Валютный контроль физических лиц 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютный контроль физических лиц 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей и выше (в том числе сделанные в иностранной валюте, если рублевый эквивалент перевода превышает этот порог);

снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона, если его сумма 100 000 рублей и более;

ставки в лотерее и других азартных играх на сумму от 600 000 рублей (также в числе контролируемых остается выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму).

Также с 2021 года будут контролироваться расчеты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму не менее 3 млн рублей. Пока же такой контроль обязателен только для сделок по передаче права собственности на недвижимость от 3 млн рублей и выше (купля-продажа, мена и рента).

Иными словами, поправки расширяют перечень контролируемых сделок с недвижимостью: теперь добавляется и аренда, и ипотека, и коммерческий наем жилья и т. д.

Поэтому нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих средств на покупку недвижимости. Это придется сделать, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки. Например:

если цена договора намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости;

если по сделке передается крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социальноэкономическому статусу ее участников (например, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жилье).

Подробный перечень этих признаков представлен в разъяснительном Письме Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546.

когда снимаются или зачисляются на счет юридического лица наличные деньги;

когда гражданин покупает иностранную валюту (а вот обычный обмен банкнот с 2021 года исключается из числа подконтрольных операций);

когда открывается банковский вклад в пользу третьего лица и при этом счет пополняется наличными деньгами;

когда гражданин получает выплату по договору страхования жизни или пенсионного страхования.

^К началу страницы

Правила представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 (далее – Правила).

По всем счетам (вкладам), открытым в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется один отчет с соответствующим количеством листов № 2 и 3.

Документы, связанные с проведением валютных операций, сроки, порядок их оформления и представления указаны в Инструкции Банка России № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

К документам валютного контроля относятся:

1. Документы, связанные с проведением валютных операций, перечисленные в части 4 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
2. Справка о подтверждающих документах, в том числе корректирующая;
3. Заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля;
4. Заявление о снятии контракта с учета;
5. Заявление об оформлении документов валютного контроля.

Надлежащим образом оформленные документы и информация, требования о представлении которых установлены Инструкцией № 181-И, в 2020-2021 годах направляются в Банк на бумажном носителе и (или) в электронном виде клиентами-резидентами, являющимися:

1. Юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»).
2. Физическими лицами – индивидуальными предпринимателями.
3. Физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Документы валютного контроля должны быть представлены в уполномоченный банк в сроки, установленные Инструкцией № 181-И. Банк проверяет поступившие документы и информацию на предмет достаточности, достоверности, соблюдения установленного вышеназванной Инструкцией порядка заполнения и своевременного представления.

Вышеперечисленные документы валютного контроля представляются, в том числе, по контрактам, требующим постановки на учет.

Согласно Инструкции № 181-И постановке на учет подлежит контракт, общая сумма обязательств по которому равна или превышает следующие эквиваленты:

• для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
• для экспортных контрактов — 6 млн. рублей.

Смягчение валютного законодательства в России с 1 января 2021 года

При проведении резидентом валютных операций одной из форм учета по ним является справка о подтверждающих документах (п. 1.5 Инструкции ЦБ № 138-И). О порядке заполнения этой справки расскажем в нашем материале.

Форма справки о подтверждающих документах, а также порядок ее заполнения приведены в Приложении 5 к Инструкции Банка России № 138-И.

Поясним некоторые вопросы заполнения отдельных полей справки о подтверждающих документах:

• в поле «Наименование банка ПС» приводится полное или сокращенное фирменное наименование банка, в который резидент представляет справку;
• в поле «Наименование резидента» указывается полное или сокращенное фирменное наименование лица, представившего справку;
• в поле «По паспорту сделки N» приводится номер паспорта сделки, по которому представляются подтверждающие документы, указанные в справке;
• в графе 4 «Код вида подтверждающего документа» отражается один из кодов видов подтверждающих документов, указанных в п. 5 Порядка (Приложении 5 к Инструкции ЦБ № 138-И) и рассмотренных нами в отдельной консультации;
• графа 9 «Признак поставки» заполняется только в том случае, если в графе 4 указаны коды видов подтверждающих документов 01_3, 01_4, 02_3, 02_4, 03_3, 03_4, 04_3, 04_4, 15_3 или 15_4.

Код в графе 9 в 2020-2021 годах может принимать одно из следующих значений:

а) 1 — исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента;
б) 2 — предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты;
в) 3 — исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента;
г) 4 — предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты.

Порядок заполнения остальных показателей справки о подтверждающих документах можно найти в Приложении 5 к Инструкции Банка России № 138-И.

Договором между организацией и банком может быть предусмотрено, что банк сам заполняет справку о подтверждающих документах на основании представленных организацией документов (п. 9.4 Инструкции ЦБ № 138-И).

Главные изменения коснулись того, что, начиная с отчета за 2020 год в документе помимо движения денежных средств теперь необходимо указать стоимостное выражение таких финансовых активов на начало и конец отчетного периода, а также стоимостное выражение таких финансовых активов, зачисленных и списанных на счет (вклад), со счета (вклада) в отчетном периоде в денежном эквиваленте.

В новой форме отчета законодатель предлагает выбрать ИОФР, в которой у налогоплательщика имеется зарубежный счет. По данным из Отчета это могут быть:

  • небанковская кредитная организация (прим. автора: т.е. Платежная система)
  • страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни (прим. автора: т.е. законодатель настаивает на том, чтобы полисы страхования жизни также включались в отчет)
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность (прим. автора: т.е. Брокеры)
  • управляющий по договору доверительного управления имуществом (прим. автора: т.е. Если у Вас имеется зарубежный счет в частной организации, которая для Вас управляет Вашими деньгами — в отношении такого счета с 2021 года формально необходимо подать отчет. Распространено, например, в Канаде, при операциях с morgage)
  • негосударственный пенсионный фонд (прим. автора: т.е. счет в различных фондах пенсионного накопления. Распространено, например, в США, когда при работе по трудовому договору на американскую компанию, работнику открывается счет в такой пенсионной организации, на который перечисляется его будущая пенсия, доступ к которой возможен только в будущем)
  • акционерный инвестиционный фонд
  • управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда
  • центральный контрагент
  • управляющий товарищ инвестиционного товарищества
  • иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента (прим. автора: т.е. как Вы видите, список таких ИОФР достаточно расширен)

При этом, в в отчет также нужно указать, какие именно «иные активы» имеются на зарубежном счете в ИОФР. Форма предполагает следующие активы:

  • ценные бумаги
  • производные финансовые инструменты (опционы, свопы, свопционы, форвардные/фьючерсные контракты, депозитарные расписки и тп)
  • доли участия в уставном (складочном) капитале юридического лица
  • доли участия в иностранной структуре без образования юридического лица
  • права требования из договора страхования
  • иные финансовые активы, не включенные в вышеуказанный перечень

Важный момент: если на счете в ИОФР находятся только денежные средства (например, платежная система) — заполняются лисы 2 и 3 Отчета (т.е. лист, содержащих информацию о движении только денежных средств).

Если на счете в ИОФР находятся и денежные средства, и иные активы (например, некоторые брокерские счета) — заполняются лисы 2, 3, 4, 5 Отчета (т.е. листы, как содержащие информацию о движении только денежных средств, так и оценочные стоимости, например, ценных бумаг.).

НАПРИМЕР:
По состоянию на 1 января 2020 года у Вас на брокерском счете имеется определенный портфель ценных бумаг. Стоимостную оценку этого портфеля можно увидеть, заказав у брокера Portfolio 31.12.2019, т.е. в Портфолио по состоянию на конец 2019 года, стоимость которого автоматически перейдет на начало 2020 года. Если в течение 2020 года Вы не покупали и не продавали ценные бумаги, то в ОДС 2020 нужно будет отразить стоимость портфеля на начало года и стоимость портфеля на конец года. Строки «Стоимость финансовых активов, зачисленных на счет» и «Стоимость финансовых активов, списанных со счета» — проставляются нули.

Если в течение года Вы закрывали позиции (продавали ценные бумаги) — стоимость продажи должна быть указана в строке «Стоимость финансовых активов, списанных со счета». При этом образовавшиеся от продажи бумаг денежные средства должны включиться в Листе 3, в строку «Зачислено денежных средств за отчетный период всего».

Если в течение года бумаги и покупались, и продавались (причем, как часто бывает на практике — одни и те же бумаги) — необходимо суммировать все стоимости продаж и стоимости покупок.

В целом тем, у кого зарплата белая, волноваться не стоит, а вот получающим её в конверте придётся задуматься, смогут ли они в случае проверки указать источник происхождения средств, отметил Магомедов.

Кроме того, с 2021 года в сферу контроля будут попадать все сделки с недвижимостью с расчётами как в наличной, так и в безналичной форме, если они проводятся на сумму не менее трёх миллионов рублей. Это коснётся не только тех сделок, где происходит передача прав собственности (купля-продажа или мена), но и тех, где права не отчуждаются (например, аренда).

Причём сообщать в Росфинмониторинг о сделках с недвижимостью обязаны будут не только банки, но и нотариусы. Кстати, в фискальных органах утверждена и новая методика контроля, в которой среди прочего отдельно говорится о необходимости внимания к сделкам, где цена, указанная в договоре, явно ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Также у Росфинмониторинга могут возникнуть вопросы, если приобретатель недвижимости выкладывает за неё крупную сумму наличными, не имея при этом декларируемых источников дохода.

Теперь формально по каждому расчёту по сделкам с недвижимостью, если сумма более трёх миллионов рублей, банк будет запрашивать пояснения и документы по договору, копии будут храниться в деле клиента, а в Росфинмониторинг отправится справка о наличии или отсутствии признаков сомнительности сделки. Таким признаком может быть её необычный характер или отсутствие явного экономического смысла договора. Например, если юридическое лицо приобретает за крупную сумму объект недвижимости, никак не связанный с его деятельностью, или если физическое лицо дарит юридическому недвижимость и т.д.

Несмотря на то, что государство – это главный регулятор финансовых операций, оно действует через уполномоченные органы:

  • Правительство РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Таможенный комитет;
  • органы исполнительной власти субъекта РФ.

Это – верхушка валютного контроля. Ниже находятся непосредственные исполнители законов: банки и кредитные организации. Они работают с лицами, осуществляющими операции в валюте.

При этом коммерческие банки – это не бесправные организации, которые выполняют указания клиента. У них имеются полномочия по блокировке счетов, запрете перевода денег при невыполнении требований законодательства. Поэтому, принимая на обслуживание гражданина или организацию, они в первую очередь заключают с ним договор и разъясняют все положения закона.

К органам валютного контроля относится также ФНС. Хотя ведомство выполняет в данной сфере относительно небольшой перечень функций, без его согласования невозможно проведение некоторых операций.

Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения января

Валютный контроль – это одна из главных задач государства по формированию экономического пространства для участия в нем не только граждан РФ и российских предприятий, но и зарубежных партнеров. С целью организации единой монетарной политики государство в лице уполномоченных органов проводит контроль за обращением валюты и сделками, совершенными с ее участием. Главное условие – невмешательство в дела граждан и организаций до тех пор, пока их действия не нарушают законы РФ.

  • появился незаконный оборот валюты, который нелегально находился под опекой полиции
  • народ нашел выход в покупке американской валюты в соседнем Уругвае
  • границу с Уругваем пришлось полностью закрыть для товаров и граждан
  • импорт товаров стал происходить при помощи Интернета, возросла доля сетевой торговли, а прибыли местных производителей упали
  • при помощи онлайн-платежей деньги выводились в Уругвай, там обменивались и возвращались на счета граждан уже в долларах

Аргентине к кризисам не привыкать – за 200 лет истории страна пережила уже восемь дефолтов. У нас дефолтов было меньше…

ОСТАЕТСЯ НАДЕЯТСЯ, ЧТО ТАКАЯ УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИ КОТОРОЙ ЗАПРЕТЯТ ВАЛЮТНЫЕ И (ИЛИ) ВАЛЮТНО-ОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ В БЕЛАРУСИ, НЕ НАСТУПИТ…

Чтобы не пропустить ВАЖНОЕ — новости, комментарии, разъяснения законодательства от налогового консультанта и юриста — просто подпишитесь на наш Telegramканал!

И не забудьте о своих друзьях и коллегах — отправьте и им ссылку!

Подписаться:

  • Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
  • Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
  • Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
  • Нацбанк и СовМин РБ введут запрет на операции с валютой в Беларуси? Валютное регулирование с 9.07.2021 30.01.2021
  • Новый КоАП Республики Беларусь. Текст 24.01.2021

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Рассматриваемые изменения затрагивают также и правила представления физическими лицами-резидентами РФ отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ в налоговые органы по месту своего учета. В соответствии с одним из таких правил, физические лица будут освобождены от обязанности составлять и представлять упомянутые отчеты при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. счет открыт в банке (иной финансовой организации) государства-участника ЕАЭС или государства, осуществляющего автообмен с РФ;
  2. общая сумма денежных средств, зачисленных на счет, либо списанных со счета за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей;
  3. остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на него не осуществлялось.

Указанное правило будет иметь эффект обратной силы, т.е. будет применяться к отчетным периодам по зарубежным счетам начиная с 1 января 2018 г.

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб.

документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

от 3 млн руб. до 6 млн руб.

контракт для регистрации

свыше 6 млн руб.

контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Образец заполнения СПД можно скачать здесь

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней

от 5 до 15 тыс. руб.

от 0,5 до 1 тыс. руб.

от 10 до 30 дней

от 20 до 30 тыс. руб.

от 2 до 3 тыс. руб.

более 30 дней

от 40 до 50 тыс. руб.

от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 427-ФЗ.

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 293-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 398-ФЗ.

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также — органы и агенты валютного контроля).
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ.

Комментарий к статье 2

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Комментарий к статье 3

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

1. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

2. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июня 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 406-ФЗ.

____________________________________________________________________

Часть 3 настоящей статьи в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации вступил в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 19 июня 2005 года) — см. подпункт 2 пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
— Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Комментарий к статье 5

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Комментарий к статье 6

(статья не действует с 1 июля 2006 года — абзац третий пункта 3 статьи 26 настоящего Федерального закона (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 131-ФЗ).)


Комментарий к статье 7


Как пройти валютный контроль в банке

ЦБ планирует выпустить рекомендацию, где посоветует банкам не отказывать клиентам с низким уровнем риска в проведении операций, даже если эти операции соответствуют критериям сомнительных.

Также готовят закон об автоматическом доступе банков ко всем данным физических лиц и юридических лиц. Банки будут получать информацию об изменении номера телефона клиента, его отчислениях в ПФР, ИФНС и другие.

Банк России работает над созданием механизма удаленной идентификации физических лиц в единой биометрической системе. Клиенты банков смогут получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью изображения лица и голоса.

Изменения в КоАП в части валютного регулирования значительно связаны с новой редакцией Закона о валютном регулировании и валютном контроле, которая вступит в силу 9 июля 2021 года. Новый закон отменяет правило о необходимости разрешения Национального банка на проведение резидентами Беларуси валютных операций с нерезидентами. Сегодня такое разрешение необходимо получать резидентам — физическим лицам в некоторых случаях при инвестировании за рубежом. С 9 июля 2021 года разрешительный порядок заменяется более простым — регистрационным: валютный договор, оформляющий операцию по инвестированию, необходимо будет зарегистрировать в Беларуси; до этой же даты — по-прежнему обращаться в Нацбанк за выдачей разрешения.

Согласно текущей редакции КоАП, проведение валютной операции без разрешения Нацбанка (когда такое разрешение требуется) является административным правонарушением и влечет для резидента наказание в виде штрафа от 50 до 100 базовых величин (от 1450 до 2900 белорусских рублей). В новой редакции КоАП эта норма отсутствует.

Также законом с 9 июля 2021 г. отменяется разрешительный порядок на открытие счетов в иностранных банках и иных кредитно-финансовых организациях. Сегодня такое разрешение, выдаваемое Нацбанком, необходимо резидентам — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Открытие счета без разрешения влечет наложение штрафа от 20 до 50 базовых величин (от 580 до 1450 белорусских рублей); в новой редакции КоАП данной нормы также нет.

Юристы отмечают, что новый закон о валютном регулировании, отменяющий разрешительный порядок инвестирования и открытия иностранных счетов, вступает в силу на несколько месяцев позже, чем новый КоАП, отменяющий санкции за несоблюдение разрешительного порядка.

С 1 марта 2021 г. (дата вступления в силу нового КоАП):

  • должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, которые, согласно новой редакции КоАП, не являются административными правонарушениями;

  • должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные новой редакцией КоАП;

  • не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с новой редакцией КоАП.

В новой редакции КоАП изменены сроки наложения административного взыскания и привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере валютного регулирования. На данный момент данный срок составляет 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (как для физических, так и для юридических лиц).

Со вступлением в силу новой редакции КоАП 1 марта 2021 года сроки дифференцируются в зависимости от того, кто совершил правонарушение. При совершении правонарушения:

  • физическим лицом — взыскание налагается не позднее 2 месяцев со дня совершения, а если правонарушение длящееся — со дня обнаружения/прекращения (если правонарушение обнаружено после его прекращения);

  • индивидуальным предпринимателем (если оно связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью), юридическим лицом, а равно должностным лицом (в случае если правонарушение связано с неисполнением либо ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей) — не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения и 6 месяцев со дня его обнаружения.

Таким образом, изменения в сроках привлечения к ответственности в новой редакции существуют для физических лиц. Юристы обращают внимание, что с 1 марта 2021 г. (дата вступления в силу нового КоАП) должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, по которым, согласно новой редакции КоАП, истекли сроки наложения административных взысканий.

Кроме того, законом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте и рублях не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. По мнению Элины Коскиной, данная норма не столько расширяет права резидентов, сколько увеличивает нагрузку по отчетности как на физических, так и юридических лиц.

«Поправка сближает банковские и брокерские счета. Однако, если раньше о счетах в брокерских организациях не было необходимости подавать уведомления и отчеты, то с 1 января 2020 года такая обязанность появляется. Дополнительная сложность данного нововведения состоит в том, что какой-либо закрытый перечень организаций финансового рынка в законе отсутствует и потенциально под такое определение могут попасть и страховые, и пенсионные организации», — добавила Коскина.

Поправки к закону о валютном контроле также предусматривают возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках за рубежом, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ), и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией.

Старший юрист Deloitte Legal в СНГ отмечает, что эта норма будет иметь позитивный эффект, так как на данный момент в перечень стран, обменивающихся финансовой информацией с Россией, входит более 80 стран и территорий. Однако некоторые страны, являющиеся государствами — членами ОЭСР и/или ФАТФ, не осуществляют обмен финансовой информацией с РФ (например, США). Соответственно, в отношении данных стран режим иностранного счета значительно ужесточен.

В связи с этим, в отношении счетов, открытых в банках данных стран, список разрешенных валютных операций существенно сократится. Например, зачисление дивидендов от иностранной компании на счет, открытый в банке США, станет незаконной операцией и потенциально может привести к взысканию административного штрафа в размере 75-100% от суммы валютной операции, подчеркнула Коскина.

По мнению директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольги Замесиной, логика законодателя состоит в том, что чем выше прозрачность страны, в которой открыт зарубежный счет, тем большую степень свободы можно предоставить гражданам по осуществлению валютных операций и упростить обязанности по подаче отчетности.

«ФНС России, в любом случае, получит данные о счетах резидентов в ходе автоматического обмена финансовой информации. Поэтому нет необходимости ограничивать перечень разрешенных валютных операций», — подчеркнула Замесина.

В частности, законом предусматривается отмена требования о представлении резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами России, в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать в случае, если общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на таком счету не превышает 600 тыс. рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

«Отмена требования о предоставлении отчетов будет распространяться на относительно небольшое число счетов с незначительными оборотами, для которых, при условии международного обмена финансовой информацией, требование об отчетности может быть признано излишним», — сказала старший юрист Deloitte Legal в СНГ.

За денежными операциями россиян будут следить тщательней с 10 января 2021 года

Документ отменяет запрет на совершение за пределами территории России расчетов между физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, и российскими государственными вузами, а также их филиалами, находящимися за пределами территории РФ. Речь идет о расчетах по договорам об образовании.

Аналогично российским вузам и их филиалам, находящимся за пределами территории РФ, дается возможность осуществлять расчеты с такими физическими лицами — резидентами в иностранной валюте и рублях без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Также на них не распространяется требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ при оплате физическими лицами — нерезидентами образовательных услуг за пределами РФ. Этим нормам придается обратная сила: они распространятся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

В середине декабря первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что меры либерализации валютного контроля, которые начинают действовать в России с 1 января 2020 года, расширят использование российской валюты нерезидентами и укрепят положение рубля на международных рынках.

«Уже принятые и обсуждаемые меры позволяют расширить использование валюты Российской Федерации в международных расчетах, активизируют использование российского рубля нерезидентами. Использование валюты Российской Федерации для расчетов по внешнеторговым контрактам позволит укрепить позиции российского рубля на международных рынках», — сказал Силуанов.

Он также отметил, что закон открывает для российского бизнеса и экономики новые перспективы. Либерализация валютного контроля не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранными контрагентами с российскими партнерами, но и помогает в реализации такого национального проекта, как «Международная кооперация и экспорт», для которого требуется особое валютное регулирование.

В ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) добавлены новые основания зачислений на зарубежные счета иностранных представительств или филиалов организаций-резидентов:

  • возврат ранее произведенной оплаты за возвращаемый товар, неоказанную (ненадлежаще оказанную) услугу по сделкам, связанным с деятельностью представительства или филиала, за исключением внешнеторговой деятельности;
  • возврат залога по договору аренды помещения (вероятно, в законе имеется в виду обеспечительный платёж);
  • получение выручки от продажи имущества, которым наделено представительство или филиал, за исключением выручки от внешнеторговой деятельности;
  • страховые выплаты от страховщиков-нерезидентов.

Во всех случаях, когда в ст. 12 Закона упоминаются отчеты о движении средств по зарубежным счетам, теперь будет говориться об «отчетах о движении денежных средств и иных финансовых активов».

Это означает, что предполагается подача отчетов не только в отношении денежных средств на счетах, но и в отношении, в частности, ценных бумаг. Сейчас в формах отчетов, утверждаемых Правительством РФ, предусматривается указание только денежных средств, поэтому следует ожидать внесения в них изменений.

Обязанности представления резидентами отчетов по счетам (вкладам) в иных, чем банки, организациях финансового рынка применяются с 1 января 2021 г.

В соответствии с новой редакцией Закона, которая начнет действовать с 9 июля 2021 года, самым важным для граждан станет отмена разрешительного порядка проведения валютных операций, связанных с движением капитала. То есть, чтобы разместить депозит в иностранном банке, приобрести ценные бумаги, выпущенные предприятием-нерезидентом, купить недвижимость за границей, не нужно разрешение Нацбанка. Однако валютный договор (когда сумма достигает определенного порогового значения) нужно будет самостоятельно зарегистрировать на веб-портале Национального банка. На мелкие сделки такое требование распространяться не будет.

Помимо этого, правила проведения валютных операций между близкими родственниками также определены исходя из более либеральных подходов.

Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.

Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.

У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.

Важно! Разные виды нарушений норм валютного законодательства предусматривают разные меры ответственности. В том случае, если при осуществлении контроля было выявлено несоблюдение требований обращения валюты, информация передается органам валютного контроля или правоохранительным органам. Это зависит от того, какое совершено нарушение.

Виды ответственности за нарушение валютного законодательства Каким нормативным актом предусмотрена
Административная ответственность Предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ
Уголовная ответственность Предусмотрена статьями186 УК РФ и 183 УК РФ

Таким образом, каждая операция с иностранной валютой подлежит строгому контролю госорганами и финансовыми структурами. Все нарушения валютного законодательства ведут к довольно серьезным штрафным штрафам, а также наказанию в виде лишения свободы как для физических, так и для юридических лиц. Однако, если действия контролирующих органов, а также предусмотренное наказание является неправомерными, их можно оспорить через суд.

Валютный контроль 2021: что нужно знать

Контракт или кредитный договор должны быть поставлены на учет в банке в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ):

Вид операции Срок постановки на учет контракта (договора)
Списание денег со счета резидента в пользу нерезидента Не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств
Зачисление денег от нерезидента на счет резидента Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег
Списание денег в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в банке-нерезиденте Не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором было произведено списание (зачисление) денег
Зачисление денег от нерезидента на счет резидента, открытый в банке-нерезиденте
Ввоз на территорию РФ (вывоз с ее территории) товаров, подлежащих декларированию Не позднее даты подачи декларации на товары
Ввоз на территорию РФ (вывоз с ее территории) товаров, не подлежащих декларированию Не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности
Иные операции

Для регистрации договора в банк нужно подать сам договор (или выписку из него) и иные документы по перечню, определенному обслуживающим банком.

Обращаем внимание, что экспортный контракт можно представить в банк не позднее 15 рабочих дней после постановки экспортного контракта на учет. А постановка на учет в этом случае производится на основании общих сведений об экспортном контракте и реквизитах стороны контракта (п.п. 5.3, 5.4 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ).

Кроме того, поставить на учет контракт или кредитный договор можно и на основе проекта. В этом случае представить в банк контракт (договор) нужно будет не позднее 15 рабочих дней после даты его подписания (п. 5.10 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ).

Если по экспортному, импортному контракту или кредитному договору на 01.03.2018 в банке открыт паспорт сделки, то ни закрывать его, ни отдельно ставить такие договоры на учет организации не придется. Банк сам признает такие паспорта закрытыми, а договорам самостоятельно присвоит уникальный номер, который будет соответствовать номеру закрытого паспорта сделки (п. 18.1 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ).

Аналогично, если по состоянию на 01.03.2018 организация сдала в банк документы для открытия паспорта сделки, банк самостоятельно поставит на учет валютный договор и присвоит ему уникальный номер (п. 18.3 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ).

Расскажем про паспорт валютной сделки — что это такое и зачем это надо. Но после первого марта 2018 года паспорт сделки отменили, и в этом статье мы про это подробнее поговорим.

Что такое паспорт сделки

Паспорт сделки — документация валютного контроля, которая регламентирует отношения резидента РФ и контрагента из другой страны.

В него вносят данные клиента, которые тот предоставил для валютного контроля. Когда операции по паспорту сделки прошли, банк его закрывает и передает данные в Центральный банк.

Согласно инструкции Центрального Банка, после 1 марта 2018 года паспорт валютной сделки отменяется. Все процедуры взаимодействия с нерезидентами Российской Федерации упрощаются, но ужесточается контроль за движениями денежных средств.

Теперь вместо паспорта сделки надо составить договор на банковский учет. Для этого компания должна предоставить все подтверждающие ликвидность сделки документы.

Российским поставщикам товаров можно просто подать сведения о сделке по установленной банком форме. А договор постановки на учет принести в течении 15 дней. Иностранные агенты такой возможности лишены.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *