Зарплаты учителей в 2024 году в России по регионам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зарплаты учителей в 2024 году в России по регионам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В первом полугодии 2023 года средняя зарплата учителей в России увеличилась до 63,6 тыс. рублей. Такие данные опубликовал Росстат. Наибольшая зарплата учителей на Чукотке — 161 тыс. Далее идут Ямало-Ненецкий АО — 156 тыс., Москва — 135 тыс., Магаданская область — 134 тыс., Ненецкий АО — 123 тыс.

Средняя зарплата учителей официально выросла до 63 тыс. Но есть нюансы

Медианная зарплата на ставку в муниципальной российской школе едва превышает «чистыми» 20 тыс.

В первом полугодии 2023 года средняя зарплата учителей в России увеличилась до 63,6 тыс. рублей. Такие данные опубликовал Росстат.

Наибольшая зарплата учителей на Чукотке — 161 тыс. Далее идут Ямало-Ненецкий АО — 156 тыс., Москва — 135 тыс., Магаданская область — 134 тыс., Ненецкий АО — 123 тыс. А самые нищенские зарплаты учителей в Карачаево-Черкессии — всего 21 тыс. Даже в Ингушетии, расположенной на втором месте с конца, средняя зарплата составила 30 тыс.

В целом данные по средней зарплате впечатляют, однако важные детали существенно снижают оплату труда педагогов в соотношении к их нагрузке.

Как подсчитало «Равенство.Медиа», нагрузка учениками выросла за 10 лет минимум на 27%. Если в 2013 году в школах было менее 14 млн учеников на 1,06 млн учителей, то сегодня их более 18 млн на 1,08 млн учителей. То есть в расчете на одного учителя было 13 учеников, а сейчас — почти 17. Бюрократическая нагрузка тоже выросла, хотя предпринимаются попытки ее сократить. Так, с 1 сентября вступили в силу изменения в федеральном законе об образовании, согласно которым, с учителей теперь запрещено требовать более того, что установлено законом. Перечень документов, которые обязан заполнять учитель, содержит «всего» пять пунктов:

  • рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
  • журнал учета успеваемости;
  • журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
  • план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства);
  • характеристика на обучающегося (по запросу).

При этом первые четыре пункта нужно умножать на количество классов и предметов. Например, если учитель ведет физику в 7-11 классах, то ему нужно подготовить пять рабочих программ. Если же учитель ведет в пяти классах русский язык и литературу, то ему нужно подготовить десять этих документов. То же самое касается журнала учета успеваемости, внеурочной деятельности и плана воспитательной работы. Также пишутся отчеты об исполнении каждого вида работы. Поэтому на педагоге по факту может «висеть» не один десяток документов.

Что касается средней зарплаты, то она испытывает влияние регионов с высоким ее уровнем, которые «тянут» ее вверх. И если влияние северных регионов незначительное, так как учителей там мало, то влияние Москвы, где проживает 10% населения России, очень существенно. В этих условиях гораздо важнее медианная зарплата, то есть та, больше которой и меньше которой получают половина учителей.

Если исходить из общероссийской пропорции за 2022 год, когда средняя зарплата по стране составила 65 тыс., а медианная — 40 (она как раз учитывает распределение населения по регионам), то в первом полугодии 2023 года, то есть даже после существенного повышения, медианная начисленная зарплата учителей составила всего около 39 тыс. После вычета налогов сумма уменьшается примерно до 33-34 тыс. Именно эта сумма делит учителей на две половины, одна из которых находится ниже данной черты.

История. «Все сильнее мы привязаны к учебнику»

Петр Мазаев, учитель истории, лектор, координатор IB DP в Европейской гимназии, глава гуманитарной кафедры билингвальной школы «Le Sallay Диалог»:

— История — самый взрывоопасный предмет в любые времена, потому что в истории все строится на глобальных обобщениях и теориях, а связаны они с разными точками зрения. Лучший способ для ученых поссориться — это начать писать учебник по истории. Договориться насчет одного видения очень тяжело.

Старшие учителя говорят, что, когда начиналось преподавание истории отечества в новой России, после 1991 года, количество точек зрения и трактовок было гигантским. Теперь маятник качнулся в другую сторону, и это количество радикально сокращается, что видно в том числе по кодификаторам для ЕГЭ.

Но самое главное — сокращается количество учебников и разрешенных методических материалов.

Этот курс начался достаточно давно, но теперь за этим стали строже следить. К тому же в государственных школах появился и стал обязательным к использованию конструктор рабочих программ. И вроде бы закон «Об образовании» все еще гарантирует свободу в выборе методики и педагогическое творчество, но все больше преподаватели вынуждены обращаться к совершенно конкретным наборам тем и проходить их в том порядке, который заявлен.

Все сильнее мы привязаны к учебнику — и особенно к новому учебнику по XX веку, изданному под редакцией Владимира Мединского. Там как раз очень хорошо видно, что чем ближе мы подходим к концу XX – началу ХXI века, тем меньше точек зрения излагают авторы, тем однозначнее учебник — и, как замечают коллеги, задания в ЕГЭ все больше и больше опираются именно на него, а значит, миновать его никак не получится.

Согласно ФГОСам, которые мы развивали с 2009 года, история должна была уходить от знаниевой компоненты к навыковой. То есть в ЕГЭ постепенно должно было возрастать количество заданий, проверяющих навыки критического мышления, анализа источников, работы с картой, с визуальным изображением, рассуждения и категоризации и так далее, а знаниевые задания — сокращаться.

Литература. «Программа непомерно тороплива»

Антон Скулачев, учитель литературы, председатель «Гильдии словесников» (Москва):

— Общее ощущение, что официальная жизнь идет где-то параллельно, тогда как подлинная жизнь учителей — в школе, в классе, и в этом процессе учителя объединяются в малые группы, чтобы друг друга поддержать.

Я вижу невероятное количество чатов, где коллеги обмениваются вопросами, советами, рабочими листами, делятся сканами учебников, учебных пособий, программ, рабочих тетрадей, в том числе труднодоступных. Это среда постоянной взаимной поддержки.

Реальные проблемы все равно далеки от инициатив сверху, и на местах эти проблемы бывают катастрофичны. В школах до 60% детей-инофонов, для которых русский язык второй. Огромный процент детей с дисграфией и дислексией, с СДВГ. Эти дети не могут читать большие тексты — особенно далекие от них по тематике, про какие-нибудь крестьянские страдания. Много нечитающих детей. Добавим сюда конфликты с родителями и непомерно большую нагрузку. И коллеги понимают, что никто им справиться не поможет — всё придется решать самим.

«Оклады учителей часто ниже МРОТ»

Иван Меньшиков, учитель математики в «Хорошколе» и активист профсоюза «Учитель»:

— Отказ от бессмысленных документов произошел только на словах. Отчетов меньше не стало, особенно у классных руководителей: им нужно отчитываться о гражданско-правовом сознании детей, патриотизме и так далее.

Многие коллеги в этом году жалуются на конструктор рабочих программ. Все программы теперь должны составляться через него, и это тоже немного абсурдно, потому что у нас один учебник — казалось бы, можно было сделать одну рабочую программу. В результате все равно получаются оторванные от жизни документы с кучей проблем.

Календарно-тематическое планирование распределяет все уроки до конца года — и зачастую не в том порядке, в котором учителю удобно и в котором он считает правильным.

Любая коррекция, любая болезнь учителя, любое отклонение сразу же делает во многом этот труд бессмысленным.

В этом году мы ждали, что появится прозрачная система оплаты труда или будут сделаны первые шаги в ее сторону. Но пока все по-прежнему. Какие-то школы финансируются из муниципальных бюджетов, какие-то — из региональных, где-то подушевое финансирование, в малокомплектных школах — по ставкам, и нет понятных правил.

Наш профсоюз недавно провел большое исследование и проанализировал оклады учителей по регионам. Это очень низкие цифры, в подавляющем большинстве случаев они ниже МРОТ, иногда 7–9 тысяч рублей. Конечно, за счет надбавок и высокой нагрузки педагоги получают выше МРОТ, но оклад — это гарантированная часть оплаты труда за ставку, он не должен быть ниже МРОТ.

Топ-20 регионов по зарплате учителей

Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования

Субъект РФ

Средняя зарплата учителей, руб.

1

Чукотский авт. округ

113 350

2

Ямало-Ненецкий авт. округ

99 645

3

Москва

98 197

4

Сахалинская область

90 933

5

Магаданская область

85 352

6

Ненецкий авт. округ

84 284

7

Камчатский край

75 144

8

Ханты-Мансийский авт. окр.

70 374

9

Республика Саха (Якутия)

69 099

10

Мурманская область

59 835

11

Санкт-Петербург

59 766

12

Московская область

57 525

13

Республика Коми

50 839

14

Тюменская область без авт. окр.

49 933

15

Ленинградская область

49 097

16

Хабаровский край

48 257

17

Приморский край

46 520

18

Амурская область

46 498

19

Архангельская область без авт. окр.

46 458

20

Красноярский край

45 963

Изменения в размере оклада

С 1 января 2024 года учителя получат значительное увеличение в размере оклада. Решение о повышении зарплаты принято в рамках государственной программы по развитию образования и улучшению условий труда педагогических работников.

Ранее оклад учителя составлял фиксированную сумму, которая не изменялась в течение длительного времени. Новые изменения предусматривают связь размера оклада с уровнем профессионального мастерства и стажем работы учителя. Более опытным и квалифицированным педагогам будет предоставлено поощрение в виде дополнительных надбавок.

Таким образом, размер оклада будет рассчитываться исходя из следующих факторов:

1. Уровень профессионального мастерства

Учителям, достигшим высшего уровня профессионализма, будет предоставлено повышение оклада. Это стимулирует педагогов постоянно совершенствоваться и повышать качество своей работы.

2. Стаж работы учителя

Учителям, имеющим большой стаж работы, будет установлен более высокий оклад. Это признание значимости опыта и способствует удержанию опытных и высококвалифицированных педагогов в системе образования.

Новые изменения в размере оклада предоставляют учителям справедливое вознаграждение за их труд и стимулируют профессиональный рост. Они также позволяют привлечь и удержать талантливых педагогов в сфере образования, что положительно сказывается на общем качестве образования в стране.

Дифференциация зарплаты по регионам

С 1 января 2024 года введены изменения в систему оплаты труда учителей, которые предусматривают дифференциацию зарплаты в зависимости от региона проживания.

Ранее все учителя получали одинаковую зарплату, что часто вызывало неудовлетворенность и недовольство работников образования. Благодаря новым изменениям, зарплата будет учитывать региональные особенности, уровень жизни и стоимость проживания в конкретном регионе.

Дифференциация зарплаты по регионам ведется на основе различных показателей, таких как уровень безработицы, инфляция, социально-экономическая ситуация и другие факторы. Это позволяет более справедливо распределить зарплату и учитывать особенности каждого региона.

Такой подход позволяет привлечь к работе в малонаселенных и удаленных регионах больше квалифицированных специалистов, что существенно повышает качество образования в этих регионах. Также это способствует сокращению «ухода» учителей из образовательного сектора в поисках лучшей оплаты труда в крупных городах.

Дифференциация зарплаты по регионам — одна из важнейших составляющих изменений в системе оплаты труда учителей с 1 января 2024 года. Она позволяет более приблизить оплату труда к реальным региональным условиям и повысить привлекательность профессии учителя. Это в свою очередь может положительно сказаться на качестве образования, развитии регионов и страны в целом.

Средняя зарплата учителя

Средняя зарплата учителя зависит от различных факторов, включая уровень образования, стаж работы и место работы. Важно отметить, что с 1 января 2024 года зарплата учителя будет значительно увеличена в рамках государственной программы по развитию образования.

На данный момент средняя зарплата учителя составляет около 30 000 рублей. Однако, с новыми изменениями, ожидается значительное увеличение этой суммы, чтобы привлекать и удерживать квалифицированных специалистов в сфере образования.

Повышение зарплаты учителей является важным шагом для решения проблемы низкого статуса профессии и недостатка кадров в образовательной сфере. Учителя играют ключевую роль в формировании будущего общества и их труд должен быть достойно оплачен.

Чтобы увеличить зарплату учителя, введены меры по повышению финансирования образования и улучшению системы оплаты труда. Это позволит привлекать высококвалифицированных специалистов, повышать престиж профессии и повышать качество образования в целом.

По новой государственной программе, средняя зарплата учителя будет увеличена до 50 000 рублей. Это будет способствовать привлечению и удержанию талантливых преподавателей, а также повысит статус профессии и обеспечит качественную подготовку будущего поколения.

Дополнительные выплаты учителям

Помимо базовой зарплаты, учителя также могут получать дополнительные выплаты в зависимости от различных факторов и условий. Эти дополнительные выплаты предназначены для поощрения и стимулирования педагогической деятельности, а также улучшения условий работы учителей.

Вот некоторые из видов дополнительных выплат, которые могут получать учителя:

  • Премии за результаты обучения: в зависимости от успехов учеников в учебе, учителя могут получать премии или бонусы. Например, за высокие результаты на экзаменах или за участие учеников в олимпиадах и конкурсах.
  • Дополнительные уроки: учителя могут проводить дополнительные уроки после школьного дня или в выходные дни и получать дополнительную оплату за эти занятия.
  • Работа с талантливыми учениками: если у учителя есть ученики, проявляющие особый талант в какой-либо области (например, музыка, спорт, наука), он может получать дополнительные выплаты за работу с этими учениками.

Кроме того, в некоторых случаях учителя могут получать дополнительные выплаты за участие в проектах и программам, проводимых образовательными учреждениями или государственными органами. Такие выплаты могут быть связаны с проведением научных исследований, разработкой новых учебных программ, участием в образовательных проектах и т.д.

Дополнительные выплаты учителям регулируются соответствующими нормативными актами и законодательством. Часто конкретные условия и размеры выплат определяются местными органами управления образованием или школьными администрациями.

С 1 января 2024 года педагогическим работникам будут применяться новые правила расчета заработной платы. Вместо привычной системы почасовой оплаты будет введена новая система, основанная на коэффициенте квалификации.

Этот коэффициент будет определяться на основе уровня квалификации педагога, опыта работы и достижений в профессиональной сфере. Чем выше уровень квалификации и больше достижения, тем выше будет коэффициент, который будет использоваться при расчете заработной платы.

Такая система позволит более справедливо определить оплату труда педагогических работников, учитывая их профессиональный рост и достижения. Она также поощряет педагогов к повышению своей квалификации и развитию профессиональных навыков.

Для более прозрачного расчета заработной платы педагогических работников будет введена единая базовая ставка, на основе которой будет производиться расчет коэффициента квалификации.

Оплата труда педагогических работников будет производиться ежемесячно, с учетом отработанного времени и с учетом коэффициента квалификации. Это позволит педагогам более точно расчитывать свой доход и планировать свои финансы.

Изменения в системе расчета заработной платы педагогических работников будут учтены в новом законодательстве, и все изменения вступят в силу с 1 января 2024 года.

Влияние на заработную плату

Изменения в системе оплаты труда педагогических работников, которые вступят в силу с 1 января 2024 года, непосредственно повлияют на размер заработной платы педагогов. Реформа предполагает установление новых норм оплаты труда, а также изменение коэффициентов, которые определяют размер заработной платы каждого педагогического работника.

Одним из ключевых изменений является отказ от текущей системы установления размера заработной платы на основе оклада и надбавок. Вместо этого введена система модулярного принципа оплаты труда, где каждая отдельная деятельность педагога оценивается определенным количеством модулей. Важно отметить, что величина модулей может различаться в зависимости от уровня сложности и ответственности работы.

Также будет установлен новый порядок начисления надбавок к заработной плате педагогов. Вместо акцизной надбавки, которая сейчас начисляется на основе категории педагогического работника, будет введена система должностных надбавок, учитывающих степень ответственности и сложность работы каждого отдельного педагога.

Изменения в системе оплаты труда педагогических работников также могут повлиять на размер премии, которая выплачивается педагогам за их достижения и успехи в работе. Реформа предлагает более справедливую систему начисления премии, учитывающую не только количество, но и качество работы педагога.

В целом, целью реформы системы оплаты труда педагогических работников является установление более справедливых и прозрачных принципов оплаты, а также стимулирование педагогов к повышению качества и результативности своей работы.

Обновленные критерии оценки педагогической деятельности

Оценка педагогической деятельности учителей в России будет осуществляться на основе обновленных критериев, вступающих в силу с 1 января 2024 года. Новые критерии были разработаны с целью повышения качества образования и улучшения результата обучения.

Одним из ключевых изменений является установление требований к профессиональной компетентности и опыту педагогов. Теперь учителя будут оцениваться не только по своему теоретическому знанию, но и по практическим навыкам, которые они могут применять в работе с учениками.

Кроме того, в новых критериях будет уделено внимание эффективности образовательного процесса. Это включает в себя оценку результатов учащихся, уровня достижения образовательной программы, а также учет мнения родителей и учеников о работе учителя.

Для более объективной оценки качества преподавания будет использоваться система мониторинга и анализа педагогической деятельности. Это позволит выявить сильные и слабые стороны работы учителей и принять меры по их совершенствованию.

Информация об оценке педагогической деятельности будет передаваться в региональные образовательные организации, которые будут принимать решения о заработной плате учителей. Зарплата будет зависеть от результатов оценки, что способствует стимулированию учителей к профессиональному росту и повышению качества обучения.

Внедрение обновленных критериев оценки педагогической деятельности является важным шагом в развитии системы образования в России. Ожидается, что это поможет повысить стандарты преподавания и создать условия для развития профессиональной карьеры учителей.

Профсоюзы и представители

Вопросы изменения зарплаты учителей регулируются не только правительственными органами, но и профсоюзами и представителями учителей. Они играют важную роль в обсуждении и принятии решений, касающихся зарплатного фонда и условий труда учителей.

Профсоюзы представляют интересы учителей и защищают их права. Они активно участвуют в переговорах с правительственными органами и работодателями, в том числе в формировании зарплатного фонда и условий оплаты труда учителей. Профсоюзы также проводят информационные кампании и акции, направленные на повышение уровня оплаты труда учителей и улучшение их условий работы.

Представители учителей, в свою очередь, являются связующим звеном между профсоюзами и образовательными учреждениями. Они представляют интересы учителей на местном уровне и активно обсуждают вопросы оплаты труда с администрацией школ и других образовательных учреждений. Представители учителей также обеспечивают информационную поддержку профсоюзов и помогают учителям в вопросах, связанных с оплатой труда.

Вместе профсоюзы и представители учителей играют важную роль в обеспечении справедливой и достойной оплаты труда учителей. Они работают на благо учителей, стремясь повысить уровень оплаты труда, улучшить условия работы и обеспечить достойное социальное положение учителей в обществе.

Сравнение с предыдущими годами

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила и условия, касающиеся изменения зарплаты учителей. Они значительно отличаются от предыдущих лет и направлены на повышение привлекательности профессии учителя и улучшение их материального положения.

Для более полного понимания изменений, давайте проведем сравнение с предыдущими годами:

  1. 2019 год

    • В 2019 году зарплата учителя была определена исходя из установленного тарифного оклада и доплат за выслугу лет и квалификацию.
    • Учителя получали премии в зависимости от результатов работы и достижений.
    • Общая сумма выплат формировалась на основе федерального и регионального бюджетов.
  2. 2020 год

    • В 2020 году была произведена индексация заработной платы учителей на 4%.
    • Учителя также получали премии и доплаты за выслугу лет и квалификацию.
    • Общая сумма выплат также формировалась на основе федерального и регионального бюджетов.
  3. 2021 год

    • В 2021 году была произведена дополнительная индексация заработной платы учителей на 2%.
    • Учителя также продолжали получать премии и доплаты за выслугу лет и квалификацию.
    • Общая сумма выплат формировалась на основе федерального и регионального бюджетов, а также средств, выделенных из специального фонда поддержки образования.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *