С кем должен оставаться ребенок при разводе в исламе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С кем должен оставаться ребенок при разводе в исламе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».

С кем остаются дети после развода?

К тем, кто неспособен на нее, относятся также люди, которых постигло инфекционное заболевание со свойством передаваться при совместном проживании.

Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения.

Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.

Ал-Албани назвал хадис хорошим.Однако в некоторых случаях мать не может дать ребёнку достойное воспитание, например, если она не исповедует ислам, не обладает здравым рассудком, если здоровье не позволяет ей воспитывать ребёнка; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.

Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой и сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь».

Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью. Я также благодарю портал «Взгляд» за репост моих статей. Какой бы резонанс они ни вызывали, какие бы отзывы ни получали, я полагаю, развенчание стереотипов, навязываемых сионистской и западной пропагандой, является важной задачей.

Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.

Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца.

И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.

Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансар, которая родила ему сына ‘Асима. Тогда ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался, ‘Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Тогда они обратились на суд к Абу Бакру. ‘Умар сказал: «Это мой сын».

С кем после развода должен остаться несовершеннолетний сын: с матерью или с отцом, если мать ребенка придерживается атеистических воззрений. Бабушка сына по материнской линии является христианкой и водит ребенка в церковь без разрешения отца.

Необходимые документы для того, чтобы отсудить ребенка

Все доводы сторон на судебном заседании должны быть аргументированы. В зависимости от оснований, из-за которых бывший муж хочет забрать сына или дочь при разводе собираются необходимые документы. Обычно необходимо:

  • исковое заявление, в котором будут представлены аргументы и требования;
  • свидетельство о разводе;
  • документ, подтверждающий отсутствие заболеваний у отца;
  • документ, подтверждающий уровень доходов;
  • справка с места жительства;
  • документ, подтверждающий благоприятные жилищные условия (акт проверки представителей органов опеки и попечительства);
  • характеристики с места работы.

Если бывшая жена не выполняет родительские обязанности, то необходимы дополнительные документы:

  • медицинское заключение о состоянии супруги (алко- или наркозависимости, психические проблемы);
  • показания свидетелей;
  • характеристики, в которые следователи, начальник, соседи или другие причастные лица описывают поведение матери.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Что говорится о разводе в исламе?

Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.

Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.

Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.

Определение места жительства несовершеннолетнего ребенка после развода родителей

Благополучие детей при расторжении брака его родителей является основной задачей при решении вопроса об их дальнейшем месте жительства.

При этом место жительства детей после расторжения брака устанавливается по соглашению его родителей. Если соглашение не заключалось, то такое место назначается судом исходя из интересов ребенка и с учетом его желания.

По законодательству никто из родителей не обладает преимущественном правом на то, чтобы дети после развода проживали именно с ним.

Суд определяет это исходя из конкретной ситуации и индивидуальных условий жизни каждого из родителя.

При назначении места жительства суд учитывает следующее. Привязанность ребенка к каждому из родителей, а также к близким родственникам со стороны каждого из родителя. У детей старше 10 лет спрашивают мнение с кем бы ему хотелось остаться после развода родителей.

Мнение родителей. В иных ситуациях суд может установить, что один из родителей не желает постоянно проживать с детьми и воспитывать их. Поэтому при решении данного вопроса отдает предпочтение другому родителю.

Место жительства каждого из родителя. Если мать проживает в районе, где ребенок растет, ходит в школу и в секции, то суд, скорее всего, определит место проживания ребенка также в этом районе.

Возраст ребенка. Детей в возрасте до 10 лет чаще оставляют с матерью.

Условия проживания родителей. Суд обращает внимание на то, в каких условиях живет каждый из родителей: площадь жилища, наличие отдельной комнаты для детей, индивидуальное рабочее и спальное место, удобства в доме.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

У кого остается ребенок после развода родителей?

Хидана – это права на воспитание ребенка до определенного срока. Это право принадлежит матери ребенка. Однако с юридической точки зрения мать не обязана делать этого. То есть она не может быть принуждена к тому, чтобы смотреть за детьми и воспитывать их. Однако в том случае, если нет никого другого, кто мог бы взять на себя воспитание детей, мать обязана смотреть за ними и воспитывать их.

Мать обязана воспитывать и защищать свою дочь до девяти лет, а сына до семи лет . Дальнейшее воспитание и защита ложится на отца.

Даже если мать ребенка не является мусульманкой, все равно ребенок передается ей на воспитание. Однако в том случае, если станет очевидным, что воспитание, которое она дает детям, не соответствует нормам ислама и отдаляет ребенка от религии, то в этом случае ребенка забирают у матери и передают на воспитание другому родственнику. А эта мать утрачивает право на воспитание ребенка.

Чтобы сохранить права на воспитание, мать ребенка не должна выходить замуж за постороннего мужчину и должна быть способна обеспечивать и оберегать своих детей.

Разведенная женщина, вышедшая замуж за другого мужчину, а также имеющая недостатки в умственном развитии или целомудрии, утрачивает право воспитания. Но если ее новый муж примет ее детей и возьмет на себя ответственность за их воспитание, то в этом случае дети не могут быть отобраны у матери и переданы отцу. Однако бывший муж имеет право видеть своих детей в любое время.

Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.

Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.

Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.

В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.

Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.

Мы постараемся кратко коснуться вопроса, заданного одной из сестер: кем воспитывается ребенок, потерявший отца, если его мать выходит замуж, и какие права мать имеет на этого ребенка.

До тех пор, пока мать не выйдет замуж за другого, она имеет больше прав на детей, как указывает на это хадис о женщине, муж которой после развода хотел забрать сына себе, и слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные этой женщине: “Ты имеешь больше прав на него, до тех пор, пока не выйдешь замуж”. (Абу Дауд).

Сказал Ас-Сананий: “Этот хадис является далилом на то, что мать имеет больше прав на опеку своего ребенка, если отец захочет забрать его у неё”. “Законоположение, на которое указывает этот хадис не вызывает разногласий; на основании его выносил судебные решения Абу Барк, а затем Умар”.

“Хадис также указывает на то, что мать, выйдя замуж, теряет право на опеку, и это мнение большинства ученых… Однако аль-Хасан и Ибн Хазм (ученые захиритского мазхаба) сочли, что она, выйдя замуж, не теряет права опеки, на что они использовали как доказательство тот факт, что Анас ибн Малик воспитывался у своей замужней матери, также как Умм Саляма вышла замуж за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ее сын остался на ее попечении, а также дочь Хамзы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, присудил её замужней тёте по матери…” (Субулю-с-салям).

Если же пара всё-таки решила развестись окончательно, то делёж имущества между ними зависит от ряда факторов.

1. Все личные вещи, а также недвижимость и иные предметы, которые принадлежат одному из супругов, остаются за ним и после развода (поскольку в фикхе право собственности носит личностный характер). Положение мужа как главы семьи не распространяется на имущество жены, и лишь она вправе распоряжаться своей собственностью. В суре «Женщины» сказано:

О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно (4:29)

2. При заключении брака обязательным условием, согласно Шариату, считается махр – свадебный дар, который жених преподносит невесте. Он остаётся у жены в тех случаях, когда развод происходит по инициативе мужа. Доводом тому служит аят суры «Ан-Ниса»:

Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого (4:20)

Если же развод инициирован супругой, то она обязана вернуть махр мужу. Мудрость этого заключается в том, чтобы женщины не превращали брак в средство заработка.

3. При наличии совместного имущества (жильё, бизнес) и заранее оговоренных долей при его разделе разводящиеся обязаны придерживаться взаимных соглашений. Если же условия раздела не были оговорены изначально, то такая собственность делится пополам. В суре «Корова» сказано:

Разведённых жён полагается обеспечивать разумным образом (2:241)

Если же кто-то из супругов получил некую собственность в дар или наследство или же владел ею до вступления в брак, то это имущество не будет считаться совместным.

Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».

Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:

  1. развод должен быть четко сформулирован произнесением определенных слов: мужчине следует сказать прямо и четко своей жене: «Ты разведена»;
  2. если мужчина использует вместо четкого произнесения о совершении развода какие-то завуалированные выражения, то ему нельзя использовать в своих словах частицы, которые усиливают фразы, указывая на окончательный разрыв супружеских отношений – это наличие таких фраз, как «С этого момента ты отвечаешь за себя сама!»;
  3. мужчина не должен использовать в своих словах усилительные частицы и фразы, так как они могут привести к окончательному и безвозратному разводу, то есть талак баин;
  4. число «три» или «третий» мужчина не должен произносить в своей речи, а также числа больше трех, поскольку максимум двукратным является развод талак ар-радж‘и, а все, что имеют число больше, являются безвозвратными разводами.

Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.

Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.

Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:

  • только один или два раза может состояться такой развод, и воссоединение супругов может быть только через повторный брак с выплатой махра;
  • поскольку при малом расставании брак не считают окончательно расторгнутым, то на мужчине будет лежать материальное обеспечение женщины, и женщина может, если хочет, остаться жить в доме мужа;
  • при байнун ас-сугра махр аль муаджаль требуется выплатить немедленно;
  • при байнун ас-сугра в случае смерти одного из супругов, другой право на наследование сохраняет.

Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:

  • супруги окончательно разведены, и право мужа на трехкратный талак использовано;
  • мужчина и женщина начинают становиться недозволенными друг для друга, им запрещено вступать в половые отношения, и воссоединиться они уже не могут. Для их воссоединения необходимо, чтобы женщина вышла замуж за другого мужчину, с которым прожила бы в его доме семейной жизнью, развелась или естественным путем овдовела, а после этого выждала идду;
  • пока не окончится идда, женщина имеет право на то, чтобы мужчина нес ответственность за ее материальное обеспечение, оставаться в доме мужчины до окончания идды, но она должна вести себя по отношению к мужу по-другому, не как супруга, а как совершенно чужая для него женщина;
  • право наследования при большом расставании аннулируется;
  • мужчина должен выплатить женщине необходимый махр аль муаджаль.

Как предотвратить развод в исламе

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

С кем из родителей остаются дети после развода?

Прежде всего, мы должны понимать, что наши дети – это аманат (то, что нам доверено) от Аллаха. Поэтому мы должны соблюдать права того, что нам доверили. В первую очередь, дети имеют два права: право на любовь родителей и право на надлежащее воспитание. Любовь к ребенку пробуждает в нем сострадание (милосердие), надлежащее воспитание пробуждает в нем порядочность (добродетель, праведность).

Как правило, матери по большей части способствуют воспитанию в ребенке жалости и милосердия, в то время как отец помогает воспитанию в нем порядочности, поэтому ребенку нужны оба родителя, чтобы в нем равномерно воспитались оба эти качества. Отсутствие одной из этих сторон воспитания вредно для ребенка – человек без жалости не любят в обществе, человека непорядочного не уважают.

Только совместными усилиями обеих родителей ребенок получит правильное воспитание и займет надлежащее место в обществе. Один родитель не способен дать ребенку правильное воспитание.

Смерть одного из родителей не в нашей власти, и мы не можем ее предотвратить. Однако развод происходит по воле супругов, поэтому его нужно избегать в максимально возможной степени, особенно если в семье есть дети. Хотя в шариате предусмотрены правила опеки над ребенком и посещения его, когда стороны не могут договориться и прийти к пониманию, тем не менее, дети могут всю жизнь нести последствия развода родителей. Здоровый, нормальный ребенок – это тот, кто вырос в полноценной семье.

Как предотвратить развод в исламе

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Давать развод (талак) следует однократно

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:

«Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:

رَاجِعِ امْرَأَتَكَ

«Верни свою жену!».

Тогда тот сказал:

إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً

«Поистине, я дал ей развод трижды».

Пророк ﷺ сказал:

قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا

«Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).

Абу Дауд сказал об этом:

أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً

«Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».

Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

1. Глава: О том, кто настраивает женщину против мужа

2175 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не имеет к нам отношения тот, кто настраивает женщину против мужа или раба против господина».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

Комментарии и толкования أَبْوَابُ تَفْرِيعِ أَبْوَابِ الطَّلَاقِ

١- بَابٌ فِيمَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا

٢١٧٥- حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ، حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ الْحُبَابِ، حَدَّثَنَا عَمَّارُ بْنُ رُزَيْقٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عِيسَى، عَنْ عِكْرِمَةَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ يَعْمَرَ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَيْسَ مِنَّا مَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا، أَوْ عَبْدًا عَلَى سَيِّدِهِ».

[حكم الألباني] : صحيح

2. Глава: Женщина, которая просит мужа развестись с другой женой

2176 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не должна женщина просить развода для сестры своей, чтобы опустошить посуду её. Пусть выходит замуж (не ставя подобных условий), ибо, поистине, ей — то, что предопределено ей».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

Комментарии и толкования

٢- بَابٌ فِي الْمَرْأَةِ تَسْأَلُ زَوْجَهَا طَلَاقَ امْرَأَةٍ لَهُ

٢١٧٦- حَدَّثَنَا الْقَعْنَبِيُّ، عَنْ مَالِكٍ، عَنْ أَبِي الزِّنَادِ، عَنِ الْأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَا تَسْأَلِ الْمَرْأَةُ طَلَاقَ أُخْتِهَا لِتَسْتَفْرِغَ صَحْفَتَهَا وَلِتَنْكِحَ، فَإِنَّمَا لَهَا مَا قُدِّرَ لَهَا».

[حكم الألباني] : صحيح

3. Глава: О нежелательности развода

2177 — Передается от Мухариба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из того, что дозволил Аллах, нет ничего более ненавистного для Него, чем развод».

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».

2178 — Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Всемогущего и Великого Аллаха из дозволенного — развод».

Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».

Комментарии и толкования

٣- بَابٌ فِي كَرَاهِيَةِ الطَّلَاقِ

٢١٧٧- حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ يُونُسَ، حَدَّثَنَا مُعَرِّفٌ، عَنْ مُحَارِبٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «مَا أَحَلَّ اللَّهُ شَيْئًا أَبْغَضَ إِلَيْهِ مِنَ الطَّلَاقِ».

[حكم الألباني] : ضعيف

٢١٧٨- حَدَّثَنَا كَثِيرُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ خَالِدٍ، عَنْ مُعَرِّفِ بْنِ وَاصِلٍ، عَنْ مُحَارِبِ بْنِ دِثَارٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: «أَبْغَضُ الْحَلَالِ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى الطَّلَاقُ».

[حكم الألباني] : ضعيف

4. Глава: О разводе по Сунне

2179 — Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он дал своей жене развод, когда у неё была менструация, во времена Посланника Аллаха ﷺ. ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил об этом Посланника Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вели ему вернуть её, удержать до тех пор, пока она не очистится от этой менструации, а потом и от следующей. А потом, если желает, пусть удержит её при себе или даст ей развод прежде, чем прикоснётся к ней. С таким сроком Всевышний Аллах велел давать развод женщинам».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

2180 — Передается от Нафи‘а, что Ибн ‘Умар дал развод своей жене, когда у той была менструация. И он привёл хадис, похожий на предыдущий.

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

2181 — Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он дал своей жене развод в период её менструации. ‘Умар рассказал об этом Пророку ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вели ему вернуть её, а потом дать ей развод в период чистоты или беременности».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

2182 — Передается от ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он дал своей жене развод, когда у неё была менструация. ‘Умар рассказал об этом Посланнику Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ разгневался и сказал: «Вели ему вернуть её, удержать до тех пор, пока она не очистится от этой менструации, а потом и от следующей. А потом, если желает, пусть даст ей развод прежде, чем прикоснётся к ней. С таким сроком Всевышний Аллах велел давать развод женщинам».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

2183 — Передается от Юнуса ибн Джубайра, что он спросил Ибн ‘Умара: «Сколько раз ты давал развод своей жене?» Он ответил: «Один раз».

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

2184 — Передается от Юнуса ибн Джубайра: «Я спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Умара: “Что если мужчина дал жене развод во время менструации?” Он ответил: “Знаешь ли ты ‘Абдуллаха ибн ‘Умара?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “‘Абдуллах ибн ‘Умар дал развод своей жене, когда у неё была менструация. ‘Умар пошёл к Пророку ﷺ и спросил его об этом, и Пророк ﷺ сказал: “Вели ему вернуть её, а затем дать ей развод в начале ‘идды””. Я спросил: “А засчитывается ли этот развод?” Он ответил: “А как же иначе? (Разве это оправдание), что он проявил слабость или совершил глупость?”»

Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *