у этой женщины — 14 лет. Но в 2021 году она сможет перейти на новый вид пенсии для работников с неполным страховым стажем. В ее случае размер трудовой пенсии составит 85% БПМ пенсионера — 165,88 рубля. То есть за каждый год страхового стажа сверх 10 лет ей назначат по дополнительных 3% БПМ для пенсионера (73% + 12% = 85% от БПМ для пенсионера).
Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.
В 2022 году минимальный страховой стаж будет уже 18,5 года, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 97% от БПМ для пенсионера.
В 2023 году минимальный страховой стаж вырастет до 19 лет, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 100% от БПМ для пенсионера.
С нового года реализуется и еще одно нововведение, касающееся пенсии, но уже другого вида — по потере кормильца. Законодательство расширяет круг лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Право на такую пенсию предоставляется в двух случаях. Первый — если гражданам по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, но при этом они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами или ремесленниками. Второй случай — если они индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, ремесленники, но на время ухода за ребенком до 3 лет приостановили соответствующую деятельность.
Следует отметить, что даже после завершения реформы выход на пенсию в Беларуси будет одним из самых ранних в Европе. В большинстве стран Евросоюза, США и Японии возраст выхода на пенсию для населения – 60-65 лет. При этом и мужчины, и женщины имеют в этом вопросе одинаовые права – разные сроки выхода для них не предусмотрены.
Согласно статистике, в Беларуси насчитывается свыше 2 млн. 350 тыс. пенсионеров. Каждый год это число увеличивается еще примерно на 40-50 тыс. человек, в то время как количество работающих людей прирастают не такими впечатляющими темпами. Чтобы решить «пенсионный вопрос», правительство и приняло решение инициировать непопулярную реформу.
Пенсионный возраст в Беларуси в 2018 году не сильно отличается от привычных всем значений – 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. В дальнейшем он будет расти, однако увеличение будет поступательным и не станет шоком для населения. А для экономики страны такое увеличение выхода на заслуженный отдых принесет только пользу.
По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».
При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:
«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».
Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.
Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.
При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.
Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.
Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.
Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.
Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.
Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.
Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.
Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.
Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.
Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.
Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.
Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.
С 1 января 2021 года повысится пенсионный возраст в Беларуси
В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. В 2020 это 17,5 лет, а к 2025 планируют увеличить до 20 лет. В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. Учеба в вузе и декретный отпуск не считаются, а с этого года в стаж входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали новый страховой стаж, попадают в «пенсионную ловушку» и не могут претендовать на трудовую пенсию, им назначают только социальную: мужчинам – с 65 лет, женщинам – с 60 лет. Сейчас это 129 рублей 6 копеек.
С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж.
Сейчас БПМ для пенсионера – 195 рублей 15 копеек. То есть 73% от этой суммы – 142 рубля 46 копеек. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.
Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины – с 60 лет. При этом в 2020 году на пенсию мужчины могут выйти в 62 года, а женщины – в 57 лет. При этом в 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев для мужчин и 57 лет и 6 месяцев для женщин.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть больше, чем БПМ для пенсионера (то есть пока 195 рублей 15 копеек).
По вопросам по новому виду пенсий надо обращаться в управления по труду, занятости и соцзащите гор- и райисполкомов, отделы соцзащиты администраций по месту получения пенсии.
04.02
Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2021 года его повысят на один год – до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.
С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.
Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин – 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.
С 2017 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.
Следовательно, с 2020 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.
Дата рождения | Пенсионный возраст (лет) | Период выхода на пенсию | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
01.01-30.06.1957 | 01.01-30.06.1962 | 60,5 | 55,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1957 | 01.07-31.12.1962 | 61 | 56 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1958 | 01.01-30.06.1963 | 61,5 | 56,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1958 | 01.07-31.12.1963 | 62 | 57 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1959 | 01.01-30.06.1964 | 62,5 | 57,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1959 и младше | 01.07-31.12.1964 и младше | 63 | 58 | 01.07-31.12.2022 |
Специалисты допускают, что власти могут в дальнейшем вновь поднять пенсионный возраст. Причем в первую очередь это касается женского населения, поскольку все чаще выдвигаются предложения уравнять пенсионный возраст, сделав его единым для всех.
Пенсионная реформа в Беларуси ежегодно касается 100 тыс. человек. Из них примерно половина будет ожидать выхода на пенсию дополнительные 6 месяцев, а все остальные — год.
В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:
- достичь установленного законодательством возраста;
- иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
- выработать определенный законом страховой стаж.
Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.
Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.
Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:
- армейская служба;
- уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
- обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
- декретный отпуск;
- получение пособия по безработице.
До 2013 года в Беларуси действовал сравнительно небольшой период страхового стажа —5 лет. Однако далее он увеличивался: с 2014 г. — до 10 лет, чрез год — до 15 лет. Сейчас страховой стаж составляет 17,5 лет, но к 2025 году после поэтапного и постепенного увеличения (на полгода ежегодно) он достигнет 20 лет.
В Японии, США, большинстве государств Европы люди обоих полов выходят на пенсию в одинаковом возрасте, который в разных странах находится в диапазоне 60-65 лет.
В России экономические власти проводят реформу, начавшуюся в 2019 году, она будет длиться до 2028 года. В результате пенсионный возраст поднимется до 65 и 60 лет (это касается соответственно мужского и женского населения). Именно такие показатели сегодня в Польше, где в 2017 г. пенсионный возраст резко снизили (до этого он был 67 лет для всех).
В государствах Прибалтики сейчас проводится пенсионная реформа, которая закончится в Эстонии и Литве в 2026 году, а в Латвии на один год раньше. Граждане этих стран станут выходить на пенсию в 65 лет.
Страна | Мужчины | Женщины |
---|---|---|
Германия | 65-67 | 65-67 |
Польша | 65-67 | 60-67 |
Финляндия | 62-68 | 62-68 |
Швеция | 61-67 | 61-67 |
Италия | 57-65 | 57-65 |
Норвегия | 67 | 67 |
Австрия | 65 | 60 |
Бельгия | 65 | 65 |
Великобритания | 65 | 65 |
Грузия | 65 | 60 |
Испания | 65 | 65 |
Канада | 65 | 65 |
Кипр | 65 | 65 |
Латвия | 65 | 65 |
Люксембург | 65 | 65 |
Нидерланды | 65 | 65 |
Португалия | 65 | 65 |
США | 65 | 65 |
Хорватия | 65 | 60 |
Швейцария | 65 | 64 |
Япония | 65 | 65 |
Македония | 64 | 62 |
Черногория | 64 | 59 |
Армения | 63 | 63 |
Болгария | 63 | 60 |
Казахстан | 63 | 58 |
Кыргызстан | 63 | 58 |
Словения | 63 | 61 |
Эстония | 63 | 61 |
Азербайджан | 63 | 58 |
Литва | 63 | 60 |
Венгрия | 62 | 62 |
Молдова | 62 | 57 |
Словакия | 62 | 55-59 |
Чехия | 61год 10месяцев | 56-60 |
Россия | 60 | 55 |
Китай | 60 | 50-55 |
Украина | 60 | 55 |
Франция | 60 | 60 |
Во всех государствах, проводящих пенсионные реформы, главными причинами нововведений называются стремительный рост числа стареющего населения по сравнению с количеством трудоспособных граждан. В экс-советских странах это, как правило, является прямым следствием демографического провала 1990-х годов, ставшего причиной снижения рождаемости.
В соответствии с пенсионной реформой, стартовавшей в Белоруссии в 2017 году, возраст выхода на пенсию будет повышаться ежегодно на 6 месяцев вплоть до 2023-го. Преобразования касаются и будущих пенсионеров, и будущих пенсионерок.
На 2020-й выход на пенсию в Беларуси:
- Для граждан — 62 года.
- Для гражданок — 57 лет.
Белорусское правительство считает, что введенная им система ступенчатого повышения пенсионного возраста приносит и гражданам, и государству одну только пользу:
- Ежегодное увеличение пособий пожилым людям, уже вышедшим на пенсию.
- Стабилизация экономического положения пенсионного фонда — в частности, препятствование уменьшению его доходных статей.
- Смягчение дефицита рабочей силы на внутренних рынках труда.
Чтобы не запутаться с возрастом оформления пенсии, белорусские граждане могут воспользоваться таблицей:
Год/ пенсионный возраст (лет) | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Граждане | 61,5 | 62 | 62,5 | 63 | 63 |
Гражданки | 56,6 | 57 | 57,6 | 58 | 58 |
Важно сверяться со своим годом рождения и периодом, с которого возможно оформить пенсион.
Год | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Дата рождения женщины | 1-е полугодие 1963 | 2-е полугодие 1963 | 1-полугодие 1964 | 2-полугодие 1964 | 1965 |
Дата рождения мужчины | 1-е полугодие 1958 | 2-е полугодие 1958 | 1-е полугодие 1959 | 2-е полугодие 1959 | 1960 |
Возможность оформить пенсию (для обоих полов) | 2-е полугодие 2019 | 2-е полугодие 2020 | 2-е полугодие 2021 | 2-е полугодие 2022 | 2023 |
Вместе с повышением возраста оформления пенсии в Беларуси увеличился и страховой стаж — минимальный период, на протяжении которого нужно перечислять взносы в ФСЗН (Фонд социальной защиты населения). В 2014-м он составлял 10 лет, в 2015-м — уже 15.
С 2015-го увеличение страхового стажа проходит по четкой схеме: каждый год — на 6 месяцев. В 2020 году он равняется уже 17,5 годам. Увеличение прекратится только к 2025-му, когда минимальный стаж страховых отчислений составит 20 лет. Впрочем, существуют мнения, что он продолжит повышаться и в дальнейшем.
Понятия «минимальный трудовой стаж» в современной Беларуси уже не существует. Для получения пенсии по возрасту сегодня не важно количество честно проработанных лет. Учитывается только период, на протяжении которого гражданин исправно отчислял пенсионные взносы в Фонд соцзащиты населения. Неофициальная, «серая» трудовая занятость здесь не учитывается.
В таблице — наглядный пример повышения страхового стажа для белорусов.
Год: | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
Стаж (лет): | 17 | 17,5 | 18 | 18,5 | 19 | 19,5 | 20 |
Нехватка страхового стажа — серьезная проблема для будущих пенсионеров. Грозит тем, что пожилому человеку будет назначен самый минимальный социальный пенсион — порядка $ 50 (около 3200 российских рублей). Такое положение дел при этом не считается нарушением прав человека, так как реформа распространилась только на работающих людей, а не на тех, кто уже оформил пенсию.
Однако правозащитники отмечают, что немало белорусов стали «заложниками ситуации»: их коллеги, буквально за полгода раньше вышедшие на заслуженный отдых, оказались с приличным обеспечением, в то время как чуть младшим сотрудникам приходилось работать еще минимум полгода, чтобы получить право на достаточный пенсион. Притом в условиях, когда человек предпенсионного возраста до сих пор обладает низкой конкурентоспособностью на рынке труда.
Специалисты уверены, что увеличение пенсионного возраста для белорусов не прекратится к 2023-му. Вероятнее, к тому времени правительство подготовит следующую реформу. Большинство мнений сходится к мысли, что главным образом она коснется женщин. Возможно, пенсионный возраст для гражданок повысится до 60 лет. Такое предложение рассматривалось при подготовке реформы 2017 года, но в конечном счете от него отказались.
Повышение пенсионного возраста для гражданок вызвано и тем, что женщины в Беларуси живут на десятилетие дольше:
- пенсионеры — 69,3 года;
- пенсионерки — 79,2 года.
Идею необходимости дальнейшего (после 2023 года) повышения пенсионного возраста поддерживает Международный валютный фонд, предоставляющий Беларуси кредиты в обмен на следование ряду обязательств. Более того, в 2016 году МВФ уже выступал с предложением повышения пенсионного возраста в стране и для граждан, и для гражданок до 65 лет.
Причина этого — в двух негативных факторах: систематической миграции белорусов из родной страны и низкой рождаемости. На сегодня каждый 4-й гражданин — человек преклонного возраста. В будущем старение населения еще более усугубится: через 30 лет число пенсионеров превысит число людей трудоспособного возраста.
О том, что действующий пенсионный возраст — «непозволительно» ранний, говорит и статистика. На конец 2018-го в Белоруссии было зарегистрировано 2 102 000 пенсионеров именно по преклонному возрасту. При этом каждый четвертый из них продолжал работать. В Минске число трудящихся пенсионеров составило и вовсе 35 %.
Прогнозируется, что в будущем рождаемость в стране продолжит снижаться, а число трудоспособных людей не будет увеличиваться. Чтобы спасти экономику государства от кризиса, выход — в дальнейшем повышении возраста выхода на пенсионное обеспечение.
Принесла ли пенсионная реформа 2017 года значимую пользу Беларуси, пока что говорить рано. Известно однако, что летом 2019 года Президент поручил своему аппарату проверить ее эффективность. Уже объявлено: в 2020 году планируются новые значительные поступления из государственного бюджета в ФСЗН.
С 1 января будет иначе рассчитываться трудовой стаж для многодетных матерей при назначении пенсии. Мамам четверых и более детей в общий стаж будут засчитывать декретный отпуск до 12 лет (раньше 9). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (раньше — 17,5 лет).